Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
СЕКРЕТНАЯ КАРТОТЕКА БОРИСА КЛЮЕВА
1
2
3
4
5
13 июля исполняется 80 лет со дня рождения замечательного актёра Бориса Владимировича Клюева. Интеллигентный, весёлый, мудрый, он говорил: «У меня есть правило: никогда не надо ни от чего отказываться. Порой небольшой эпизод может повернуть твою судьбу на сто восемьдесят градусов». Борис Клюев брал от жизни всё, и сама судьба улыбалась ему в ответ. А рассказывая свою биографию, актёр делил её на несколько периодов успеха.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ УСПЕХ
Юный Боря Клюев рос самостоятельным и непоседливым ребёнком. «Когда мне было четыре года, не стало отца. И меня воспитывала только мама, – вспоминал актёр. – Она работала на трёх работах, чтобы прокормить, одеть меня, троглодита. Поэтому я много времени был предоставлен сам себе. Я рос непростым мальчиком, шпаной, проще говоря. Учился ужасно, в шестом классе вообще остался на второй год». Боря с мамой жили в коммунальной квартире. А их соседкой была польская аристократка. «Мама попросила её позаниматься со мной французским, – рассказывал Клюев. – Ну это же невозможно, чтобы двенадцатилетний мальчик по доброй воле сидел и что-то учил. Естественно, с трудом отбыв несколько уроков и запомнив единственное французское слово «бон-бон», что означало «конфета», я сказал, что больше учить язык не буду». С детства в будущем актёре проявлялась предпринимательская жилка. То он устраивал театрализованные представления в Измайловском парке в Москве: продавал билеты, собирал зрителей, показывал с какие-то забавные сценки. То на Арбате продавал редкие почтовые марки, которые находил у соседей. Всю выручку маленький Боря неизменно отдавал маме. А став постарше, пошёл разгружать вагоны и самостоятельно заработал на свои первые в жизни костюм, рубашку и ботинки. В старших же классах школы у хулигана Бори Клюева случилась первая любовь. «За одну парту со мной села девочка – Зоя Анпилогова, – делился актёр. – Я вырезал на парте сердце, пронзённое стрелой, и написал «Зоя». За что мне в дневник вкатили выговор. А потом, когда на уроке физкультуры она села на шпагат, – моё сердце было просто покорено. Но позже Зоя ушла в другую школу, и наши пути разошлись». Зато в жизни Бориса Владимировича появилось новое увлечение – театр. Он сыграл в школьном спектакле «Чёртова мельница». «Это был первый клич славы – меня в школьном буфете пропускали без очереди, – говорил Клюев. – И я записался в театральный кружок в Доме журналиста. А после школы поступил в Щепкинское училище. И завертелось…»

МУШКЕТЁРСКИЙ УСПЕХ
Сниматься в кино Клюев стал, будучи ещё студентом, – он сыграл в массовке «Войны и мира» Сергея Бондарчука. А славу Борису Владимировичу принёс фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра». Кстати, роль графа Рошфора актёр получил абсолютно случайно. Сначала кинопробы не ладились. Режиссёр фильма без интереса смотрел на молодого актёра. «И тогда я вызубрил несколько страниц текста. Детально, вплоть до грима, я продумал всё, что буду делать перед камерой, – вспоминал Клюев. – И когда сыграл свою сцену, то по тишине, воцарившейся в павильоне после команды «Стоп!», понял, что произвёл нужное впечатление». Первым делом после подписания догово-ра о съёмках в фильме Борис Владимирович отправился на ипподром, в школу верховой езды. Несколько месяцев он прилежно занимался. «А в итоге так ни в одной сцене не проскакал», – смеялся Клюев. На заработанный гонорар актёр купил свой первый автомобиль. «Повёз маму по делам. А она несколько часов сидела, не говорила ни слова, – рассказывал Борис Владимирович. – Я спросил, почему она молчит. Мама ответила: «Если скажу родне, что сын купил машину, все просто обалдеют!»

ШПИОНСКИЙ УСПЕХ
Новым успешным витком в карьере Клюева стала роль шпиона Трианона в фильме «ТАСС уполномочен заявить…» Правда, изначально сам актёр не горел желанием сниматься в этом проекте. «Я сомневался: надо было опять играть шпиона, а в начале карьеры меня обычно приглашали на такие роли, – рассказывал Клюев. – Но постепенно втянулся. Постарался сделать этого Трианона человечным, какую-то судьбу ему придумать. Даже для большей достоверности принёс из дома и повесил в его кабинете фотографию моего родного отца». В итоге Клюев смог так вжиться в роль, что на стадии монтажа пришлось её существенно подрезать: герой хоть и был отрицательным, а получился ярким и затмевал остальных персонажей. После выхода картины на большие экраны популярность Бориса Владимировича увеличилась. Поклонницы по водосточным трубам забирались в гостиничные номера, где останавливался во время гастролей актёр. «Я вам открою маленький секрет, – делился Клюев. – На телевидении была передача, посвящённая «ТАССу», на которую меня не пригласили. Я позвонил и выяснил, что пришло три мешка писем, и два из них посвящены Трианону, и если меня выведут в прямой эфир, то телефон просто оборвётся!»

ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ УСПЕХ
Самый неожиданный успех пришёл к Борису Владимировичу после сериала «Воронины», в котором он сыграл главу семейства – пенсионера-домоседа и заядлого футбольного фаната Николая Петровича. «Я всегда старался выходить за привычные для себя рамки, и мне это часто удавалось, – говорил Клюев. – Играя Воронина, я ушёл дальше всего от себя самого. Аристократы, князья – всё, что я играл до сих пор, гораздо проще, чем Воронин. Благодаря ему я начал понимать, что становлюсь мастером». Обаятельный, ворчливый, добродушный и мудрый Николай Петрович так понравился зрителям, что за эту роль Борис Владимирович даже получил премию ТЭФИ. Актёр признавался, что, работая над образом Воронина, ему сложнее всего давались «застольные сцены». «Это ужасно, – рассказывал Клюев. – Бывает, что уже в десять утра я ем борщ, а в следующем кадре – блинчики. Потом передо мной ставят торт, за ним – винегрет. При этом продюсеры просят по три дубля сделать, то есть три дубля я всё это должен есть по-настоящему, с аппетитом. Плюс генеральная репетиция. Каждую сцену, а их может быть до тридцати в день, мне приходится есть. С другой стороны, это большая экономия для моей семьи. Дома, когда прихожу с работы, я уже не ем!»

СЕМЕЙНЫЙ УСПЕХ
Борис Владимирович считал: «В семье главное, чтобы был только один лидер, но никак не два. Есть мужчины, которые с удовольствием подчиняются женщине. А есть те, кто этого не приемлет. Я отношусь ко вторым. Как я сказал – так и будет. Потому что я несу ответственность за семью, обеспечиваю её, принимаю решения. Но при этом, безусловно, с уважением отношусь к роли женщины в браке». Актёр был женат три раза. И настоящее счастье обрёл со своей третьей супругой – Викторией. Они познакомились случайно, в компании общих друзей. Увидев улыбчивую хрупкую блондинку, Борис Владимирович моментально потерял голову и влюбился. «Я очень много сделал, чтобы добиться взаимности, ухаживал, иногда по три часа пел по телефону», – улыбаясь вспоминал актёр. После свадьбы молодожёны получили комнату в коммуналке в актёрском доме. «Сначала у нас ничего не было. Первые дни спали на раскладушке, потому что нам никак не привозили уже купленный диван, – рассказывал Борис Владимирович. – Пригласили друзей на новоселье. Вика в спешном порядке шила шторы, а я с самого утра бегал за продуктами. Купил всё что нужно. Уже гости собираются, а дивана нет. На чём сидеть – не понятно. Наконец привезли, мы его быстро собрали, все расселись. Я поднял первую рюмку. «Ну, ребята, – говорю, – за новоселье!» Выпиваю и… больше ничего не помню. От усталости, нервотрёпки и недосыпа выключился моментально. Первый раз такой конфуз со мной произошёл». Дом Клюевых всегда был открыт для гостей, там было многолюдно и весело. Но вот соседи такой шумной компании далеко не всегда были рады. Как-то раз в разгар очередного дружеского ужина в дверь Клюевых постучали. «Сосед, какой-то милицейский шишка, видимо, пришёл жаловаться, – рассказывал актёр. – Я дверь открыл, и он увидел за столом Ливанова, Соломина, Абдулова, сразу дар речи потерял. Так и ушёл, не высказав претензий. Ещё в нашей компании был тенор. Он нам арии пел. Помню, после очередных ночных посиделок бегу на репетицию в театр, а на первом этаже меня уже ждёт, прислонившись к стеночке, пожилая соседка. И робко так начинает: «Молодой человек, я всё прекрасно понимаю, сама была такой же! Но заткните же вы своего певца, ну нельзя же так над людьми издеваться!» Да, замечательное было время…»

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ УСПЕХ
«Для студентов я – авторитет, сэнсэй и учитель!» – говорил Борис Владимирович. Практически сразу после окончания театрального училища Клюеву предложили должность преподавателя, и он согласился. Говорят, что актёр был очень требователен и строг к своим студентам. Впрочем, за это его любили и уважали. «Если вижу некачественное отношение к делу, могу взорваться и выгнать без разговоров. Для меня важно, чтобы мои ученики старались, работали над собой, – рассказывал Борис Владимирович. – Бывает, я уже сам опаздываю по делам, бегу после лекций из института, а они по дороге меня встречают, бегут, говорят, просят, чтобы я сделал замечания. Знаете, меня это подкупает – желание работать!» Говорят, что преподаватель Клюев обладал такой харизмой, что через полгода после поступления многие его студенты снимали пирсинги, начинали прятать татуировки, а в речи иностранные слова старались заменять на русские синонимы. А ещё у Бориса Владимировича была забавная традиция. «Для каждого своего курса я составляю интересную картотеку – я собираю все докладные записки, которые студенты мне пишут, почему они прогуляли или опоздали, а на четвёртом курсе я им их отдаю. Они так смеются», – делился актёр.