ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Сейчас многосерийные криминальные драмы на отечественных экранах не редкость. Но можно ли представить, чтобы такой сериал снял режиссёр с известнейшим именем, а песню из него знал каждый в России? Между тем в 2000 году получилось именно так. На «НТВ» вышел сериал «Бандитский Петербург».
СИЛА ЛИТЕРАТУРЫ
Бывший военный переводчик Андрей Баконин после ухода из армии устроился работать в ленинградскую молодёжную газету «Смена». В 90-е годы он создал и возглавил там отдел криминальной хроники. Под псевдонимом Андрей Константинов он написал целый цикл очерков о криминальных кругах Северной столицы. Их объединили общим названием «Бандитский Петербург». Вскоре Андрей решил написать уже не очерк, а цикл романов на эту тему. И эти романы стали пользоваться популярностью! Возможно, именно поэтому режиссёру Владимиру Бортко посоветовали обратиться именно к нему, когда мэтр задумал снять криминальную драму. Надо сказать, что эти книги Бортко не читал и читать
не хотел, ему казалось, что детективы – это литература самого низкого качества. «Но эту книжку я начал читать часов в семь вечера, а закончил утром. Меня она очень увлекла, – признаётся режиссёр. – Подкупило в этой истории то, что она не о бандитах, а о людях, человеческая история. О людях, которые волею судеб попали в такую жизнь». И действительно, однозначно отрицательных героев в этой истории нет. Например, Сергей Челищев, «Чёрный адвокат», становится бандитом, в общем-то, из благородных побуждений – он хочет отомстить за гибель родителей. Бортко тут же захотел экранизировать эту историю. Но денег на съёмки у него не было. Спасли связи Константинова. «Поиск денег занял две недели, – признавался он. – Потому что повезло. Я встретился с одним своим знакомым, который раньше работал в угрозыске, выслужился, уволился и пошёл работать начальником службы безопасности в коммерческий банк. И как-то за чашкой кофе я ему сказал, что есть такая история, будем искать деньги, а он в ответ посоветовал обратиться к президенту банка: «Он твой поклонник, все книжки твои есть». Через две недели мы и подписали договор». Две первые части сериала, «Барон» и «Адвокат», снимались параллельно и вышли одна за другой – и очень полюбились публике. «Думаю, успех пришёл потому, что с самого начала мы сосредоточились на кино не про бандитов, а про людей», – считает Владимир Бортко.
ТРАМПЛИН ДЛЯ МОЛОДЫХ И ЗРЕЛЫХ
В роли журналиста Андрея Обнорского, которого Константинов рисовал с себя, он видел только Александра Домогарова. Правда, Владимир Бортко был с этим не совсем согласен, и соавторам пришлось пережить немало споров. Режиссёру почему-то казалось, что этот образ лучше воплотит Дмитрий Нагиев... В итоге сошлись на компромиссе. «Мы заключили сделку: Обнорского играет Домогаров, Катю – Ольга Дроздова, которую хотел утвердить Бортко, но я не видел её в роли роковой женщины, – вспоминал писатель. – Я хотел, чтобы взяли Екатерину Стриженову. Мне казалось, что она больше подходила под тот образ, который я придумал, хотя Бортко считал, что я нарисовал выдуманную женщину и таких не существует в природе». Впрочем, на этих съёмках и режиссёр показал себя изрядным романтиком. Он настаивал на кандидатуре Ольги Дроздовой потому, что она лучше всех играла любовную линию с исполнителем роли «Чёрного адвоката» Сергея Челищева – Дмитрием Певцовым. Ещё бы, к тому времени актёры уже несколько лет были женаты! «Первое, что сказал Владимир Бортко, когда мы с Ольгой приехали на пробы, – что он будет снимать о любви», – вспоминает Певцов. Ольга не стремилась сыграть эту роль, она считала криминальные драмы совершенно чуждым жанром. Но на съёмочной площадке выкладывалась по полной. Она даже умудрилась с одного дубля сыграть тяжёлую сцену драки в тюрьме, хотя не обучалась боевым искусствам. «Оля, вы такая жёсткая, резкая. Наверное, вас даже Дима Певцов, муж, боится. Гоняете его, небось, дома из угла в угол...» – восхитился Бортко. Как ни убеждала его Ольга, что это был лишь настрой для роли, он, кажется, так и не поверил. И эти старания того стоили – Ольга много снималась и до этого, но именно после «Бандитского Петербурга» её начали узнавать на улице. Ну а самую большую роль сериал «Бандитский Петербург» сыграл в судьбе Льва Борисова, исполнившего в картине криминального авторитета по прозвищу Антибиотик. Актёр всю жизнь был в тени знаменитого старшего брата Олега Борисова, а ко времени съёмок, будучи уже немолодым, переживал из-за недостатка ролей. Антибиотика, человека со скромной внешностью и стальным характером, могли сыграть Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Сергей Никоненко, Лев Дуров, Сергей Шакуров... Но Борисов переиграл всех. «У меня в книге образ Антибиотика был совсем другим, и когда на пробах режиссёр Владимир Бортко показал мне Борисова, я остался в некотором недоумении, – признавался Андрей Константинов. – Зато он так сыграл роль, что до сих пор, когда говорят об Антибиотике, встаёт только образ Льва Борисова». После этой роли на Борисова обрушилась удивившая его самого известность – и особенно его зауважали в криминальных кругах.
