30 декабря 1970 года, под Новый год, Александр Роу подарил советским кинозрителям ещё одну сказку – «Варвара-краса, длинная коса». Из всех сказок замечательного режиссёра эта, пожалуй, самая трогательная. В ней нет ни одного страшного злодея, все герои по-своему милы и забавны, а мораль сказочно проста. И воспоминания об этих съёмках у всех участников остались самые светлые. Может быть, поэтому эту сказку до сих пор так любят дети – и нынешние, и уже выросшие.
«ЦАРСКОЕ ЭТО ДЕЛО, ЦАРСКОЕ!»
Сюжет для своей пятнадцатой киносказки Александр Роу позаимствовал у классика. В балладе «Сказка о царе Берендее» Жуковский рассказывает о царе, который напился из волшебного источника и потом вынужден был отправить сына за тридевять земель – отдавать долг. Но вот Чуда-Юда и его дочери Варвары в этой сказке нет. Нет и рыбацкого сына, который умнее и храбрее царского. Эти герои появились благодаря Роу и сценаристу фильма Михаилу Чуприну. К созданию этой сказки Александр Артурович пришёл признанным мастером, и съёмки проходили по привычной схеме. Проверенная команда, любимые актёры, и даже места съёмок много раз обкатанные. «Варвару-красу» снимали на южном побережье Крыма, в роли сказочного царства Чуда-Юда – гора Ай-Петри и Никитская расщелина. К слову, режиссёр так любил это живописное ущелье, что увековечил его в нескольких своих работах, и теперь народное название этого места – «скалы Роу». Привычной была и душевная атмосфера на съёмках. Александр Артурович был известен чрезвычайно уважительным отношением к актёрам. Михаил Пуговкин, который сыграл в сказке царя Еремея, однажды признался, что был этим поражён до глубины души. «Роу был совершенно необыкновенным человеком, необыкновенным тем, что он очень тепло относился к артистам, – говорил актёр. – Есть режиссёры, которые очень формально относятся к артистам. А есть режиссёры, которые относятся с душой. Роу любил людей, любил артистов. У него была реквизитор, заведовала чаем. На съёмках всегда был большой термос с чаем. Это у него было вознаграждением. Если мы хорошо сыграем, он говорил: «Луиза, отметьте Михаила Ивановича хорошим чаем!» Роу был очень эмоциональным человеком и часто действовал по наитию, стихийно. Но он никогда не советовал актёрам, как играть. Например, когда снимали сцену подмены царевича и рыбацкого сына, Александр Артурович объявил: «Снимаем сцену похищения младенца!» И больше ничего. А недовольным объявил: «Вы всё должны знать лучше меня, вы же получали актёрское образование!»
«УПИТАННЫЙ, А НЕВОСПИТАННЫЙ!»
Александр Роу любил работать с одной и той же актёрской командой. И даже если приходил кто-то новый, он позже тоже становился частью этой дружной компании. Из фильма в фильм переходил Георгий Милляр, который переиграл, кажется, всех сказочных персонажей и каждый раз умудрялся создать неповторимый характер. Его властелин подводного царства, Чудо-Юдо Беззаконное, получился очень трогательным. А параллельно Милляр изобразил одного из музыкантов на пиру. Для Михаила Пуговкина «Варвара-краса» стала вторым опытом сотрудничества с Роу, и актёр очень жалел, что не познакомился с режиссёром раньше, – так ему нравилось на съёмочной площадке сказки.
