Новый год начался с интересных кинопремьер, которые сейчас идут в отечественных кинотеатрах. Мы решили узнать, как создавались фильмы, собирающие массу положительных отзывов от зрителей и критиков. И оказалось, что волшебство творилось не только в кадре, но и за его пределами!
КОМПЬЮТЕРНОЕ ВОЛШЕБСТВО ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА
«Мы в город Изумрудный идём дорогой трудной, идём дорогой трудной, дорогой непрямой!» Слова известной песенки вновь стали актуальными с приходом 2025 года. На экраны вышел фильм «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича» по мотивам известной сказки Александра Волкова. История про девочку Элли, которую однажды вместе с пёсиком Тотошкой ураган уносит в волшебную страну Жевунов, населённую необычными существами, впервые была экранизирована в России в 1994 году. Новый фильм значительно отличается от предыдущей версии масштабностью и сложностью съёмочного процесса. Но обо всём по порядку! Съёмки нового «Волшебника Изумрудного города» в основном проходили в Дагестане. Несмотря на невероятные по красоте ландшафты, создателям фильма пришлось доработать их с помощью компьютерной графики и добавить в естественную природу немного волшебства. Благодаря этому на экране зрители видят удивительные маковые поля с метровыми цветами, ведьминские пещеры и многое другое. «У нас в фильме нет реальных объектов, которые мы бы адаптировали под вымышленный мир, – рассказывает режиссёр Игорь Волошин. – Все наши декорации придуманы и построены. То есть мы не вписывались во дворец пионеров или в театр, где есть остатки колонн, чтобы построить там часть объекта, а мы сразу строили огромный комплекс декораций». Отдельного внимания заслуживают герои фильма-сказки. К примеру, говорящего пса Тотошку играли сразу две собаки – джек-рассел-терьеры Уджер и Нэк. Ежедневно им наносили особый грим: закрашивали шёрстку специальной гипоаллергенной собачьей краской. Благодаря этому у псов появлялся абсолютно одинаковый окрас. Даже глаза им подводили – естественно, тоже специальной косметикой, подходящей для животных. А вот Лев был полностью создан с помощью компьютерной графики. «Мы съездили в цирк, отсканировали двух львов. Один был хорош по фигуре, а у второго – отличная морда. Поэтому наш Лев получился собранным из двух реально существующих животных», – говорит режиссёр. Компьютерные технологии применялись и при создании Страшилы и Железного Дровосека. В этих персонажах практически невозможно узнать актёров Евгения Чумака и Юрия Колокольникова. А главную злодейку сказки – колдунью Бастинду – сыграла очаровательная Светлана Ходченкова. Правда, на экране зрители увидят её в очень непривычном образе: лысой, без бровей и с «чёрным глазом». Кстати, для того, чтобы его сделать, гримёры заказали специальную склеральную линзу, за создание которой взялись только в одной-единственной мастерской в стране. По сюжету, рост Бастинды почти 3 метра, поэтому декорации в павильоне создавались разных масштабов, а часть костюмов шилась в разных размерах. Эпизоды со Светланой снимались отдельно от других актёров. Они, отрепетировав совместные сцены, расходились по соседним павильонам, и каждый играл свою линию. В помещениях, где снимались Элли и другие посетители замка Бастинды, декорации были выстроены в увеличенном масштабе, и благодаря этому создался эффект, что герои значительно меньше ведьмы. «Эта сказка – большая любовь моего детства, – делится Светлана. – Поэтому принять роль Бастинды для меня было огромной честью. Сыграть персонажа, которого ты опасался, будучи ребёнком, – очень любопытный опыт. Теперь я с уверенностью могу сказать, что ничего не боюсь! Кстати, костюм у меня потрясающий, в гриме я сама себя не узнавала!»
