Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТЕМА НОМЕРА
ПОМИЛУЙТЕ, КОРОЛЕВА!
1
2
3
На днях вышла новая экранизация знаменитого булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Пока зрители обсуждают, какой главная героиня получилась у Юлии Снигирь, телеканал «Россия 1» напомнил всем о ещё одной признанной Маргарите отечественного кино – Анне Ковальчук. Здесь повторяют любимый многими телесериал Владимира Бортко. Мы же решили вспомнить самые знаковые экранизации мистического романа, у каждой из которых немало поклонников, и трёх главных Маргарит.

АНАСТАСИЯ ВЕРТИНСКАЯ: МАРГАРИТА И КРИМИНАЛ
Экранизировать роман Булгакова мечтали многие советские и российские режиссёры. Говорят, разрешение на съёмку удалось получить Элему Климову. Мечтал о таком фильме Георгий Данелия. Но удалось претворить задумку в жизнь только Юрию Каре в середине 1990-х. Правда, при производстве фильма он столкнулся со множеством трудностей, но сложно сказать, виновата в этом булгаковская мистика или своеобразный период времени. Ведь в 1990-е российским кинематографистам было нелегко. Съёмки постоянно омрачались ссорами режиссёра и продюсеров, потом спорами с наследниками авторских прав на книгу... И только одно неизменно радовало Юрия Кару: актёры, которых он позвал сниматься. В том числе Анастасия Вертинская, которой досталась роль Маргариты. Пробовались многие – Анна Самохина, Вера Сотникова, Ирина Алфёрова... «Но в Вертинской была, как Коровьев говорит, порода, кровь, и она, конечно, всех обошла», – признаётся режиссёр. И это при том, что Анастасия Александровна была старше многих претенденток – ей уже исполнилось 50. И поначалу актриса отказывалась идти на пробы, но вовсе не по причине возраста. «Это мой любимый роман, и мне было страшно браться, – объясняет она. – Я не знала, как и подойти-то к этой роли. Играть ведьмизм я не хотела. Ведь что такое ведьма? Мне кажется, что это периодическое состояние любой женщины. Поэтому я решила сыграть Маргариту во имя её жертвенности. В отличие от других своих ролей, мне кажется, я её понимаю. Когда увидела себя на экране, сказала: «Ты похожа на неё, Настя». Я такое себе очень редко говорю». Впрочем, сила духа Вертинской в героине прослеживается тоже – и она проявилась в том числе на съёмках. Говорят, когда снимали один из эпизодов в квартире Мастера, произошёл не очень приятный инцидент. Квартиру эту киношники брали в аренду. Художники и декораторы уже заканчивали последние приготовления, когда в помещение ворвалась группа агрессивных молодых людей. Они назвались настоящими хозяевами квартиры и стали требовать денег за съёмки. Урезонить эту ораву не получалось. И тогда Анастасия Александровна сама вступила с ними в диалог и попыталась объяснить ситуацию. Увы, ни известность артистки, ни её аргументы не подействовали. Молодые люди разошлись настолько, что стали размахивать перед лицом актрисы пистолетом. К чести Вертинской, она и бровью не повела. А вскоре приехала подмога, и наглых визитёров удалось выгнать. Съёмочная группа долго ещё восхищалась хладнокровием Вертинской! Ну а в другой раз переполох вызвала сама съёмка сцены с Вертинской. Полёт Маргариты снимали на Арбате, и это очень мешало местным жителям... «Сегодня, 24 июня, в 0.00 на Старом Арбате из окна вылетела в чём мать родила ведьма и полетела в московскую ночь. А внизу остались… Внизу остались киношники, автокраны, машины, прожекторы и произведённые шумы. А наутро невыспавшиеся и злющие арбатовцы принесли заявление в милицию: вторую ночь нечисть вместе со съёмочной группой не дают забыться ни на минуту», – саркастически писали газеты. К счастью, съёмки длились всего несколько дней. После этого недовольные местные жители всё же успокоились и идти в суд передумали.

