ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
В начале 2000-х иностранные сериалы в России давно уже не воспринимались как что-то экзотическое. Проекты бразильской телекомпании «Глобо» были привычными спутниками российского вечера перед телевизором. Сюжетные перипетии этих сериалов в массовом сознании слились в одну долгую бразильскую мелодраму. Словом, казалось, что наших зрителей латиноамериканцы уже ничем не удивят. Но в 2004 году на российские телеэкраны вышел сериал «Клон» – и вызвал такой ажиотаж, как будто вернулись времена «Рабыни Изауры»! В чём же секрет такого успеха?
НЕОБЫЧНАЯ ИСТОРИЯ
Бразильская сценаристка Глория Перез очень любит необычные, социально значимые темы, а идеи для своих сюжетов часто находит в газетных публикациях. В 1997 году мир потрясла сенсация: учёные впервые смогли клонировать животное, на свет появилась знаменитая овечка Долли. Глория живо заинтересовалась этой темой. Она долго размышляла, какие чувства мог бы испытывать клон человека. Параллельно сценаристка задумала написать историю о любви людей из разных культур – бразильской и марокканской. В Бразилии проживает немало выходцев из мусульманских стран, но до этого момента их образ жизни никогда не оказывался в центре внимания местных режиссёров. Глории же тема казалась очень интересной. «Это удивительный народ с богатейшей культурой. Их мир в корне отличается от нашего, и мне всегда хотелось изучить его подробнее», – говорит она. К сожалению, долгое время энтузиазм Глории никто на бразильском телевидении не разделял. За проект не хотели браться ни продюсеры, ни режиссёры. Лишь Жайме Монжардим, который до этого был известен зрителям как режиссёр популярного сериала «Земля любви», решил рискнуть. Удалось уговорить и телекомпанию «Глобо» – а ведь сериал обещал быть очень дорогим в производстве. Но и очень зрелищным! Телемагнаты рискнули. И не прогадали! Зрители немедленно оценили сюжет, где любовная мелодрама переплеталась с освещением проблем общества, столкновением разных культур, конфликтом поколений, размышлениями об этике в науке, а также вечными вопросами о взаимоотношениях Востока и Запада. «Клон» признали самым успешным проектом телекомпании за последние годы. Популярность сериала была так велика, что в нём сочли за честь появиться многие знаменитые бразильцы, например, легендарные футболисты Пеле и Роналдиньо. Проект получил множество телевизионных премий и был продан в 90 стран мира. И, конечно, были попытки снова снять сериал на тот же сюжет – но оригинал так и не удалось превзойти!
ВТОРОЙ СОСТАВ — ЛУЧШЕ!
Когда известие о съёмках нового сериала только-только распространилось в телевизионных кругах Бразилии, ситуация сложилась неоднозначная. Мало кто верил в успех проекта, поэтому многие актёры соглашались на роли неохотно, а то и вовсе отказывались сниматься. Так, главную героиню, Жади, должна была сыграть Летисия Спиллер – российские зрители знают её по роли Джованны Бердинацци в «Роковом наследстве». Но актрисе не понравился сценарий. Тогда Далтон Виг, которого уже утвердили на роль главного злодея Саида – вредного мужа Жади – предложил режиссёру кандидатуру своей хорошей подруги, Джованны Антонелли. Актриса тут же заявила, что это роль её мечты и она готова усердно работать ради неё. «Мне пришлось многому учиться, – рассказывает Джованна. – Я изучала культуру, смотрела фильмы и работала с экспертами, чтобы понять традиции Марокко. Самой сложной частью было изучение арабских слов и обучение восточным танцам. Проще всего было работать над эмоциями, потому что любовь, семья и страсть универсальны для любой культуры. А ещё на съёмках гримёры рисовали те знаменитые стрелки Жади. Но я так и не научилась делать их сама, в повседневной жизни и вовсе не крашусь. Но стрелки Жади были бесподобны!» Кроме того, всё время съёмок актриса сидела на жёсткой диете. Ведь Жади должна была отлично смотреться в сценах танцев! Её партнёр Мурилу Бенисиу тоже получил роль «по наследству» – от неё отказался Фабио Ассунсон (Марселу в «Во имя любви»). Зато Мурилу, разносторонний актёр, не мог пройти мимо возможности сыграть аж трёх разных персонажей сразу: Лукаса, возлюбленного Жади, его брата Диогу и клона Лео. Чтобы облегчить актёру задачу, персонажей сделали немного разными внешне, например, Лео – более смуглый, и для сцен с его участием Мурилу мазался специальной пастой-морилкой. Кроме того, с ним постоянно беседовали два психолога, которые объясняли линию поведения героев. «Трудная работа началась, когда я одновременно играл сорокалетнего Лукаса и клона Лео, которому всего восемнадцать лет, – признаётся актёр. – Я очень уставал к вечеру от бесконечной перемены одежды, грима, причёсок. Мне приходилось всё время изменять осанку, голос. Но это была усталость, полная удовлетворения, ведь «Клон» – очень интересная теленовелла!» Актрису на роль Маизы, коварной жены Лукаса, долго искать не пришлось – её вызвалась сыграть жена режиссёра, Даниэла Эскобар. И назвали героиню, кстати, в честь матери Жайме Монжардима. А ещё один любопытный «семейный подряд» на съёмках случился из-за Деборы Фалабеллы, сыгравшей проблемную дочь Лукаса и Маизы, Мел. Во время съёмок она заболела и попала в больницу. Но останавливать работу было нежелательно, и студия начала искать ей замену. И нашла – в лице родной сестры Деборы. Так что с 201 по 217 серию на экране – Синтия Фалабелла. Сёстры очень похожи, к тому же грим и специальные ракурсы помогли сделать подмену совсем незаметной.
