«Путешествия занимают четверть моей жизни», – признается бессменный ведущий программы «Непутевые заметки» Дмитрий Крылов, который 29 сентября отметит свое 70-летие. А самой передаче уже 25 лет! За эти годы Дмитрий Дмитриевич объехал полмира. Впрочем, его путешествия начались задолго до «Непутевых заметок». В канун юбилея вспоминаем самые яркие странствия нашего Д. К.
САМОЕ ПЕРВОЕ
Путешествовать Дмитрий Крылов начал прямо во время рождения. «Мой отец познакомился с матерью в годы Великой Отечественной войны по переписке, – рассказывает он эту удивительную историю. – Когда они встретились после войны в Москве, мама училась в консерватории, а отец работы не нашел. И уговорил маму ехать в город Охотск, где ему обещали работу. Там им пришлось поселиться на какой-то заимке в тайге. Каждый день отцу надо было пройти 20 километров по тайге, чтобы попасть на рыбный завод, где он работал механиком. Однажды, возвращаясь, он решил сократить путь и стал переплывать речку на плоту. Но была штормовая погода, его вынесло в море, и он утонул. А спустя 9 дней кто-то вспомнил, что у погибшего есть жена, которая была на сносях. И за ней послали катер. Он пришел, маму погрузили на него, но снова начался шторм, так что катер не мог пристать к берегу. Так в Охотском море мама меня и родила...»
САМОЕ СУДЬБОНОСНОЕ
Однако путешествовать постоянно Дмитрий Дмитриевич начал только в 45 лет, когда появилась передача «Непутевые заметки». Произошло это благодаря случаю: в августе 1991 года Крылова, который уже много лет работал на телевидении, пригласили на фестиваль в Эдинбург. А у нас в стране тем временем произошел путч. «Я был уверен, что путч закончится в пользу путчистов и у меня больше не будет возможности поехать за границу, поэтому решил не спешить обратно, – признается телеведущий. – Друзья в Лондоне предоставили возможность месяц жить в квартире бесплатно. Жил я впроголодь, поскольку на все свои сбережения купил камеру и снимал, чтобы оставить себе какие-то воспоминания. А когда вернулся в Москву, то увидел, что из отснятых 10 часов может что-то получиться, и сделал четыре получасовые передачи под названием «Непутевые заметки, или Из Лондона с любовью». На фоне официозной международной журналистики того времени они понравились телезрителям: появился обычный человек, который рассказывает обычными словами то, что интересует других обычных людей. Я, например, снимал корм для кошек и собак в лондонском универмаге «Хэрродс» – мы же тогда понятия не имели, что такое в природе бывает! Мои передачи настолько понравились, что сразу посыпались предложения: «А не хотите ли поехать в западный Берлин?», «А не хотите ли в круиз?» Я стал по несколько раз в год выезжать».
САМОЕ ЛЮБИМОЕ
Телезрителям Крылов старается интересно рассказывать обо всех странах, где побывал, а их насчитывается более сотни. Но сам он с особой любовью относится к острову Бали, австрийской области Каринтия и Африке. «Если предположить, что человек проживает несколько жизней, Африка моя бывшая родина. А может, будущая, – уверяет телеведущий. – Помню очень захватывающую поездку в Намибию, когда мы, участвуя в сафари, неслись на багги. На огромной скорости, под опасным углом по склону песчаной дюны. А красота необыкновенная, потому что это происходило перед закатом, во время которого мы подъехали к Берегу Скелетов. С самой верхушки дюны мы наблюдали, как солнце уходит в воды океана». Сердце Крылова не отвратил от черного континента даже неприятный случай во время сафари. «Леопард едва не откусил мне ногу, – вспоминает он. – Мы тихонечко ехали в джипе и снимали следующих за нами леопардов. Животные никогда не бросаются на машины – они побаиваются автомобиль, как нечто большое и грозное. Но вдруг я, забывшись, высунул из джипа ногу. Буквально секунда, но леопард успел кинуться! Спасибо водителю – мгновенно отреагировал, швырнул зверю кусок мяса – и леопард, уже летевший было на меня, прямо в полете, описав дугу, развернулся к мясу…»
САМЫЕ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ
Впрочем, за годы путешествий опасности подстерегали телеведущего не только в дикой африканской саванне, но и посреди цивилизованного мегаполиса. «Однажды я потерялся в Токио, – признается Крылов. – Отстал от съемочной группы в первый день пребывания. Не знал, в каком отеле мы живем, у меня не было с собой денег и телефона, языка я не знал. У меня был ключ от номера, но там не стояло название отеля – только буква «А». Сколько я ее ни показывал таксистам, никто не понимал. Только через несколько часов один всё же догадался и привез меня в гостиницу».
