На «Первом канале» – одна из самых ностальгических премьер этого года. В сериале «За полчаса до весны» рассказывается история группы «Песняры» и её лидера Владимира Мулявина. Душевные песни с белорусским акцентом в своё время завоевали любовь публики по всему Советскому Союзу. Поэтому зрители с особенным трепетом ждали, какой покажут группу. Ну а пока они оценивают работу авторов сериала, мы расскажем, как он создавался.
СЕМЬ ЛЕТ ОЖИДАНИЯ
Сериал о легендарных «Песнярах» ждал своего часа целых семь лет. Задумка возникла у белорусского продюсера Виктора Лобковича. И хоть проект получил поддержку и белорусского правительства, и российского «Первого канала», работа над ним складывалась непросто. «Мы поменяли три авторские группы, – признаётся Виктор. – То есть у нас сценарий написан, переписан и в третий раз переписан». В итоге создатели сериала сделали акцент на биографии лидера коллектива Владимира Мулявина. История жизни этого артиста и правда заслуживает отдельного внимания. Свердловчанин Мулявин однажды приехал в Минск, влюбился в белорусскую народную музыку и основал группу, которая стала настоящим национальным символом Беларуси. Как ему это удалось? Свой ответ на этот вопрос зрителям дают целых три режиссёра – Кирилл Папакуль, Оксана Барковская и Степан Коршунов. Каждому из них доверили снять историю про один из периодов жизни музыканта: детство, юность и зрелость. «Меня сразу покорила удивительная история Владимира Мулявина: я ведь, как и многие, до недавнего времени была уверена, что он белорус. А оказывается, из Свердловска, русский, который искренне полюбил белорусскую культуру. Я снимаю Мулявина молодого и считаю эти серии самыми главными – в них мы покажем становление артиста, – говорит режиссёр Оксана Барковская. – Наш фильм – это сказка о мечте, о том, как добиться своей цели в условиях, которые абсолютно этому не способствуют. Когда многое запрещено, но человек всё равно пробивается через эти запреты. Когда нет возможности играть, отсутствуют нормальные инструменты, когда выгоняют, но творец всё равно побеждает. Это сказка о мечте в условиях СССР и о том, как она сбылась». А чтобы творцы не увлекались и не слишком уходили в художественный вымысел, на площадке присутствовали незаменимые консультанты. Свои советы киношникам дали участники «Песняров» Валерий Дайнеко и Владислав Мисевич. Главным же экспертом стала Марина Мулявина – дочь Владимира Георгиевича. Она рассказывала киношникам, каким её отец был вне сцены. «Когда начинали обсуждать эту историю, команда картины убедила меня: это будет достойная память о папе», – говорит она.
ВДОХНОВЕНИЕ ДЛЯ РЭПЕРА
Изобразить Владимира Мулявина в кадре доверили трём артистам. Маленького Володю сыграл Даниил Васильев. Зрелого руководителя «Песняров» – Артём Волобуев. Причём сходство актёра в гриме со своим персонажем было настолько сильным, что ошеломило Марину Мулявину. «Марина рассказала, что дома Владимир Мулявин был абсолютным ребёнком, не таким серьёзным лидером, как в коллективе, а когда задумывался, крутил усы. Я взял это на вооружение, – рассказывает актёр. – И в один из съёмочных дней Марина приехала на площадку, увидев меня, она была поражена сходством с её отцом. В тот момент она сказала: «Оставьте нас, я хочу побыть с папой». Самым неожиданным стал выбор актёра на роль Владимира Мулявина в юности. Эту роль сыграл Глеб Калюжный. Кто бы мог подумать, что молодой рэпер сможет достоверно изобразить советского музыканта! А ведь Глеб честно признаётся: до участия в этом сериале он знал только одну песню из репертуара «Песняров», «Касіў Ясь канюшыну» – она звучала в «Ну, погоди!» «Он с жадностью впитывал историю, – с удивлением рассказывает Оксана Барковская. – Мы с Глебом много слушали Мулявина. Немного сохранилось хроники, но мы смотрели оставшуюся. Глеб перенимал пластику Мулявина и даже был смешной случай, когда мы только вышли из съёмок «Песняров» в Минске и приехали в Москву. Через неделю мы уехали на съёмки нового сезона «Новенького», и я увидела, как Глеб, когда готовится войти в образ Макса, крутит ус точь-в-точь, как крутил на съёмочной площадке сериала «За полчаса до весны». Пришлось работать над этим. Глеб – я знаю – до сих пор слушает Мулявина. Недавно виделись, и он показывал, мол, я нашёл то, чего раньше не слышал, эта музыка меня вдохновляет...» Роль первой жены Мулявина, мастерицы художественного свиста Лидии Кармальской, тоже воплотили две актрисы. Лидию в юности сыграла Анна Демидова. Героиню во взрослом возрасте изобразила Анна Банщикова. А маленькую дочку Мулявина Марину, ту самую, которая через много лет стала консультантом сериала, сыграла... правнучка Владимира Георгиевича! На площадку её привела бабушка. «У Лидочки со мной колоссальное портретное сходство, – объясняет Марина Владимировна. – Есть моя детская фотография, на которой мы настолько похожи, что, не окажись она чёрно-белой, нас можно было бы перепутать».
