Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
СЧАСТЛИВЫЕ ОШИБКИ ЕВГЕНИЯ ДВОРЖЕЦКОГО
1
%d1%81 %d0%bc%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%b9 1
%d0%b2%d1%8b%d1%80%d0%b5%d0%b7%d0%ba%d0%b0 1
3
Родные и коллеги Евгения Дворжецкого отмечают одну черту актёра – он был категорически не способен на халтуру. Для него не было разницы, какую роль играть, в каждой он выкладывался по полной. «Я думаю, что это самое трудное в актёрской профессии – просто играть, – говорил Евгений. – Не жить, не переживать, не показывать зрителю, как я точно понимаю это! А играть. Играть ситуацию, характер. Играть легко». 12 июля исполняется 65 лет со дня рождения Евгения Дворжецкого. Многие помнят актёра по его ролям в фильмах «Королева Марго», «Узник замка Иф», «Мечты идиота». Сам же Евгений признавался, что ему ближе не кинематограф, а театр. Впрочем, любое дело, за которое он принимался, спорилось. Видимо, потому что актёр был…

…САМЫЙ ПРОСТОЙ ПАРЕНЬ
Детские годы Евгения Дворжецкого прошли в городе Горький. Мальчик родился в творческой семье: отец – известный актёр Вацлав Дворжецкий, мама – театральный режиссёр Рива Левите. «Желание пойти по нашим стопам у него появилось далеко не сразу, – вспоминала Рива Яковлевна. – Женя, как каждый мальчишка, увлекался всем на свете. Он и в футбол играл, и на коньках катался, и фехтовал. Занимался музыкой: четыре раза начинал и бросал. Вацлав говорил: «Зачем это надо, у него нет ни слуха, ни голоса – только твоё терпение!» Но всё было не зря. Потом оказалось, что есть и слух, и голос». А ещё Евгений с детства любил путешествовать. Актёр с особой теплотой рассказывал о своей первой поездке на море. Дело было летом 1967 года. Семья Дворжецких отправилась на Черноморское побережье. «Мы отдыхали дикарями. Жили в палатке на самом берегу, – рассказывал Евгений. – А недалеко от нас был дом рыбака. Отец подружился с этим мужчиной. И мы все вместе стали ходить на рыбалку. Ловили на «самодур». И представьте, всё ловилось. Потом мама готовила уху на примусе. Те дни были наполнены счастьем, свободой, любовью, теплом».

…СЧАСТЛИВЫЙ РОМАНТИК
После окончания школы Евгений отправился покорять Москву, Щукинское училище. Успешно пройдя творческие испытания, он с треском провалил экзамен по русскому языку, допустил 28 ошибок в сочинении, получил «двойку» и вернулся на родину. «Я полгода работал чертёжником-конструктором. А параллельно готовился поступать снова, – рассказывал Евгений. – На второй год удача мне улыбнулась. Причём два раза! Я не только стал студентом «Щуки», но ещё и встретил свою любовь – Нину Горелик». Молодые люди познакомились случайно в коридоре, обменялись приветствиями, и судьба развела их на целых два года. А потом они встретились вновь, всё там же – в институтском коридоре. Нина с подругами опаздывала на занятия. «Я болтал с приятелем, увидел бегущую на каблуках грацию, указал на неё товарищу: «Вот на этой я женюсь». Это была моя Нина», – вспоминал Дворжецкий. «Женя очень трогательно за мной ухаживал, – рассказывает Нина Дворжецкая. – На 8 Марта мальчишки устроили нам поздравление в аудитории. В разгар веселья кто-то потянул меня за рукав: «Тебя Дворжецкий спрашивает». Вышла на лестницу, а там Женька с букетом тюльпанов. Может, не только у страха, но и у счастья глаза велики: ярко-красные цветы показались огромными, величиной с ладонь. «Это тебе, – протянул букет Дворжецкий. – Я тебя люблю». И бросился бежать вниз по лестнице. Я растерялась, не успела ничего ответить. Но первый серьёзный шаг был сделан. Когда мы решили пожениться, друзья стали шутить, мол, я выхожу замуж из-за фамилии, а он женится из-за прописки. Кстати, Жене тогда и правда нужна была московская прописка, чтобы устроиться работать в театральную труппу». В день регистрации не обошлось без казуса. Обручальное кольцо оказалось мало, и Нина не смогла надеть его Евгению на палец. На помощь пришёл свидетель – Евгений Князев: он приковал молодожёнов друг к другу наручниками, прихваченными из реквизита дипломного спектакля «Сенсация», в котором Дворжецкий играл шерифа. У Евгения и Нины родились двое детей – Анна и Михаил.

…ТЕМПЕРАМЕНТНАЯ ЗВЕЗДА
По окончании Щукинского училища Евгения приняли в Центральный детский театр (теперь он называется РАМТ). Художественный руководитель Алексей Владимирович Бородин души не чаял в молодом человеке. Талантливый актёр блистал во многих спектаклях: Фауст в «Фаусте», Эдмунд в «Короле Лире». Творческий тандем Евгения и Алексея Владимировича был очень эмоциональным. Как-то раз они готовили к выпуску спектакль «Береника». Большая часть действия разворачивалась на лестнице. Художник-постановщик придумал для актёров особые белые платья до пола. Костюмы привезли практически перед премьерой. До этого репетиции проходили в обычной повседневной одежде: джинсах, футболках. По замыслу режиссёра, Евгений должен был ползти по ступеням вниз. Новый костюм за всё цеплялся, сковывал движения. Намучившись, Дворжецкий взорвался. «Наденьте сами эту чёртову юбку и попробуйте поползать в ней по лестнице, – закричал он Бородину. – Или меняйте мизансцену!» «Этого не будет!» – в сердцах ответил режиссёр. В итоге репетицию пришлось прервать. Разозлённый Евгений убежал в гримёрку. Алексей Владимирович удалился в свой кабинет. «Я принялась разруливать конфликт, – вспоминает Нина. – Бегала от одного к другому: «Алексей Владимирович, поймите, артисту сложно сразу перестроиться». Потом летела к мужу: «Женя, так нельзя, спектакль на выпуске, возьми себя в руки, ты же профессионал!» К счастью, и Дворжецкий, и Бородин были вспыльчивыми, но отходчивыми. Они вернулись в репетиционный зал, пожали руки в знак примирения и продолжили работу.

