Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
ГЕНИАЛЬНЫЙ АЛЕКСАНДР ГРАДСКИЙ
%d0%93%d1%80%d0%b0%d0%b4%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b9
%d0%b2 %d0%b4%d0%b5%d1%82%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5
%d0%b2 %d1%81%d1%82%d1%83%d0%b4%d0%b8%d0%b8
%d0%bc%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b4%d0%be%d0%b9 7
«Я гениальный! – говорил о себе Александр Градский. – Мне Бог дал больше, чем другим. А я взял». Он автор не только песен, но также музыки к балетам и рок-операм. Его феноменальный голос в три с половиной октавы – настоящее чудо природы. А ещё в творческих кругах Александр Борисович был известен своей принципиальностью и настойчивостью. И все знали: если Градский что-то задумал, остановить его нет никакой возможности. 3 ноября со дня рождения маэстро исполняется 75 лет...

ПОХЛОПАЛ, ПОТОПАЛ...
Саша Градский родился на Урале, в небольшом городе Копейске. Когда мальчику исполнилось семь лет, семья переехала в Москву. И там его сразу отдали в музыкальную школу. «Не то чтобы родители заметили у меня уникальный талант. Просто тогда в музыкальные школы отдавали многих. Это было модно, да и стоило недорого – 7 рублей 50 копеек в месяц, – рассказывал Александр Борисович. – Меня привели в школу имени Гнесиных. Там попросили похлопать, потопать... И я поступил в класс скрипки». Вскоре педагогам стало ясно, что настоящее дарование мальчика лежит в другой области: выяснилось, что Саша свободно берёт три с половиной октавы и с лёгкостью поёт песни из репертуара Робертино Лоретти. А родственники Градского любят вспоминать такую историю. Как-то во время семейного праздника Саша задумчиво стоял у окна на кухне – и вдруг ка-а-ак запоёт! А на столе стояли хрустальные фужеры, которые от вибрации его мощного голоса стали звенеть, стукаясь друг о друга. Папа Саши закричал: «Прекрати орать! Побьёшь хрусталь!» «Я не ору, я пою!» – невозмутимо ответил мальчик. Дядя Саши в то время работал в ансамбле Моисеева и часто ездил на гастроли за границу. Оттуда он привозил племяннику импортные джинсы, жвачки, но мальчишка был к ним совершенно равнодушен... Зато очень ждал пластинки с западной музыкой и с упоением слушал Луи Армстронга, Элвиса Пресли и, конечно, The Beatles! Вдохновлённый их творчеством, в 16 лет Саша Градский создал группу «Славяне»: ребята выступали на школьных танцах и получали по 30 рублей за вечер. Этот коллектив, кстати, считается одной из первых советских рок-групп...

ДЖИНСОВЫЙ РОЗЫГРЫШ
После школы Александр поступил на факультет академического пения Музыкального института имени Гнесиных. А затем – в Московскую консерваторию, где его наставником был Тихон Хренников. В студенчестве Градский продолжил играть в музыкальных группах, в том числе и в ВИА «Весёлые ребята». Тогда же туда пришёл и Александр Буйнов, который говорит: «Всё, что в моей жизни связано с Градским, – сплошной позитив!» А сам Александр Борисович любил со смехом вспоминать такую историю. В те времена Буйнов носил супермодные джинсы, которые были предметом зависти многих... Правда, штаны эти были настолько старые и драные, что в какой-то момент певец перестал их стирать – чтобы не развалились. Но носил с гордостью и всем действовал на нервы! «У нас из-за этих его штанов всё время какие-то проблемы возникали – то с милиционерами, то с руководством филармоний... – с улыбкой рассказывал Градский. – И вот как-то раз на гастролях, когда Саша уснул, я, признаюсь, мучимый в том числе и завистью, решил его разыграть. Взял его джинсы, которые мы называли «триста дыр», и прибил гвоздями к полу! Знал, что, проснувшись, он начнёт их поднимать – и порвёт окончательно!» «Так и получилось! Я проснулся, увидел, что Саша хихикает, но не придал этому значения. Рванул с пола джинсы – и, конечно, разорвал их совсем. А потом увидел, как Градский улепётывает!» – хохочет Буйнов.