АННА КОВАЛЬЧУК: МАРГАРИТА И МИСТИКА
Ходит байка, что когда Владимир Бортко задумал снять сериал «Мастер и Маргарита», он однажды решил прогуляться по Патриаршим прудам. Там к режиссёру вдруг подошёл незнакомец и ни с того ни с сего заявил: «Ничего у вас не выйдет!» «Ещё как выйдет!» – ответил Бортко, но незнакомца уже и след простыл. С того момента Владимир Владимирович твёрдо решил не обращать внимания на знаки и совпадения и во что бы то ни стало осуществить свою идею. И ему это удалось! Хотя, как рассказывают, странного на этих съёмках действительно было немало. Например, про исполнительницу главной роли Анну Ковальчук Бортко говорит так: «Она ведьма. А если серьёзно, то она талантлива, умна и красива. К тому же, на мой взгляд, она очень похожа на Елену Сергеевну, жену Булгакова. У неё лицо того времени». И, похоже, какие-то мистические способности у Анны действительно есть. Ведь о своём утверждении на роль она знала заранее. О роли Маргариты актриса мечтала давно, однако даже не надеялась её получить. Поэтому очень обрадовалась приглашению на пробы. И через несколько дней увидела сон: в большой комнате идёт съёмка, а она играет Маргариту и летает. «Больше всего в том сне меня поразило не то, что я Маргарита, а то, что опять начала летать. Впервые после детских снов!» – признаётся Анна. Через два дня ей сообщили радостную новость... Ради роли актриса готова была на многое и стоически вытерпела, например, сцену бала. «На меня надели 16-килограммовый железный корсет, железную корону, которая впивалась в мой череп, и тяжеленные железные туфли, болты от которых, похоже, навсегда оставили следы на моих ногах. Шрамы от тех туфелек не прошли до сих пор! В этом наряде я могла только стоять или лежать», – рассказывает она. А Владимир Бортко добавляет, что в павильоне в тот момент, ко всему прочему, было довольно холодно – как раз ударили морозы... Сцена полёта над Москвой тоже требовала смелости. Анну одевали в специальный корсет, к которому крепились тросы, и поднимали на большую высоту. Но актриса не жаловалась и сама выполнила этот трюк. Дублёршу Анна попросила только один раз – для сцены, где перед шабашем Маргарита окунается в водоём. Кто-то сказал актрисе, что в пруду в парке Лесотехнической академии в Санкт-Петербурге водятся водяные крысы... Даже для смелой Анны такой экстрим оказался чрезмерным! Не обошлось и без смешных историй, которые актриса вспоминает до сих пор. «Был один забавный случай, – с улыбкой рассказывает она. – Мы долго репетировали у режиссёра в номере гостиницы «Украина», а когда я вышла на улицу, меня из-за моего наряда приняли за девушку лёгкого поведения. И отвели в отделение милиции. Долго пришлось доказывать, кто я, мне не верили. Пришлось позвать на помощь Александра Филиппенко!»

ЮЛИЯ СНИГИРЬ: МАРГАРИТА И МУЖ
Роман «Мастер и Маргарита» – одна из любимых книг Юлии Снигирь. И всё же о главной роли в его экранизации она не думала. «Я не смела мечтать о роли Маргариты, даже когда мне впервые прислали сценарий, – признаётся актриса. – Я была уверена, что такая роль должна прийти сама, её не нужно хотеть». И роль пришла, хоть и не так легко, как можно было подумать. Когда новую экранизацию булгаковского романа одобрили продюсеры, Юлия успешно прошла пробы. Но производство затянулось, в какой-то момент у проекта сменился режиссёр – вместо Николая Лебедева «к рулю» встал Михаил Локшин и решил изменить всё, от сценария до актёров. Одной только Юлии он разрешил пройти пробы ещё раз. И по дороге на них актриса намертво встала в пробке. Уже практически отчаявшись, она написала режиссёру: «Видимо, меня не пускает Булгаков». Локшин ответил: «Юля, если мы будем во всём искать мистику, то просто сойдём с ума». Вторые пробы Юлия прошла успешно – и больше никакой мистики на этих съёмках не было. Кроме, разве что, одного момента. Актриса с самого начала знала, что роль Мастера идеально подходит её мужу Евгению Цыганову. «Надо сказать, что Женя утвердился не сразу. Они как-то этот момент оттягивали – возможно, не были уверены, что это хорошо, что мы в жизни пара, – вспоминает артистка. – Было очень забавно, потому что я много с кем пробовалась, но всё время думала: «Ребята, все артисты прекрасные, но всё равно ведь Женю возьмёте». Так и вышло. Многое во время этих съёмок далось актрисе трудно. Например, по традиции был крайне неудобным наряд Маргариты на балу. «Мы снимали несколько дней. На мне был сложнейший костюм, самые неудобные в мире туфли, а металлический головной убор впивался в кожу так, что надолго оставил отметину на переносице, – вспоминает Юлия. – К тому же было холодно и много людей вокруг, а наряд прозрачный. Но, как говорится, всё в игру: я испытала весь спектр эмоций, которые прошла Маргарита на балу у Воланда. В памяти осталось ощущение, что я действительно там побывала – полное погружение». Но неожиданно едва ли не сложнее этого оказалось сниматься вместе с любимым мужем. Актриса признаётся, что ни с одним коллегой или режиссёром не спорила так, как с ним. «С коллегой ты не очень себе позволяешь что-то посоветовать или высказать своё мнение, а здесь мы эти границы переходили и могли даже поругаться, – объясняет она. – Бывало, что приезжали на площадку, уже поругавшись в машине по поводу сцены. И, честно говоря, это даже пошло на пользу истории. Я ещё не очень люблю, когда мне партнёры что-то советуют. Хотя нет, вру, наверное, я просто не люблю, когда мне Женя что-нибудь советует. Воспринимаю на личный счёт сразу. Это было бы простительно любому другому партнёру, но не Жене». Впрочем, сам Евгений Цыганов только отшучивается: «Я вообще редко спорю, мне кажется. Нет, конечно, иногда спорю, но чтобы с Юлей… Я же не самоубийца, у нас очень неравные силы». Зато закадровые страсти сделали совместные сцены супругов особенно эмоциональными!