Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
ВСЕ ПРЕМИИ ГАЛАКТИКИ НИКОЛАЯ КАРАЧЕНЦОВА
E43 11 b 6
E43 11 b 10
E43 11 b 7
E43 11 b 9
E43 11 b 8
26 октября легендарному актеру Николаю Караченцову исполнилось бы 75 лет. В ответ на многочисленные комплименты своему таланту он всегда отвечал одинаково: «Артист старается для вас!» Кажется, ему было подвластно всё – и на сцене, и в кадре, и в жизни. Но он мог еще больше. Оказывается, он...

МЕЧТАЛ ПРЫГАТЬ НА СЦЕНЕ
«Когда-то я думал, что какой-нибудь мой предок точно был скоморохом или шутом гороховым, поэтому у меня и фамилия такая. Оказывается, нет. В основном в моем роду все были вояки, а я вот оказался артистом», – рассказывал Николай Караченцов. Его отец Петр Яковлевич был художником из казацкого рода, а мама Янина Брунак – известным балетмейстером. Неудивительно, что в детстве будущий артист интересовался и тем, и другим. «В девять лет я написал картину «Старик и море», которая даже попала на всесоюзную выставку. В десять я уже передумал рисовать и решил, что нет лучше занятия, чем прыгать на сцене Большого театра», – вспоминал Николай Петрович. К десятому классу мечты о сцене несколько изменились, и после школы Николай подал документы в Школу-студию МХАТ на актерский курс.

БЫЛ ОБЕЗЬЯНОМ
«Поступал я сложно: меня отправили на повторный тур, а потом еще долго решали, взять ли. Сначала сделали вольнослушателем, но вскоре перевели в основной состав», – рассказывал актер. Караченцов быстро стал одним из лучших студентов курса и закончил обучение с красным дипломом. Сокурсники называли молодого актера... обезьяном. «Дело в том, что мама Коли привезла ему из какой-то экзотической страны обезьянку – очень эмоциональную и взрывную. Случалось даже, что эта обезьянка швыряла предметами в гостей. Так вот, у молодого Караченцова были удивительно похожие повадки. Он тогда сутулился, ходил бесшумно и по-особенному, словно крадучись», – вспоминал актер и режиссер Юрий Рашкин.

ПРИДУМАЛ «ЛЕНКОМ»
«У меня вся биография уложится в три строчки – родился, закончил школу, институт и пришел в «Ленком», – говорил Караченцов. В театре актер проработал почти 40 лет. Интересно, что свое название «Ленком» получил именно с легкой руки Караченцова: он предложил так сократить длинное «...имени Ленинского комсомола». «Петрович – так мы называли его в «Ленкоме», – рассказывает Дмитрий Певцов, – человек-тайфун-ураган-взрыв – он был всеобщим любимцем. Настоящий мужик с тонной обаяния, вечно куда-то несущийся. Его талант, индивидуальность, владение пластикой и вокальное мастерство – было и есть чему поучиться у этого блистательного русского актера». А начиналось все в 1973 году с роли Тиля в одноименном спектакле. Но по-настоящему знаменитым Караченцова сделала роль графа Резанова в рок-опере «Юнона» и «Авось». В Москве успех постановки был ошеломляющим, а зрители в порыве эмоций порой даже ломали двери театрального подъезда. Первая зарубежная премьера рок-оперы состоялась в 1983 году в Париже, куда актеров пригласил знаменитый модельер Пьер Карден. «В зале будут Мирей Матье, Робер Оссейн... Ты будешь играть для театрального Парижа!» – восторженно говорил мэтр Караченцову. Говорят, он очень любил нашего актера и считал его российским Жераром Филиппом. Во Франции «Юнону» и «Авось» ожидал не меньший успех. «Ура! Пришла пора чепцов. Париж кричит: «Караченцов!» – написал тогда Вознесенский.

ПИНАЛ ДРАМАТУРГА
Как-то молодой драматург Дмитрий Липскеров принес в «Ленком» пьесу «Школа для эмигрантов». «Состав был поистине звездным: в одной паре – Збруев и Абдулов, в другой – Янковский и Караченцов, – вспоминает драматург. – И единственным, кто из этой четверки называл меня на «вы», был Николай Петрович. Поначалу я возгордился и, очевидно, поэтому глубокомысленно вещал актеру о своих творческих планах и советовал, как нужно играть роль. И вот я даю последние «наставления» перед премьерой. «Вы понимаете, что я имею в виду?» – спрашивал я. «Понимаю», – вежливо отвечал Караченцов. «Эта роль несет в себе глубокий смысл...» – несло меня дальше. «Вы очень умны», – отвечает Караченцов. И вдруг я почувствовал, как по мягким частям моего тела сзади что-то ударило. Я оглянулся – никого. Решил не отвлекаться на пустяки и продолжал давать актеру советы: «Вы должны сосредоточиться на своем внутреннем мире…» «Обязательно сосредоточусь», – пообещал Караченцов, и я вдруг опять почувствовал удар по чреслам. На сей раз более ощутимый. Опять начал озираться – никого. «Так о чем это мы?» – рассеянно пробормотал я. «О моем внутреннем мире», – напомнил Караченцов. «Да! Так вот...» – опять начинаю я и вдруг словно в замедленной съемке вижу, как нога Караченцова в тяжелом ботинке взметнулась и... дала мне пинок! От неожиданности я поперхнулся, но по инерции продолжал нести какую-то чушь... Больше до премьеры с Караченцовым я не разговаривал. Сейчас, вспоминая этот случай, я хохочу в голос, видя себя желторотой птахой, обучающей великого артиста таинствам актерского мастерства голосом Станиславского».