ВОСТОЧНЫЕ ТОНКОСТИ
К воплощению этой восточной истории в жизнь в телекомпании «Глобо» подошли с размахом. «Клон» недаром числится среди самых дорогих проектов бразильского телевидения. Коль скоро существенная часть действия происходит в Марокко и в пустыне Сахаре – туда же отправилась и съёмочная группа. Целый месяц бразильцы провели за границей. Правда, в жарких условиях пустыни киношники работали гораздо меньше времени, чем планировали. Воздух там, бывало, нагревался до 53 градусов жары, этого не выдерживали ни грим актёров, ни костюмы, ни техника – две камеры просто вышли из строя. К тому же в песках было полно змей и скорпионов, которые очень нервировали всю съёмочную группу. Так что в конце концов «марокканские» и «египетские» декорации возвели в Бразилии. А вот изучать марокканскую культуру актёрам очень понравилось. Все артисты, задействованные в «восточных» сценах, учили арабский язык, специфические жесты, обряды и традиции страны. А все женщины, играющие марокканок, от мала до велика, занимались с преподавателями восточных танцев. Режиссёр решил, что знание танца живота сделает их игру более достоверной. С той же дотошностью создатели сериала отнеслись и к съёмкам «научной» части сюжета. Они обращались к врачам-биологам и репродуктологам, ходили на консультации в клиники женского здоровья – это делалось для того, чтобы как можно более достоверно показать линию клона.
ОБОЖАНИЕ ПО-РУССКИ
В «Клоне» с самого начала наблюдался «русский след» – внимательные зрители быстро поняли, что Жади всегда грустит под мелодию из фильма «Урга – территория любви». Однако одним этим фактом популярность сериала, конечно, не объясняется. А она была феноменальной! Чтобы не пропустить новую серию любимой теленовеллы, многие ставили будильник на нужное время. Девушки рисовали «стрелки Жади» и массово учили танец живота. Герои сериала глядели с обложек школьных тетрадей и дневников. Бывало, что учителя в школе цитировали героинь «Клона»! После показа на «Первом канале» в 2004–2005 годах сериал много раз повторяли на других кнопках. И когда в 2016 году в Россию прилетела Летисия Сабателла – исполнительница роли Латифы, кузины Жади, – она была поражена тёплым приёмом в нашей холодной стране. Стояли суровые морозы, актриса была закутана с головы до ног, но от поклонников спрятаться не удалось. «Клон» – это феномен, – призналась Летисия. – Я поехала в Россию, и меня узнали на улице. В России люди научились говорить по-португальски благодаря сериалу. У меня есть русские поклонники. Это очень красиво. Думаю, многие люди полюбили Латифу. Я чувствовала, что мной очень дорожат». И до сих пор армия фанатов сериала в нашей стране огромна.
Кстати, однажды провели исследование, чтобы сравнить популярность культовых сериалов «нулевых» у публики. И оказалось, что «Клон» обошёл по рейтингам даже «Бригаду»! Этот успех с тех пор не повторил ни один телепроект. Видимо, Глория Перез сумела затронуть что-то важное в сердцах зрителей – что в Бразилии, что в России.