Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
БАБА-ЯГА ФРАНЦУЗСКИХ КРОВЕЙ
E44 11 b 2
E44 11 b 11
E44 11 b 6
E44 11 b 8
E44 11 b 10
Баба Яга, Кащей Бессмертный, Квак, Чудо-Юдо, обыкновенный черт... Георгий Милляр сыграл более сотни ролей, но самые памятные и любимые из них – роли сказочные. Так что к 115-летию со дня рождения этого замечательного артиста мы решили рассказать несколько сказок о нем самом.

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ФРАНЦУЗ СИБИРЯЧКУ ПОЛЮБИЛ
Жил-был французский дворянин Франц де Милье, отличный инженер. Однажды он отправился из родного Марселя в далекую Сибирь – учить русских коллег возведению мостов. И в Иркутске встретил дочь богатого золотопромышленника Елизавету Журавлеву. Красавица пленила сердце шевалье, и вскоре влюбленные поженились. А 7 ноября 1903 года у них родился сын Жорж. Жили де Милье богато: огромная квартира в Москве и две дачи – в Подмосковье и Геленджике. У крошки Жоржа была бонна-француженка. Малыша обучали чтению, музицированию, хорошим манерам, французскому и немецкому языкам. Но когда Жоржу было три года, его отец умер от сердечной болезни. А поскольку обстановка в Москве стала накаленной, Елизавета решила перевезти сына в Геленджик – подальше от революционных настроений. И всё же налетевшие ветры революции унесли у де Милье и недвижимость, и фамильные драгоценности, и даже аристократическое происхождение вместе с частицей «де». Жорж де Милье рано понял, что безопаснее быть Георгием Милляром, и во всех анкетах указывал, что происходит из семьи служащих и иностранными языками не владеет. Правда, в кругу близких он позволял себе шутить, что родился в день не той революции – 7 ноября. И отмечал 14 июля – день взятия Бастилии.

СКАЗКА ПРО НЕОБЫЧНУЮ ЗОЛУШКУ
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Еще в семь лет Жорж попытался поразить родных своим актерским талантом: разрисовал себе лицо синим химическим карандашом и явился в гостиную изображать Мефистофеля. Мальчик ждал испуганных вскриков, но был встречен дружным смехом. И лишь десять лет спустя ему выпала сказочная удача выйти на настоящую сцену. В то время Георгий, окончив в Геленджике школу, устроился в местный театр бутафором. Однажды неожиданно заболела актриса, исполнявшая роль Золушки. Руководство театра в панике намеревалось отменить спектакль, но вдруг кто-то вспомнил о 17-летнем бутафоре, который знал все роли наизусть. В тот вечер публика аплодировала новой Золушке: невысокий (164 см), худенький, гибкий Милляр отлично вписался в образ. После этого ему стали предлагать и другие роли, но Георгий предпочел получить актерское образование и отправился за ним в Москву. Педагогов Школы юниоров при Московском театре Революции появление Милляра озадачило: странная внешность, ужасная дикция, но какой талант! «По своим психофизическим данным я был тяжелым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности, вызванное трудностью материала, – шутил Георгий Францевич. – «Консилиум» педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, поэтому меня не выгоняли…» В итоге он не только окончил Школу, но и был принят в труппу театра Революции, где быстро стал любимцем публики.

