Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
БОРЩ ЛЮБВИ АНДРЕЯ ЧАДОВА
1
ЗВЁЗДЫ НА СТРАЖЕ ЭКОЛОГИИ
1
ОДНАЖДЫ В РОССИИ
1
ГЕНИЙ СЫСКА И КОМПАНИЯ
1
СЕРИАЛ
«КНЯЖНА МИЛОСЕРДИЯ»: ЕСТЬ ЖЕНЩИНЫ В РУССКИХ СЕЛЕНЬЯХ
1
2
3
4
На телеканале «Россия 1» вышел масштабный исторический проект «Княжна милосердия». В центре сюжета – молодая пара, которая проходит через многочисленные испытания на фоне Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Пока зрители с интересом следят за перипетиями сюжета, мы узнали, как снимался сериал.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИСТОРИЯ
В центре сериала – история Софьи Раевской, молодой княжны, чей супруг Алексей пропал без вести во время Русско-турецкой войны. Софья не верит в гибель мужа. Вместо того, чтобы надеть вдовий траур, она обучается сестринскому делу и отправляется на Восток в качестве сестры милосердия. Софье предстоит не только выжить в центре вооружённого противостояния и найти мужа, но и спасти его во второй раз – теперь уже от несправедливого обвинения в предательстве. История знает немало примеров героизма русских женщин. Во времена Русско-турецкой войны огромное уважение соотечественников заслужила баронесса Юлия Вревская. После гибели мужа она стала сестрой милосердия и отправилась на войну, чтобы помогать раненым. Впрочем, создатели фильма вдохновлялись не только историческими данными, но и литературными произведениями того времени, чтобы речь персонажей и атмосфера эпохи были более достоверными. «В основе телесериала лежит история Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. В сценарии мы опирались на русскую литературу: Лермонтов, Толстой, Достоевский… – рассказывает режиссёр Леонид Белозерович. – Нашей задачей было сохранить язык общения людей того времени, их взаимоотношения и, конечно же, быт. Всё-таки это совсем другая эпоха. Хотелось бы воссоздать её настолько, чтобы зритель доверял происходящему на экране». Однако главное в сюжете всё же не документальное следование историческим реалиям, а история о силе любви. «Каждый из нас испытывает это чувство по-своему, и рассказать о нём довольно сложно, чтобы все его приняли именно так, как мы его видим и ощущаем. Это личный опыт каждого человека. Но если в общих чертах, эта картина – о печали, страданиях, жертвенности и, конечно, верности, – говорит режиссёр. – Наша главная героиня Софья – не раба любви, а воин. Она верит, что может спасти своего любимого, и борется за его спасение. История пары, временно разлучённой войной, становится поводом для размышления о сущности природы человека».

НОСТАЛЬГИЧЕСКИЕ РОЛИ
Отважную княжну сыграла молодая актриса Софья Присс, известная зрителям по главной роли в фильме «Серебряные коньки». Так что надевать исторические наряды актрисе не впервой. А вот такой интересный характер ей ещё не попадался, и от своей героини Софья в восторге. «Моя Софья – кроткая, преданная, скромная, любящая. В этих чертах характера – её сила. И в то же время именно это и мешает ей в тех обстоятельствах, в которых она оказывается, – объясняет она. – Её история – это история преодоления. Софья обретает новые качества, проходит через невероятные события, становится сильной женщиной. Это зона её эволюции, и это очень привлекает, за этим интересно наблюдать». Компанию Софье составили Денис Нурулин, Дмитрий Ульянов, Мария Порошина, Александр Балуев и другие звёзды отечественного кино. А в «турецкой» сюжетной линии задействованы и турецкие знаменитости: величавая Айсун Гювен сыграла Сафие-ханым, а красавцы Эдип Зейдан и Толга Менди – Энгина и Ахмеда Эрсоев. Настоящим украшением сериала стали Мария Порошина и Александр Балуев, сыгравшие родителей пропавшего князя Раевского. Оба актёра говорят, что с большим удовольствием снимаются в исторических проектах, и «Княжна милосердия» – не исключение. А для Марии Порошиной это к тому же повод вспомнить историю её собственной семьи. «Моя прабабушка училась в институте благородных девиц и в детстве мне рассказывала, что должна была знать девочка, помимо языков и рукоделия, – признаётся актриса. – Она должна была уметь готовить, много читать, быть замужем, то есть ЗА мужем, быть скромного характера. И наш режиссёр в процессе съёмок делал очень правильные замечания, касающиеся мужских и женских отношений. Женщина того времени всегда скромна, умна, интеллигентна, всегда на втором плане и знает своё место. Это очень интересно играть – совершенно другой характер, другое психофизическое самочувствие и даже взгляд». Александр Балуев к историческим фильмам относится с особой симпатией. «Историческое кино мне нравится больше, чем современное, – делится актёр. – Потому что это история. Другое дело, как к этой истории относиться. Бережно или урезая всё и вся, обманывая... Мне кажется, что в этой картине обмана мало. Всё приближено к той эпохе, Русско-турецкой войне, воссоздана атмосфера так тщательно, насколько это возможно в кино. Исторические картины несут не просто художественную ценность, но и образовательную. Нынешнее поколение мало знает, мало читает и мало чем интересуется. Хотя бы в кино посмотрят, посредством кинематографа приблизятся к истории нашей великой страны».