СКАЗКА — ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК
Поскольку в основе «Бандитского Петербурга» – настоящая криминальная хроника, сериал во многом переплетался с реальной жизнью. У многих героев были прототипы среди известных в Петербурге людей. Например, образ бесстрашного и неподкупного следователя Кудасова, который борется с преступностью вопреки любым обстоятельствам, автор писал с заместителя начальника милиции Выборгского РУВД Николая Аулова. Он, кстати, стал соавтором нескольких книг Андрея Константинова, по которым был снят сериал. Евгений Сидихин, сыгравший Кудасова, признаётся: «Я сразу понял, что речь идёт о конкретном следователе. Знаком я с ним не был, но видел пару раз». Сам актёр, продумывая персонажа, вдохновлялся своими знакомыми из силовых структур. У вора Барона, одного из главных героев одноимённого сезона, тоже был реальный прототип. Этот человек был крупным криминальным специалистом по антиквариату, фигурантом многих громких дел, но обладал своеобразной моралью – активно препятствовал вывозу предметов искусства за рубеж. Андрей Константинов однажды брал у него интервью – тогда вор заявил, что многие картины в Эрмитаже ненастоящие. Так и появился сюжет с подменой и кражей знаменитого произведения (в сериале картину назвали «Эгина», но предполагается, что это была «Даная» Рембрандта). После выхода сериала Владимира Бортко и Андрея Константинова обвинили едва ли не в клевете на музей. Писатель уверял, что вся эта история – сплошная выдумка, но очень гордился тем, что она получилась такой правдоподобной. Кстати, когда Константинов рассказывал Кириллу Лаврову, сыгравшему Барона, о прототипе его персонажа, выяснилось неожиданное. «Смотрю, Лавров начинает почёсывать лоб, – вспоминал писатель. – И спрашивает: «Как, вы говорите, он представился?» Я сказал, что у него даже на визитке было написано: «Главный эксперт по антиквариату в Санкт-Петербурге». Лавров говорит: «Да я его знаю! Как-то я гулял, и ко мне подошёл человек, сказал, что большой поклонник моего творчества, мол, у меня немножко другая профессия, вот если что – обращайтесь». Человек дал Кириллу Лаврову визитку, а там действительно было написано: «Главный эксперт по антиквариату». То есть актёр познакомился со своим героем, ещё не зная, что будет его играть!
НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ
Два первых сезона сериала «Бандитский Петербург» были сняты в рекордно короткие сроки – съёмочной группе понадобилось для этого меньше года. Две разные истории снимали параллельно, благо, их персонажи почти не пересекаются. Переключаться с сюжета на сюжет было сложно, но это здорово экономило создателям сериала время и другие ресурсы. Из тех же соображений экономии сериал поначалу снимали на видеоплёнку – изображение на ней было менее чётким, зато она была дешёвой. Впрочем, режиссёр считал, что профессионализм команды искупает любые недочёты. «Первые 15 серий были сняты одной-единственной камерой, – признаётся он. – И тем не менее эти серии стали лучшими, потому что люди работали с душой, думали не о заработках, а о том, как сделать хорошую вещь». Нехватка денег порой приводила к курьёзам. Например, каскадёры на съёмках попали в сложную ситуацию. «Надо снять сцену с машиной. Берёшь машину – джип (ведь бандита на «Жигули» не посадишь). Готовишь эту машину, потом снимаешь сам трюк, в котором с ней что-то происходит, в результате разбивается фара, например. Что с этой машиной делать дальше – непонятно, потому что эта фара стоит, как вся трюковая смета», – вспоминает постановщик трюков Сергей Головкин. Зато в отсутствие большого бюджета оказалась неоценимой помощь местных властей. Тогдашний губернатор Санкт-Петербурга разрешил киношникам бесплатно проводить съёмки на государственных объектах, например на госдачах. Ему очень нравились книги Андрея Константинова. Так что дача Антибиотика, которая появляется в сериале, – на самом деле государственная. Впрочем, бывало и так, что киношники не спрашивали никаких разрешений. Так отсняты ночные виды Петербурга. «Мы по ночному городу ездили на машине режиссёра, оператор был в багажнике, – вспоминает Александр Домогаров. – Без всяких разрешений. Оператор снимал из багажника». Актёры даже не рассчитывали на высокие гонорары. Но и сейчас они вспоминают съёмки с удовольствием – у хорошего режиссёра, с хорошим сценарием и интересными героями не зазорно сняться и за символическую сумму! «Бандитский Петербург» одно время пытались обвинить в романтизации преступности. Но авторы с этим категорически не согласны. В этом сериале нет преступников-победителей – даже главные герои, если они вступают на путь нарушения закона, платят самую высокую цену. По этой причине, например, создатели сериала наотрез отказались «воскрешать» героя Дмитрия Певцова, хотя продюсеры сулили им большую прибыль. Впрочем, сам Дмитрий Певцов считает, что секрет популярности сериала даже не в морали: «Он так любим зрителями до сих пор, потому что речь идёт о человеческих отношениях. А вот на фоне ли бандитских разборок 90-х это происходит или в другие годы – человек за последние 5 тысяч лет мало изменился. И это самое интересное».