СКАЗКА ПРО БАБУ ЯГУ ИЗ КОММУНАЛКИ
Долго ли, коротко ли, но Милляр решил навсегда оставить театр ради кино. А произошло это благодаря его судьбоносной встрече с режиссером Александром Роу. Сыгранная Милляром в фильме Роу «По щучьему веленью» роль царя Гороха стала началом их долгого сказочного сотрудничества. И причиной появления на экранах самого любимого зрителями персонажа в исполнении Милляра – Бабы Яги. Готовясь снимать свою вторую сказку, «Василиса Прекрасная», Роу утвердил Милляра сразу на две роли: старика-отца и седого гусляра. А вот актрисы на роль Бабы Яги всё не было: режиссера не устраивала ни одна кандидатка, даже Фаина Раневская. Милляр кружил поблизости, убеждал: «Не женская эта роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же себе реснички подрисует. А я всё стерплю». В отчаянии Роу согласился на этот смелый эксперимент. Образ героини Милляр придумал сам, ведь он уже... встречал Бабу Ягу в Ялте! «Я там старушку увидел – коз пасла. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка, – рассказывал актер. – Обильный материал для Бабы Яги мне дала и соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить». Милляр даже озвучил свою Ягу сам, уверив режиссера, что у некоторых старух именно такой противный голос. Результат оказался настолько впечатляющим, что потом актер сыграл Ягу еще не раз. Хотя натерпеться ему ради этого пришлось: и в 30-градусный мороз бегать в продуваемых ветром лохмотьях, и до ожогов на пятой точке скатываться по желобу с печки в раскаленном от жары павильоне.

СКАЗКА ПРО КАЩЕЯ НЕБЕССМЕРТНОГО
За тридевять земель злой Гитлер собрал несметные полчища и кинул на землю русскую. Наши солдаты упорно бились с врагом на фронте, а Георгий Милляр с коллегами – на съемочной площадке. Работа над фильмом Роу «Кащей Бессмертный» шла под сводки Информбюро, текст сценария перекликался с настроением, которым жила вся страна: «Как гром упал на Русь Кащей Бессмертный, пожег наши дома и хлеба, людей вырубил и жен живыми угнал многие тысячи». «Чудищем, которое весь мир жрет» был фашизм: его надо было победить и в жизни, и в сказке. Сначала Милляр категорически отказался от роли Кащея, сказав: «Таланта не хватит!» Но однажды сбрил волосы и брови и пришел на киностудию. Коллеги поняли: он готов играть. Георгий Францевич частенько так делал, чтобы облегчить работу гримерам. Правда, образ Кащея – тот редкий случай, когда грим актеру почти не понадобился. Во время эвакуации в Душанбе Милляр заразился малярией и превратился практически в живой скелет. «Весил 45 кг с ботинками», – шутил он над собой. Вместе со страшными доспехами образ получился до того жутким, что, когда актера подвели к лошади, она взвилась на дыбы и, пока ей не завязали глаза, не подпускала его к себе. Премьера фильма о победе русского богатыря над злым Кащеем состоялась 9 мая 1945 года – в День Победы. И Милляр радостно говорил, что он «единственный Кащей, который не считает себя бессмертным».

СКАЗКА ПРО «СТАРИКА» СО «СТАРУХОЙ»
Жили они долго и счастливо – именно так можно описать брак Георгия Милляра. А ведь заключен он был при довольно необычных обстоятельствах. Актеру было уже 65 лет, когда умерла его мама, с которой он всю жизнь после революции прожил в коммуналке. Оставшись в одиночестве, Георгий Францевич совершенно растерялся. На помощь пришел режиссер Александр Роу. Он познакомился с соседкой Милляра Марией Васильевной и предложил актеру на ней жениться. 60-летняя вдова с двумя детьми поначалу отказалась: «Мне уже мужчина и не нужен...» На что Милляр пошутил: «Да я и не мужчина, я Баба Яга!» Свадебные столы на набережной Москвы-реки актеру накрывал Роу – в качестве свадебного подарка, в первый день съемок фильма «Варвара-краса, длинная коса». Брак по расчету оказался на редкость счастливым. Георгий Францевич называл супругу Манечкой-лапочкой, всегда возил ее с собой на съемки, а самым «страшным» ругательством было: «Ну, Маня, ты меня достала!» Они прожили в мире и согласии почти четверть века: за несколько месяцев до 90-летия Георгия Францевича не стало. Но созданные им замечательные сказочным персонажи навсегда останутся с нами. Вот и сказке конец, кто читал – тот молодец!