…ИРОНИЧНЫЙ СКАЗОЧНИК
Среди множества ролей, сыгранных в театре и кино, сам Евгений всегда выделял одну – Сказочника из «Снежной королевы». «Моё сердце переполняется радостью, когда я выхожу на авансцену перед детским зрительным залом, – говорил актёр. – Такой прямой контакт – главное, ради чего стоит работать». В этом спектакле Дворжецкий играл без перерыва 15 лет. И если роль Сказочника не предполагает определённого возраста, то Кай и Герда – это совершенно однозначно дети. Со временем актёры, играющие их, взрослели и всё меньше походили на своих персонажей. И как-то раз Евгений решил пошутить на этот счёт прямо во время спектакля. «Женька-Сказочник произносит свой начальный текст: «Снип-снап-снуре, пуре-базилюре!», – вспоминает актёр Алексей Блохин, игравший Кая. – Звучит красивая музыка, начинаю говорить я. А Женька уходит за кулисы, его уже не видно зрителям, но он ещё есть на сцене. И я говорю: «Стой, ступеньки скрипят!» А Женька тихонечко, своим басовитым голосом: «Нет, Лёшенька, это не ступеньки, это косточки твои скрипят». Он меня так расколол, что я начал смеяться. Ужасно, но это была шикарная шутка. Я несколько минут не мог ничего говорить. Пришлось делать вид, что я заплакал, скучая по бабушке».

…БЛАГОДАРНЫЙ КУМИР
Высокий, статный, талантливый Евгений никогда не был обделён женским вниманием. Правда, у актёра детского театра большинство поклонниц было совсем маленькими, и они по-детски наивно выражали чувства кумиру. Так, однажды после спектакля Дворжецкий вышел на поклон и заметил, что у края сцены стоит девочка с букетом и пакетом из-под молока. Она робко протянула всё это актёру. Оказалось, что в пакете, обрезанном и прикрытом сверху фольгой, лежали домашние пирожки. Через несколько дней история повторилась. На этот раз девочка принесла салат и кусок жареного мяса. Как стало известно немного позже, юная поклонница очень переживала за любимого актёра. Ей казалось, что Евгений слишком худой, мало ест. Поэтому девочка стала каждый раз приносить Дворжецкому какое-нибудь угощение, которое готовила вместе с мамой. Актёр с благодарностью принимал вкусный подарок, а потом лакомился им вместе с коллегами.

…ПОЮЩИЙ КОРОЛЬ
Одна из самых известных киноролей в исполнении Евгения Дворжецкого – король Франции Генрих III в сериале «Графиня де Монсоро». Этот образ принёс актёру широкую известность, а ещё новое хобби – бильярд. Во время съёмок Евгений научился мастерски загонять шары в лузы и каждый вечер после работы обыгрывал всех коллег. Когда в эфире прошёл показ первых серий «Графини де Монсоро», поклонники проекта стали присылать на телеканал письма с просьбой о встрече с актёрами. Решено было провести её в ночном клубе. «Я очень волновался, не понимал, как вести себя на этой площадке: я не пою, не танцую и не шоуменю!» – вспоминал Дворжецкий. Евгений долго готовился, придумывал речь, вспоминал подробности со съёмок. В назначенный день он одним из первых приехал в клуб. «Помню, пришло моё время выходить на сцену, – рассказывал актёр. – Я взял микрофон: «Добрый вечер, я – актёр, играю в этом фильме. В ночном клубе – первый раз, не знаю, что говорить и как, но поскольку вижу танцпол, и, видимо, всем уже хочется танцевать, долго не буду задерживать ваше внимание. Спасибо, что пришли». После этих слов Евгений повернулся к ди-джею, кивнул ему головой, и зазвучала фонограмма песни группы «Чиж&Со» «Ты ушла рано утром…» Дворжецкий запел, и тут же весь зал стал подпевать любимому королю и танцевать. «Только Женька умел так: ровно одну минуту быть на сцене, ничего, казалось бы, не делать, но весь зал поднять на ноги», – рассказывал режиссёр сериала Владимир Попков.

…ЗНАТОК ТЕХНИКИ
Евгений обожал технику. Редкие свободные от семьи и работы минуты он посвящал компьютеру: всё время что-то в нём менял, обновлял, устанавливал новые программы. А ещё Дворжецкий любил фотографировать и редко выходил из дома без фотоаппарата. Печатая снимки, Евгений мог просидеть без сна несколько ночей подряд. «Фотографией я увлёкся ещё в шестом классе, – рассказывал актёр. – Меня всегда интересовало: почему наперекор данности, наперекор жизни, которая есть бесконечное движение, человек всё равно изобретает что-то, чтобы её остановить, зафиксировать?» У актёра была целая коллекция фотоаппаратов. Как только появлялась возможность, Евгений покупал новую, самую крутую модель. Это увлечение Дворжецкого позволило ему получить роль телеведущего на канале «Культура» в программе «Про фото». А потом его пригласили вести передачи «Пойми меня», «Золотой шар», «Семь бед – один ответ». И всегда, за что бы ни брался Дворжецкий, работа была сделана на совесть.