Алексея Катышева, сыгравшего Андрея – рыбацкого сына, режиссёр в своё время заметил в коридорах Ялтинской киностудии. Молодой человек был ассистентом звукорежиссёра и даже не думал об актёрской карьере, но Роу воскликнул: «Ах, какие глаза! Такие глаза созданы для сказки. Их нельзя не снимать». Вот так, в буквальном смысле за красивые глаза, Алексей попал в кинематограф. До «Варвары-красы» он сыграл главную роль в сказке «Огонь, вода и... медные трубы». А к моменту съёмок «Варвары» проходил службу в армии на Дальнем Востоке. Но режиссёр добился, чтобы актёра перевели в Ленинград. В результате под конец службы в казарме Алексей только ночевал, а всё остальное время проводил на съёмочной площадке. Татьяну Клюеву, сыгравшую Варвару, Александр Роу тоже заприметил на съёмках своего предыдущего фильма. Правда, тогда девушка пробы не прошла. Она училась в 10-м классе, но актёрский опыт у неё был – с 13 лет Татьяна начала сниматься в кино. «Но я была настолько маленькая и худенькая, что Роу даже не обнадёживал, – вспоминает актриса. – Но обещал, что в следующей картине будет снимать меня. После тех проб минул год, я давно успокоилась, забыла. Вдруг 8 Марта, аккурат в свой день рождения, звонит мне Александр Артурович. Сердце бешено заколотилось, от волнения все слова из головы вылетели. Режиссёр объяснил, что запускается с новой картиной «Варвара-краса, длинная коса» и хочет сдержать обещание – снять меня в главной роли. Предупредив, что на роль Варвары будут пробоваться много актрис, он посоветовал не тушеваться: мол, главной героиней видит только меня». За юной актрисой режиссёр приглядывал строго – бывало, даже пристёгивал её юбку булавкой к своим брюкам, чтобы легкомысленная девушка не убежала на танцы. А когда увидел, что Татьяна набрала лишние килограммы и перестала влезать в костюмы, посадил на строгую диету. Но дело того стоило – после выхода кинокартины в Варвару влюбились все женихи Советского Союза! Судьбоносной стала роль «упитанного, а невоспитанного» царевича Андрея для Сергея Николаева. Это была исполнившаяся мечта: экономист по профессии, Сергей грезил киноискусством. Роу увидел колоритного молодого человека в детском лагере работников кино, Николаев был там вожатым. И запомнил. А несколько лет спустя позвал на пробы. Сергей с честью их прошёл, обойдя четверых профессиональных актёров. И после роли царевича Андрея снялся более чем в 50 фильмах!
«ЦАРЮ НЕ ПО ЧИНУ ВПАДАТЬ В КРУЧИНУ!»
Александр Роу любил удивлять людей, но случалось, что и его самого удивляли коллеги. На съёмках «Варвары-красы» отличился Михаил Пуговкин. Уже не юный актёр показал такую лихость, которой может позавидовать и молодёжь! Одну из сцен снимали на горе Ай-Петри в Крыму. Актёрам нужно было сесть на коней и проехать по этой местности верхом. Никто из молодых актёров не мог на это решиться. А вот Пуговкин вскочил в седло и поскакал, как заправский джигит. Оказалось, что он действительно хорошо ездит верхом. А «виноваты» в этом... «Кубанские казаки»! Мало кто сможет вспомнить Пуговкина в этом фильме, и немудрено – он появляется в коротком эпизоде. Но запомнил актёр эти съёмки на всю жизнь. «Мы снимали в колхозе имени Ленина, на Кубани, рядом находился ипподром. И два с половиной месяца все артисты учились держаться в седле, скакать на лошади. Прошли эту школу. Каждый день были тренировки. Причём в кадре «Кубанских казаков» я появляюсь всего один раз, но в седле держаться я научился на всю жизнь. И пригодилось. И вспомнив былые времена, я спокойно сел и проскакал», – рассказывал актёр. Роу же после этой джигитовки воскликнул: «Молодёжь, посмотрите! Во ВГИКе не тому учат. Надо учить актёров, чтобы они могли и прыгать, и на лошади скакать. Артист должен всё уметь делать в кино». Ну а Сергею Николаеву выпало испытание другого рода. Его героя, царевича Андрея, нянюшки кормят манной кашей: «За маманю ложечку, за папаню черпачок...» И всё бы ничего, но каша вышла на редкость неудачной, пресной и невкусной. Когда Сергей её попробовал, то понял: нужно работать настолько хорошо, чтобы дублей было как можно меньше. «А куда деваться? Что бы ни было, плохая каша или хорошая, её же заново варить не будут, – рассуждал он. – Целая группа съёмочная стоит и ждёт, осветители и все остальные. И поэтому ел эту манную кашу, давился ею. Потом много лет не любил...»
«ХОТЯ И ПОЛЕМИЧНО, НО ЛОГИЧНО!»
«Варвара-краса, длинная коса» сразу полюбилась зрителям. В первый же год этот фильм посмотрели почти 40 миллионов человек. Всесоюзных наград эта милая сказка не завоевала, но зато вот уже несколько десятилетий она неизменно фигурирует в списке самых лучших детских фильмов нашей страны. А Варвара и сейчас считается одной из наших главных сказочных красавиц. Сама же Татьяна Клюева вскоре после окончания съёмок вышла замуж за одноклассника-военного и практически перестала сниматься в кино, выбрав роль жены и матери. Но эти съёмки она до сих пор вспоминает как настоящую сказку!