А еще хуже нападения хищника оказалось нападение... бессонницы! Свое 60-летие Крылов решил отметить поездкой в Тибет, где никогда не бывал. «Но как только я вылетел из Москвы, потерял сон, – вспоминает он. – Не спал первую ночь, вторую, третью... На пятую у меня просто поехала крыша. Это был как раз день моего рождения. Мне звонили с поздравлениями, а я лежал на кровати и не понимал, на каком свете нахожусь. Тогда я взмолился: «Ребята, отправьте меня домой». И – о чудо! Только я взял курс на Москву, сон вернулся». Впрочем, неудачной ту поездку телеведущий не считает – именно во время бессонницы он начал писать автобиографическую книгу.
САМЫЕ СЕМЕЙНЫЕ
Когда Крылов отправлялся в свою первую загранкомандировку, члены парткомиссии попеняли ему на моральный облик, недостойный советского гражданина, – к тому моменту Дмитрий был уже трижды женат. Наверное, дамы из комиссии были бы рады узнать, что последние 20 лет телеведущий не просто прожил с одной женой, но и пропутешествовал с ней. Его история любви с четвертой супругой Татьяной Бариновой началась необычно. «Таня дважды случайно сталкивалась с человеком, очень похожим на меня, – рассказывает Крылов. – Он ходил с двумя охранниками и ездил на крутой машине, в то время как у меня тогда машины вообще не было. Он подходил к ней, оказывал знаки внимания... Потом Таня увидела «его», то есть меня, на экране. А поскольку женщины – существа любопытные, решила его разыскать и наконец познакомиться. Я, естественно, очень удивился ее звонку, но почему-то согласился на встречу. Мы увиделись в останкинском кафе за чашкой кофе, но никакого впечатления друг на друга не произвели. Встречались почти полгода постольку-поскольку, я приглашал ее на светские мероприятия, а потом понял, что пропал...» Дмитрий Дмитриевич предложил Татьяне, которая окончила редакторское отделение полиграфического института, не только руку и сердце, но и место редактора в своей передаче. Супруги часто путешествуют вместе. А чтобы не устать друг от друга, соблюдают правило Крылова: во время командировок жить в разных номерах, дома спать в разных спальнях. Одно время «Непутевые заметки» вообще делали семейным подрядом: единственный сын Дмитрия от третьего брака Дмитрий был соведущим отца, а сын Татьяны – тоже Дмитрий! – работал оператором.
САМЫЕ ДОБРЫЕ
Между прочим, Крылов не только сам по заграницам раскатывает. «Как-то в передаче я обратился к зрителям: вы ведь знаете инвалидов, которые живут по соседству. Если есть возможность, сделайте людям праздник – вывезите их куда-нибудь отдохнуть. Не знаю, получило ли это отклик, но я сам трижды возил, – признается он. – В Израиль – двух Женек: девочку, у которой с рождения нет рук, и мальчика в инвалидной коляске. Я когда их увидел, сразу решил, что сделаю для них всё, что смогу. Целый год искал спонсоров и нашел! Девочка сейчас заканчивает институт, а мальчик занимается вокалом. Со слепым юношей Сережей мы ездили во Вьетнам. Юго-Восточная Азия пряная, и даже если ты ее не видишь, всё можешь понюхать, почувствовать. Еще была девушка-колясочница, которая ездила с нами на Мальдивы. Ее папа сопровождал, который никогда нигде не был, кроме Вологды. Очень симпатичный мужик. Увидел крабика на песке и кричит: «Таня, смотри, смотри! Насекомое бежит!» Девушка потом была участницей Паралимпийских игр в Пекине. Сейчас у нее семья и ребенок».