Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
ТЫСЯЧИ ВОЛЬТ НИКОЛАЯ КАРАЧЕНЦОВА
1
2
3
4
«Господин тысячи вольт – человек-тайфун-ураган-взрыв в сверхзвуковом графике!» – именно так говорили о Николае Караченцове его друзья и коллеги. 27 октября со дня рождения Николая Петровича исполняется 80 лет. Артист большого таланта, гений, преданный семьянин, порядочный человек – все эти превосходные эпитеты часто кажутся преувеличениями. Но только не по отношению к Караченцову: безупречным его считали, кажется, все. А он подтверждал свою исключительность, будучи также...

ТЕАТРАЛЬНЫМ ДЕЖУРНЫМ
Папа Николая Караченцова был художником. Пётр Яковлевич работал графиком в советских журналах, иллюстрировал книги для больших издательств... «В девять лет я тоже решил стать художником. Написал картину «Старик и море», которая даже попала на всесоюзную выставку. Но в десять я уже передумал рисовать и решил, что нет лучше занятия, чем прыгать на сцене Большого театра», – вспоминал Николай Караченцов. А дело было в том, что его мама Янина Евгеньевна была известным в стране балетмейстером. Она ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах и на репетиции часто брала с собой Колю. Но когда сын заявил, что решил стать балетным танцовщиком, Янина Евгеньевна, желая спасти Колю от непростой профессии, записала его в несколько спортивных секций сразу. Увлекающийся мальчик тут же переключился на спорт. А вскоре при Центральном детском театре была создана группа «Актив», в которую набирали старшеклассников из московских школ. Но не для того, чтобы учить актёрскому мастерству. В обязанности «активистов» входило дежурство в здании театра и поддержание порядка. Коля Караченцов всегда был активным, поэтому в «Актив» записался в первых рядах. В награду за труд дежурные получили возможность бесплатно смотреть спектакли. Так в жизнь Караченцова вошёл драматический театр. А когда при ЦДТ открылась студия самодеятельности для школьников, Коля записался в неё одним из первых. Там же он сыграл первую роль – в спектакле «Фигаро». Тогда же юноша твёрдо решил стать профессиональным актёром.

ПРОГУЛЬЩИКОМ-ГИТАРИСТОМ
После школы Караченцов подал документы в Школу-студию МХАТ. «Поступал я сложно: меня отправили на повторный тур, а потом ещё долго решали, взять ли. Сначала сделали вольнослушателем, но вскоре перевели в основной состав», – рассказывал он. Николай быстро стал одним из лучших студентов курса. А сокурсники шутя называли молодого актёра... обезьяном! «Дело в том, что мама Коли привезла ему из какой-то экзотической страны обезьянку – очень эмоциональную и взрывную. Случалось даже, что эта обезьянка швыряла предметами в гостей. Так вот, у молодого Караченцова были удивительно похожие повадки. Он тогда сутулился, ходил бесшумно и по-особенному, словно крадучись», – вспоминал однокурсник Караченцова, актёр и режиссёр Юрий Рашкин. В студенческие годы Николай также увлёкся игрой на гитаре, а учился он этому искусству у Владимира Высоцкого. «Знаменитый советский певец продемонстрировал мне, зелёному первокурснику, как нужно исполнять песню «Цыганочка», – любил вспоминать Николай Петрович. – Я тогда прогулял лекцию, мы заперлись в аудитории, и там в течение полутора часов Володя Высоцкий показывал мне всякие заходы игры на гитаре, даже ногами цыганочку изображал».