ОТ ПЕТЕРБУРГА ДО СТАМБУЛА
Приключения приводят героев из блестящего Петербурга в пыльные кварталы Стамбула, а затем в турецкую глубинку. Создатели сериала не ограничились павильонными съёмками – съёмочная группа точно следовала пути героев, поэтому киношники проделали долгий путь. Съёмки стартовали в Кисловодске – там обустроили военный лагерь. Затем съёмочная группа отправилась в Приэльбрусье, на высоту 1890 метров над уровнем моря. И этот этап создатели сериала называют самым сложным за всё время съёмок. Дело в том, что киношники не приняли во внимание погодные условия этой местности. «Когда мы оказались на площадке, то там всё засыпало снегом по колено! Хотя до этого снега не было. Всё было красиво – солнце, травка, вид на Эльбрус... У нас был культурный шок, – с ужасом вспоминает художник-постановщик Владлен Семченко. – Оказалось, что, когда в Кисловодске идёт дождь, в горах выпадает снег. Пришлось отложить съёмки на пару дней, пока всё не растаяло». Передвигаться по высокогорью можно было только в специально оборудованных джипах, к тому же перепады давления и температур были весьма ощутимыми. «Там было очень холодно! – рассказывает актёр Максим Иванов, исполнитель роли ревнивого недруга Раевских, Пьера Казанцева. – Один раз температура упала до минус тридцати градусов! Мы отморозили щеки и губы, а клей под усами замёрз так, что слова было сложно говорить». Впрочем, оттуда съёмочная группа отправилась в Стамбул – и киношников отогрел не только жаркий воздух, но и тёплое отношение восточных коллег. «Спасибо нашим турецким коллегам, которые подготовили для нас специальный город – что-то похожее на декорации из «Великолепного века», – рассказывает Владлен Семченко. – Нам осталось только перекрасить всё в нужную цветовую гамму и немного поменять мебель, добавить портреты российских правителей, оставив турецкий колорит, что мы и сделали за два дня совершенно дикими темпами». Увы, произошла непредвиденная ситуация, и интерьеры одной из декораций – русской миссии в Стамбуле – сгорели в пожаре за пару дней до съёмок. К счастью, их удалось быстро восстановить. А затем съёмки продолжились в деревне Адатепе. Эта «законсервированная» деревушка, где испокон века занимаются производством оливкового масла. «Адатепе входит в состав заповедных деревень, где без разрешения властей нельзя, грубо говоря, гвоздь забить. Если кто-то что-то перестраивает или строит новое, то должен утверждать проект, использовать только определённый камень для строительства», – рассказывает Владлен Семченко . Однако специально для российских коллег по их чертежам там построили хлев, навесы, ворота и заборы. Ну а в Санкт-Петербурге киношники посетили Мраморный дворец, музей Некрасова, Петропавловскую крепость и дом Всероссийского общества глухих. И оказалось, что съёмки в музейных интерьерах – непростая задача! «В музеях снимать сложно, – признаётся художник-постановщик. – Любую мебель, которой хоть как-то касаются актёры, нужно привозить с собой. Мы привозили столы, стулья, кровати и так далее. Нельзя там зажигать свечи, поэтому использовали бутафорские электронные. Музей-квартира Некрасова очень хороша и по фактуре, и по эпохе, и по цвету. Просто создана для съёмок исторических фильмов и Петропавловская крепость. Современные элементы мы закрывали, насыщали какими-то деталями – и готово. В Мраморном дворце мы снимали только фасад, у нас там был вход в Военный суд. Сделали это название из фанеры и прикрепили буквы на двусторонний скотч к историческому мрамору, за что нас, конечно, поругали. Уверяем, мрамор при съёмках не пострадал!»

КОСТЮМ ОБЯЗЫВАЕТ
У художников по костюму в сериале была особенная задача. Костюмы и детали быта старались воссоздать максимально достоверно. А ведь понадобилась не одна сотня нарядов! «Очень подробно изучали военные костюмы – в документах, книгах, – рассказывает художник по костюмам Виктория Богданова. – При участии историков-реконструкторов создавали реконструкции военных мундиров – от солдат до генералов. Причём не только российских, но и турецких. Например, отливали каждую пуговку с полумесяцем для турецкого мундира, а генеральские погоны вышивали вручную». Чтобы восточные костюмы в сериале выглядели достовернее, художники консультировались с турецкими коллегами. Ездили в Стамбул, изучали, как делаются восточная обувь и головные уборы, чтобы потом повторить технологию. Фески, например, валяли вручную. Ну а роскошные наряды российского дворянства воссоздавали, тщательно сверяясь с музейными образцами и сохранившимися изображениями модников и модниц XIX века. В особенном восторге от нарядов остались, конечно, актрисы. Мария Порошина призналась: «С таким гримом, в таких нарядах я даже начала говорить красивым слогом, с деепричастными оборотами. Мало того что ты снимаешься в постоянной красоте. Каждый раз, приезжая на съёмку, ты видишь красоту. Окунаться в эпоху XIX века – это одно удовольствие. Красивое время, которому хочется соответствовать».