МУЗЫКАЛЬНЫЙ АТТРАКЦИОН
Конечно, в истории о музыкантах много музыки. Создатели сериала говорят: «За полчаса до весны» – это путешествие-аттракцион в мир, которого уже не существует. А вот музыка вечна». Действительно, многие хиты «Песняров» любимы народом и по сей день – кто не знает «Вологду» или «Беловежскую Пущу»? Правда, найти оригинальные записи оказалось непросто, а «левые» плёнки, которые нелегально записывали поклонники группы, не самого высокого качества. Так что большая часть композиций в фильме – это записи современных музыкальных коллективов, которые подражают «Песнярам». Впрочем, аранжировки постарались сделать максимально близкими к подлинным песням группы, тем более что с этим помогали бывшие участники ВИА. Но три настоящие записи в сериале звучат. «Это «На што бабе агарод», «Добры вечар, дзяучыначка» и «Вологда», – рассказывает музыкальный продюсер Виталий Новиков, который сотрудничал с «Песнярами» в 1980-е. – Их деликатно почистили, где-то немного доиграли поверх записи для более качественного звучания – ведь всё записывалось много лет назад и далеко не на лучшем оборудовании». Актёры в фильме не играют и не поют – это доверили профессиональным музыкантам, их руки также появляются на всех крупных планах, чтобы картинка в кадре была достоверной. А сложнее всего оказалось найти дублёра для Анны Демидовой и Анны Банщиковой – исполнительниц роли Лидии Кармальской. Дело в том, что художественный свист – это очень редкий жанр, и найти человека, который им владеет, сегодня практически нереально. Но помощники режиссёра справились с этим заданием. В итоге за Лидию Кармальскую свистел... завкафедрой Витебского медуниверситета Эдуард Мачкалян. Благо, мужской свист ничем не отличается от женского.
ОКНО В ПРОШЛОЕ
Большая часть съёмок проходила, конечно же, в Беларуси. Так, один из самых драматических эпизодов в истории «Песняров», когда недоразумение на концерте раздули до размеров всесоюзного скандала и едва не закрыли группу совсем, произошёл в Колонном зале минского Дома Союзов. Этот момент решили воспроизвести абсолютно буквально, поэтому съёмочная группа отправилась именно в Дом Союзов, и антураж и атмосфера того вечера были воссозданы очень тщательно. К счастью, сохранились видеозаписи концерта, на них и ориентировались постановщики. Но особая гордость киношников – съёмки сцен, посвящённых «Песне о доле». Это одна из первых в СССР рок-опер, к созданию которой Владимир Мулявин и «Песняры» шли долго и трудно. Сцены снимались в Белорусской государственной филармонии – там же, где в 1976 году прошла премьера спектакля. Для достоверности постановщики практически не использовали современные технологии. Декорации и свет создавались по реальным эскизам, сохранившимся с 1970-х, и их старались выполнять исходя из технических возможностей того времени. Консультировали декораторов сценограф и художник по костюмам оригинального спектакля. Съёмки прошли с размахом: кроме 30 основных актёров в них было задействовано ещё 400 человек массовки, а чтобы воссоздать все нужные эпизоды рок-оперы, ушло четыре съёмочных дня.
ВДОХНОВЛЯЮЩИЕ СЕРЬГИ
Поскольку действие сериала охватывает три временных периода – 1950-е, 1960-е и 1970-е годы, – художникам пришлось попотеть. Немного выручили костюмы из фильма «Стиляги», который тоже снимался в Минске, но в основном героев одевали с нуля. «От «Стиляг» мы взяли буквально два пиджака, – признаётся художник-постановщик по костюмам Татьяна Котес. – А весь гардероб главных героев полностью шили. Учитывали, как менялись мода и достаток семьи Мулявина. Для экранной Лидии Кармальской получился полноценный артистический гардероб – более 20 платьев, 4 пальто, 11 пар обуви, домашние халаты для разных периодов». Как ни странно, практически не сохранилось концертных костюмов «Песняров», а ведь в какой-то момент группа была практически законодательницей мод! Из положения вышли просто: художники скопировали наряды с сохранившихся видеозаписей ансамбля и фотографий. «У каждого из «Песняров» были свой стиль и характер, которые я изучала, рассматривая фотографии того периода, – говорит Татьяна Котес. – Например, Мисевич в повседневной жизни обожал носить очки по любому поводу, костюмы и плащи. Борткевич больше любил джинсы и приталенные пиджачки. Барабанщик Александр Демешко, совершенно не смущаясь своей комплекции, щеголял в полосатых штанах». Когда по фото было не совсем понятно, как создан наряд, художники подключали фантазию. «Например, нужна была специальная вязальная машина с тремя игольницами для сценических костюмов, а такой в Минске уже нет. Пришлось некоторые вещи вязать руками, что-то сшивать из кусков», – делятся мастера. А особой достоверности сериалу добавляют подлинные вещи артистов – их тоже использовали на съёмках. Например, специально для Анны Банщиковой Марина Мулявина нашла серьги, которые носила её мама Лидия Кармальская. И у этого аксессуара трогательная история – когда-то Владимир Мулявин подарил серёжки своей жене, а потом написал о них песню «Завушнiцы». И сама Марина, и создатели сериала надеются, что такие незаметные, но значимые детали помогли сделать происходящее на экране более достоверным и душевным. Насколько это получилось, судить зрителям.