ВСЕОБЩИМ ЛЮБИМЦЕМ
После окончания Школы-студии МХАТ Николая Караченцова сразу приняли в труппу Театра имени Ленинского комсомола. «У меня вся биография уложится в три строчки – родился, окончил школу, институт и пришёл в «Ленком», – смеясь говорил Караченцов. В первый рабочий день Николаю как молодому артисту предоставили место в общей гримёрке, которая к тому же находилась далеко от сцены. Позже ставшему уже популярным актёру неоднократно предлагали перебраться в индивидуальную гримёрку, в комнату поудобнее, поближе к сцене... «Но я отказывался. Во-первых, потому что считаю себя человеком привычки, во-вторых, перед своими неудобно…» – говорил Караченцов. Первой заметной ролью артиста в театре стал Тиль в одноимённом спектакле. Но по-настоящему знаменитым Караченцова сделала, конечно, роль графа Резанова в рок-опере «Юнона» и «Авось». «И он настолько вжился в эту в роль, что каждый раз перед очередным спектаклем мы просто боялись заходить к нему в гримёрку! Мы никогда не знали, кто там за дверью… Всё ещё Николай Петрович Караченцов или уже граф Резанов», – говорили коллеги артиста. Постановка пользовалась оглушительным успехом не только в нашей стране (рассказывают, что зрители в дни спектакля в порыве эмоций то и дело ломали двери театрального подъезда), но и за рубежом. Премьера рок-оперы в Париже состоялась в 1983 году. Туда актёров пригласил знаменитый модельер Пьер Карден. «В зале будут Мирей Матьё, Робер Оссейн... Ты будешь играть для театрального Парижа!» – восторженно говорил он Караченцову. «Сказать, что наш спектакль встречали овацией, – ничего не сказать. Это был шквал, цунами, обрушивающиеся люстры и толпы благодарных людей. А Пьер, приходя на спектакль в пятнадцатый раз, всегда говорил, что «безумно занят и только на пять минут», но неизменно оставался до финала. И каждый раз было одно и то же: поначалу с него слезал красный карденовский шарф, потом сползал карденовский плащ, и вот уже Карден утирает слёзы...» – рассказывал Николай Петрович. «Ура! Пришла пора чепцов. Париж кричит: «Караченцов!» – писал в те дни в России Вознесенский. Всего в «Ленкоме» артист сыграл более 25 ролей. И ни разу не изменил этой сцене... «В театре Петрович был всеобщим любимцем. Настоящий мужик с тонной обаяния, вечно куда-то несущийся. Его талант, индивидуальность, владение пластикой и вокальное мастерство – было и есть чему поучиться у этого блистательного русского актёра», – говорит сегодня коллега артиста Дмитрий Певцов.

ПЕТРОМ I С ТЕЛЕФОНОМ
В конце 60-х Николай Караченцов сыграл несколько небольших ролей в кино, но не был замечен ни зрителями, ни режиссёрами. «Я не из везунчиков. Долго не снимался. А когда начал, киношники ещё какое-то время задавались вопросами: «А фотогеничное ли у него лицо? А можно ли его вообще снимать? А в положительных ролях?», – с улыбкой говорил Караченцов. А вот телевидение относилось к молодому актёру с доверием, и иногда его приглашали в качестве ведущего «Голубого огонька». Кинокарьера артиста пошла в гору после роли в фильме «Старший сын»: именно она принесла Караченцову популярность. Ну а сегодня из впечатляющей фильмографии артиста сложно выбрать лучшую работу – для каждого зрителя она своя... Многие, например, любят артиста в образе Петра I. Между тем, когда Светлана Дружинина предложила Николаю Петровичу сыграть эту роль в фильме «Тайны дворцовых переворотов», удивлены были все, в том числе и сам Караченцов... Ведь рост у него для этой роли средний (178 см), внешность специфическая. «Но Дружинина сказала: «Мне нужен только ты!» Говорит, что поразительное внешнее сходство увидела сразу. Ну а когда к моему лицу приложили усы, сомнения исчезли и у меня, и у всех остальных», – рассказывал актёр. Интересно, что в этой картине Пётр I в исполнении Караченцова предстаёт не только как историческая личность, но и как обычный человек со своими переживаниями, страхами, волнениями и мыслями... Ну а в перерывах между съёмками артист оставался самим собой и с большим удовольствием шутил. «Во время съёмок этого фильма Коля одним из первых купил сотовый телефон. Он прятал его под одеждой и ставил на виброзвук, а в перерывах громко и с выражением отвечал на звонки: «Пётр Первый слушает!», – со смехом вспоминает коллега актёра по съёмочной площадке актриса Наталья Егорова.