ПОХОЖ НА ПЕТРА I
Из впечатляющей фильмографии Караченцова сложно выбрать лучшую роль. Одним он запомнился маркизом Рикардо из «Собаки на сене», другим – негодяем Урри, охотившимся за Электроником, третьим – ковбоем Билли Кингом из «Человека с бульвара Капуцинов». А чего стоят благородный жулик Джефф Питерс («Трест, который лопнул»), пират Черный Пес («Остров сокровищ») или Даниэль Корбан («Ловушка для одинокого мужчины»). «Но вообще-то я не из везунчиков. Долго не снимался. А когда начал, киношники еще какое-то время задавались вопросами. «А фотогеничное ли у него лицо? А можно ли его вообще снимать? А в положительных ролях?» – говорили они», – вспоминал Караченцов. Тем не менее с 1975 года Николай Петрович был одним из самых востребованных советских артистов. В картине Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов» Караченцов сыграл Петра I. Тогда многие не считали, что артист среднего роста (178 см) – правильный выбор. «Я тоже сомневался, но Дружинина сказала: «Мне нужен только ты!» Видимо, поразительное внешнее сходство увидела сразу. Ну а когда к моему лицу приложили усы, сомнения исчезли и у всех остальных», – рассказывал актер. «Во время съемок этого фильма Коля одним из первых купил сотовый телефон. Он прятал его под одеждой и ставил на виброзвук, а в перерывах отвечал на звонки: «Петр I слушает!» – со смехом вспоминает актриса Наталья Егорова.
Помимо яркого таланта, плюсом актера было и то, что он почти всегда сам исполнял рискованные каскадерские трюки. «На съемках фильма «Человек с бульвара Капуцинов» вся акробатика в исполнении Краченцова начиналась одинаково. «Давай на спор я сам!» – говорил он, ударял с кем-то из каскадеров по рукам и начинал азартно репетировать трюк. И производственных травм у актера никогда не было», – рассказывает режиссер Алла Сурикова. Любимой работой самого актера была его роль в фильме «Старший сын». А в последний раз Караченцов появился на экране в роли Василия Ходаса в фильме «Белые Росы. Возвращение». Фильм вышел на экраны в 2014 году.

ИГРАЛ ПОРЯДОЧНЫХ
Николай Караченцов был одним из самых известных поющих актеров. Его исполнительская карьера началась с фильма «Собака на сене» и песни «Венец творенья, дивная Диана…» «А ведь поначалу я хотел отказаться от этой роли. Только-только начал играть порядочных людей, а тут предлагают какого-то придурковатого маркиза. А вдруг зрители будут думать, что я такой же идиот? А в итоге эта роль оказалась подарком судьбы!» – рассказывал Николай Петрович. Караченцов запомнился зрителям и как актер дубляжа. «И даже если бы Николай Петрович больше ничего не сделал, за дубляж Бельмондо ему надо выдать все премии галактики и поставить памятник», – считают коллеги актера. Голосом Караченцова говорят и многие любимые герои мультфильмов: солдат («Каша из топора»), кот («Бюро находок»), дикий конь («Кошка, которая гуляла сама по себе») и другие.

ПОРАЗИЛ ЖЕНУ ЧЕЛЮСТЬЮ
Более 40 лет Николай Петрович прожил в счастливом браке с актрисой Людмилой Поргиной. «Когда я пришла в «Ленком», меня ввели в спектакль «Музыка на одиннадцатом этаже». И вот села я смотреть постановку, и вдруг… выходит нечто! Такого я еще не видела: лохматый, круглые глаза, челюсть… Такой темперамент! Я всё сразу поняла, посмотрела на знаменитую люстру «Ленкома» и сказала себе: «Если он не будет моим мужем, я на этой люстре повешусь». Так всё и началось, – рассказывает Людмила Андреевна. – Энергии у Коли было море, он спал по четыре часа в сутки. Возвращался с работы и садился читать сценарий или прослушивать песни. Будил меня постоянно, чтобы рассказать и дать послушать, а если я засыпала – вставлял спички в глаза. Это была необыкновенно счастливая жизнь!»
О фантастической работоспособности Караченцова ходили легенды. За 40 лет творческой деятельности он сыграл в 25 спектаклях, снялся в 130 картинах, записал более 200 песен, озвучил 25 мультфильмов и 12 фильмов. «Я до сих пор не знаю, откуда у него такой запас энергии и на каких батарейках он жил в своем сверхзвуковом графике. Однажды у нас был выездной спектакль, и обратно мы возвращались на электричке. Так вот, Коля на каждой остановке выскакивал и бежал по платформе, делая вид, что опаздывает. И я понял, что это у него такой способ жить», – говорит о нем Армен Джигарханян. У народного артиста Николая Караченцова было огромное количество наград, но самой главной из них он всегда считал зрительскую любовь.