Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
ЛЮБИМЫЙ ВСЕМИ КОТ, КОРОЛЬ И... ШЕЛЛЕНБЕРГ
14
2
3
4
5
Олег Табаков был баловнем судьбы. Фортуна во многом ему благоволила. Он сумел реализовать себя и как актёр, и как педагог, и как руководитель. Человек, сумевший осуществить все намеченные задачи, реформатор и сокрушитель традиций, один из самых богатых представителей творческой интеллигенции. Сам себя Олег Павлович называл «пролетарием художественного труда». 16 августа ему исполнилось бы 85 лет.

ИЗ ШАХМАТИСТОВ В АРТИСТЫ
Родился Олег Табаков на берегах Волги, в Саратове. Родители его были врачами. Когда ему было 7 лет, началась война. Вместе с мамой попал в эвакуацию, в маленький город Эльтон на границе с Казахстаном. Здесь мальчик пошёл в школу и впервые принял участие в театральном представлении. Это была небольшая сценка для раненых, лежащих в госпитале. В спектакле у Олега была всего одна фраза: «Папа, подари мне пистолет!» Но несмотря на это, по воспоминаниям Табакова, принимали его зрители очень тепло. Несмотря на юный возраст, Олег был очень развит интеллектуально. Читать он начал с четырёх лет, и книги были его главными друзьями. Личную библиотеку Табаков начал собирать ещё в школе. А в 1948 году, после возвращения в Саратов, записался в шахматный кружок. Он уже имел III разряд, когда его заметила заслуженный работник культуры РСФСР Наталья Сухостав. Она руководила театральным кружком «Молодая гвардия» и пригласила Табакова и ещё двух юношей попробовать себя на сцене. В актёрской труппе не хватало «штанов», то есть актёров мужского пола. Чтобы взяли в кружок, нужно было просто сказать, выйдя из-за кулисы: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» Олег говорил тихо, но его всё равно приняли. Именно Наталья Сухостав сказала, что её ученику нужно поступать в театральный, в Москву.

ИЗ СТУДЕНТОВ В ДИРЕКТОРА
Провинциального парня приняли сразу в два вуза, но он выбрал Школу-студию МХАТ. Во время учёбы Табаков подружился с Олегом Ефремовым, педагогом, который создал Студию молодых актёров – будущий театр «Современник». Ефремов привлёк к работе всех выпускников своей студии. Табакову, хоть он и был моложе других, доверили организационно-общественную работу. Должность его называлась «директор». Но при этом он оставался на сцене, которую любил и без которой жить не мог. Это приводило к забавным случаям. Например, Табаков играл колоритную буфетчицу Клаву в спектакле «Всегда в продаже». И в дни, когда шёл спектакль, специально не переодевался. Так и шёл в кабинет – с пышной накладной грудью, в кудрявом парике, так и принимал посетителей, немало их смущая. Актёры утверждали, что у директора они всегда могли перехватить деньги до зарплаты. И говорят, что Табаков никогда обратно денег не требовал. Нужно признать, зарабатывал Олег Павлович очень хорошо. Но деньги давались артисту нелегко. Он не только занимался административной работой, но и играл на сцене, и был востребован в кино. У подъезда «Современника» почти всегда дежурила «мосфильмовская» машина, чтобы везти Олега Павловича на съёмки.

ИЗ МАЛЬЧИКОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ
В кино Олег Табаков играл разные роли. В начале карьеры он выглядел очень молодо. И его героями были положительные юноши. Однако с возрастом всё изменилось. Олег Павлович сыграл воришку-завхоза Альхена из «12 стульев», короля Людовика XIII в мюзикле «Д'Артаньян и три мушкетёра», озвучил кота Матроскина в серии мультфильмов про Простоквашино. Но народное обожание ему принесла роль гитлеровского генерала Шелленберга в сериале «Семнадцать мгновений весны». Глава немецкой разведки в его исполнении получился таким обаятельным, что это смутило руководство страны. Говорят, Юрий Андропов как-то сказал актёру: «Так хорошо играть бригадефюрера СС – безнравственно!» Народ же этого героя полюбил. Вениамин Смехов, который с Табаковым дружил семьями, например, вспоминает такой случай: «Однажды поехали в Крым. Прихватили ещё семью Миши Козакова. Зашли в забегаловку, а она уже закрывалась. И мы «предъявили» свои мордочки поварам. А повара были уже «под мухой». На Козакова посмотрели с некоторым интересом, но всё равно сказали, что еды больше нет, забегаловка закрывается. Я как исполнитель роли Атоса тоже не произвел впечатления. А потом один из них ткнул пальцем в Табакова и сказал: «О! Шелленберг!» И нам немедленно вынесли еду».

ИЗ «СОВРЕМЕННИКА» В «ТАБАКЕРКУ»
В 1976 году Олег Табаков решил попробовать себя в новом деле. Он задумал воспитать молодежь, с которой смог бы создать свой уникальный коллектив. Устроил грандиозный конкурс. Из трёх с половиной тысяч московских детей отобрал 49 и начал с ними заниматься актёрским мастерством. К концу обучения остались 8 ребят, которые поступили в ГИТИС на курс Табакова. Они и стали первой труппой театра «Табакерка». «Для этой труппы я выбил помещение, – вспоминал Олег Павлович, – подвал, бывший угольный склад, который мы превратили в театр и в котором до сих пор играет «Табакерка». Мы всё делали своими руками. Ребята вели дневник дежурных, следили, чтобы в нашей трапезной всегда были чай и булочки…» 9 октября 1978 года в студии состоялся премьерный показ. Зрителей было мало, и сидели они на деревянных лавках. Пройдёт всего лишь месяц, и места на этих лавках станут доставаться лишь редким счастливчикам, согласным отстоять длинную очередь. О том, как важна была для Олега Павловича «Табакерка», говорит тот факт, что содержался театр первоначально на собственные сбережения директора. Зарплаты актёрам он платил из своих гонораров за фильмы. Да и вообще заботился о них по-отечески. Например, узнав, что у актрисы Яны Сексте очень плохое зрение, Табаков немедленно оплатил ей операцию. Неудивительно, что все его ученики, многие из которых теперь уже сами руководят театрами, вспоминают мэтра с любовью.