ПОЮЩИМ КАСКАДЁРОМ
Режиссёр Алла Сурикова вспоминает, что о Николае Петровиче впервые услышала от дочки своей подруги: 14-летняя девочка заявила, что выйдет замуж только за Караченцова. И Алла Ильинична тоже решила повнимательнее присмотреться к артисту. И тоже влюбилась – как режиссёр, разумеется. А на съёмках фильма «Человек с бульвара Капуцинов» он сумел поразить её не только актёрским талантом. «Коля предстал настоящим каскадёром! – говорит Сурикова. – И вся акробатика в исполнении Краченцова начиналась одинаково. «Давай на спор я сам!» – говорил он, ударял с кем-то из каскадёров по рукам и начинал азартно репетировать трюк. И производственных травм у него при этом не было!» «Ну, насчёт травм – спорный вопрос! – парирует супруга артиста Людмила Поргина. – Вот приезжает Коля со съёмок – и вечно синяки на морде. Я думаю: да что ж это опять такое? А они там дерутся! Или прыгают с поезда, или ещё что-то... И он всегда ведь объясняет: «Ты понимаешь, у меня там был каскадёр, который никак не мог правильно попасть, прыгнуть, ударить и улететь! Ну, приходилось делать самому...» Ещё Николай Караченцов был одним из самых известных поющих артистов. За свою карьеру он исполнил более 200 песен и по сей день занимает с этим результатом первое место – такого количества популярнейших хитов нет ни у одного из его коллег. А впервые актёр запел в фильме «Собака на сене». «А ведь поначалу я хотел отказаться от этой роли. Ведь только-только начал играть порядочных людей, а тут предлагают какого-то придурковатого маркиза Рикардо. А вдруг зрители будут думать, что я такой же идиот? А в итоге эта роль оказалась подарком судьбы!» – говорил Николай Петрович.

ЛОХМАТЫМ МУЖЕМ
На своей коллеге актрисе Людмиле Поргиной артист женился в 1975 году. «Когда я поступила в театр, мне сказали, что я ввожусь в спектакль «Музыка на 11-м этаже». Я пошла посмотреть спектакль. На сцену первым выскочил Саша Збруев, и зал заревел. А потом выскочило нечто – орущее, лохматое, вот с такими зубами. Я увидела его и сразу подумала: «Вот если он станет моим мужем, свою жизнь могу считать бессмысленной». И этим человеком был Коля Караченцов...» – вспоминает Людмила Андреевна их первую встречу. А сейчас Поргина называет годы жизни с мужем «счастьем необыкновенным». «Наши знакомые шутили: если по улице идёт улыбающаяся женщина с ярко накрашенными губами, то это Люда Поргина, и она в экстазе от своей любви к мужу...» – с теплотой говорит актриса. «Люда же, в свою очередь, была для Коли постоянным источником вдохновения. Однажды мы играли с Колей в теннис. Пришла Люда – и он заиграл в пять раз лучше. Или пошли куда-то вечером. Коля отдыхал, сидел вялый, но появилась Люда – и у него загорелись глаза, он начал рассказывать всем что-то очень интересное. Это же надо – иметь жену, благодаря которой всё время хочется быть лучше!» – восхищался этими отношениями журналист и телеведущий Борис Ноткин. «Надо сказать, что Николай Петрович влюбил в себя не только Людмилу Андреевну! Своим талантом, энергией и темпераментом он всю свою жизнь влюблял в себя всех людей на свете», – говорят коллеги Николая Караченцова.