ЛЕТАЮЩАЯ БОРОДА ФИНИСТА
Одна из самых ожидаемых премьер этих новогодних каникул – фильм-сказка «Финист. Первый богатырь». Он рассказывает предысторию полюбившихся персонажей сказочной киновселенной «Последнего богатыря». Зрителей ждёт увлекательное погружение в мир загадочного Востока, славянских легенд и доброго юмора в компании самовлюблённого богатыря Финиста, его верного помощника Мелеха и молодой Яги. Говорят, что, создавая этот фильм-сказку, сценаристы вдохновлялись творчеством Леонардо да Винчи! Именно поэтому на экране воплотились самые неожиданные и смелые фантазии авторов. Часть съёмок проходила в горах и лесах Казахстана, часть – в Чарынском каньоне, а несколько сцен – на Поющем бархане. Кстати, в один из рабочих дней именно здесь всю кинокоманду застала настоящая пустынная буря. «На бархане был такой сильный ветер, что у главного героя часть бороды улетела, – рассказывает художник по гриму Ольга Афиногенова. – Слава богу, рядом был какой-то куст. И эта деталь грима зацепилась за него». Чаще всего съёмки проходили на территориях заповедников и национальных парков, где было очень много опасной живности – ядовитые змеи, пауки, скорпионы. Поэтому на площадке постоянно дежурил автомобиль реанимации, но, к счастью, обошлось без инцидентов. Сказочную атмосферу на экране создают и костюмы героев. В фильме участвовало больше 300 актёров. И каждому из них был придуман свой уникальный образ. Костюмеры признаются, что не хотели пользоваться клише – «сарафан и кокошник». Поэтому они вдохновлялись мордовскими, марийскими, южно-русскими народными костюмами. В них сарафан отсутствует как факт. Наряд основывается на рубахах, понёвах, юбках. Благодаря этому внешний вид героев удивляет своей необычностью, разнообразием, каждого персонажа хочется долго рассматривать. Кстати, актёры, сыгравшие в «Финисте. Первом богатыре», и сами признаются, что получили большое удовольствие от работы над проектом. Так, к примеру, роль молодой Яги исполнила Юлия Пересильд. «Это была моя мечта. Я не иронизирую даже. Это не самая свойственная для меня роль. Я очень хотела бы продолжить своё профессиональное существование в образе Бабы-Яги. Мне чрезвычайно понравилось, – делится актриса. – Моя героиня ищет себя, ищет бесконечную вечную любовь, приключения, эликсир молодости. Поэтому она отправляется на Восток. Помню, была одна смена, очень сложная физически: ветер, песок, холод. Но, несмотря на это, я с наслаждением наблюдала за тем, кто и как вёл себя в эту ночь. Было приятно видеть, как все друг друга подбадривают, греют, заботятся, не унывают, не ругаются, хотя иногда очень хочется. Я в очередной раз убедилась, что очень люблю сниматься в кино». Пожалуй, самый очаровательный и комичный персонаж фильма – влюблённый в Ягу верблюд Джамал. Кстати, это животное разговаривает человеческим голосом. А озвучил его Павел Прилучный. «В этом фильме у моего героя от меня только голос и мимика, но процесс озвучивания был очень увлекательным. Вместе с авторами мы создали яркий и запоминающийся образ… верблюда. На самом деле Джамал – молодой парень, погонщик, которого злой колдун заточил в тело неуклюжего, но обаятельного животного», – говорит Павел Прилучный.
ТУРЕЦКИЙ КОЛОРИТ РУССКИХ ЁЛОК
В конце декабря 2024 года на экраны вышла 11-я часть «Ёлок». Казалось бы, ну чем ещё можно удивить? Но создатели комедии постарались на славу. Сюжет, как и в предыдущие разы, рассказывает о чудесах, происходящих в канун Нового года. А вот герои новые, неожиданные. Например, в фильме принял участие любимец многих российских женщин турецкий актёр Бурак Озчивит. Он известен своими ролями в сериалах «Великолепный век», «Королёк – птичка певчая». Переговоры с актёром о его возможности участвовать в съёмках велись долго. Плотный рабочий график не позволял Озчивиту прилететь в Россию. Да ещё и по сценарию у него было запланировано много текста. «Бурак прочитал и сказал, что играть это не будет, потому что не успеет выучить роль, – вспоминает сценарист Пётр Внуков. – Мы с ним долго спорили, в итоге два листа его текста я сократил до трёх фраз. Но они самые ёмкие и важные». На съёмочной площадке «Ёлок» Бурак провёл всего один день. Тем не менее его персонаж стал важной фигурой в сюжете. Кстати, актёр сыграл сам себя. «Озчивит – настоящий профессионал, – рассказывает режиссёр Александр Карпиловский. – Он вообще не капризный. В четыре утра прилетел, а в девять часов мы уже начали снимать. Он почти не спал. У него был очень тяжёлый рабочий день, но он выдержал всё это стоически». Кстати, Бурак говорит только на турецком языке. Поэтому общаться с коллегами по площадке ему пришлось с помощью переводчика. «А мы с ним вообще удивительным образом понимали друг друга без слов», – признаётся режиссёр фильма. Так как действие «Ёлок» происходит под Новый год, многие сцены снимались за праздничным столом. Еда использовалась настоящая, и она буквально покорила турецкого актёра. Озчивит признался: «Между русской и турецкой кухнями, оказывается, много общего. Например, вы готовите пирожки с начинкой, у нас они называются «буреками». А больше всего мне запомнился борщ! Это неизгладимое впечатление. Какой же он вкусный! Я очень рад, что русские люди такие гостеприимные, меня везде встречают как родного и угощают борщом!» Коллега Бурака по съёмкам Рузиль Минекаев вспоминает забавный случай: «Мы работали над сценой в Альметьевске. Фанатки Бурака узнали, что их кумир приехал, окружили павильон, в котором мы снимали. Из-за этой осады мы долго не могли выйти на улицу. Только когда стемнело, девушки стали расходиться, нам удалось тайком ускользнуть».