ДЕРЗКИЙ ГЕНИЙ
В кинематограф со своей музыкой Александр Градский ворвался тоже будучи ещё студентом. А было это так. Молодого музыканта пригласили поработать в одну из студий звукозаписи, где он должен был слой за слоем записывать барабаны, бас-гитары, скрипку, другие музыкальные инструменты на плёнку. Работа по тем временам кропотливая, да к тому же раз ошибёшься – и всё, фонограмма испорчена, можно начинать сначала. И вот, когда дело уже подходило к концу, вдруг раздаётся скрип двери и звуки шагов. Градский в ярости скинул наушники и принялся отчитывать вошедшего высокого мужчину в костюме. Гость вынужден был удалиться... «Ты что! Это же сам Андрон Кончаловский!» – пытался урезонить Градского звукорежиссёр. Но Александр никогда не благоговел перед титулами... Тем временем заинтригованный такой дерзостью молодого музыканта Кончаловский остался в аппаратной и стал наблюдать за работой Александра через стекло. И через пару минут вдруг он заявил: «Вот его я и стану снимать! В главных ролях – будет играть и песни петь!» И тут Градский повернулся в профиль. «Нет, этот длинный нос мне никогда не утвердят...» – разочарованно произнёс Кончаловский. А когда Александр закончил свою запись, Андрей Сергеевич вновь зашёл в студию и спросил юношу, сможет ли он написать музыку для песен к его фильму «Романс о влюблённых». «Конечно, смогу! Я, правда, ещё никогда не писал для кино, но зато я гениальный!» – не задумываясь ответил молодой человек. Знаменитый режиссёр и студент третьего курса ударили по рукам и заключили договор: 6 песен – 600 рублей! До этого таких денег Градский не видел никогда... Позже было решено, что в фильме Александр также исполнит вокальные партии. После выхода картины на экран Александр Градский получил премию «Звезда года» на конкурсе для лучших музыкантов года европейских стран и прославился.

ОБЫКНОВЕННЫЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ АПЛОДИСМЕНТЫ
После выпуска из консерватории Градский принялся активно строить карьеру. Ранее он организовал новую группу «Скоморохи», в репертуаре которой были его собственные композиции. И вместе с этим коллективом музыкант колесил по стране. Правда, петь ему было не положено: согласно штатному расписанию Александр числился музыкантом, а в те времена с этим было строго. Но однажды в небольшом провинциальном городке произошёл курьёзный случай. В местном концертном зале собралось много народу, а перед «Скоморохами» – как сейчас говорят, «на разогреве» – должен был выступать солист местной филармонии. Но он заболел. И тут Градский выходит на сцену, представляется именем заболевшего артиста и выдаёт весь репертуар концерта. Зал аплодировал стоя 20 минут – по словам местных жителей, такого они ещё не слышали! «С тех пор такие продолжительные аплодисменты стали для меня обычным явлением», – с улыбкой говорил артист. Но куда больше славы и денег для музыканта важна была возможность сочинять и исполнять свою музыку... Свою первую рок-оперу «Стадион» он писал 10 лет. Она вышла в 1985 году и стала сенсацией. Ещё бы, на сцене – такие звезды: партии достались Алле Пугачёвой, Иосифу Кобзону, Елене Камбуровой, Михаилу Боярскому. В 2009 году Градский выпустил вторую оперу – «Мастер и Маргарита». Увы, на сцене она поставлена не была и существует в виде единственной аудиозаписи. Надо сказать, что главные партии в своих операх Градский отводил всегда себе, а когда его спрашивали, почему, отвечал: «Спеть это могу только я». Также Градский написал музыку ко множеству фильмов, среди которых «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Узник замка Иф» «В августе 44-го» и другие. А в 1980-е годы музыкант вёл программу «Хит-парад Александра Градского» на радиостанции «Юность», и именно в этой передаче впервые прозвучали на всю страну песни, Цоя и Кинчева.

ВОЛШЕБНОЕ КРЕСЛО
Константин Эрнст и Юрий Аксюта рассказывают, что когда они задумали пригласить Александра Борисовича в проект «Голос» на «Первом канале» в качестве наставника, то не сомневались, что тот будет рад «засветиться» в популярном шоу. Но не тут-то было! Градский вёл долгие переговоры, главной целью которых было удостовериться, что на проекте всё будет по-честному. И такие гарантии мэтр получил. А главной проблемой на этой программе для Градского стал... вентилятор! В студии программы очень жарко, поэтому у каждого кресла наставника всегда установлены вентиляторы. В кадр они не попадают, но охлаждают хорошо. «И всё-таки давайте их немного слабее сделаем, а то у меня волосы развеваются, – перед каждыми съёмками просил Градский. – Зрители не поймут, что происходит». «Они просто подумают, что Александр Борисович несётся куда-то в волшебном кресле», – всегда шутил Баста. И Градский с улыбкой с ним соглашался.

КОТЛЕТЫ, ФУТБОЛ И ЗВЁЗДНАЯ БОЛЕЗНЬ
В творческих кругах были широко известны не только музыкальный талант Градского, но и его... фирменные котлеты! «А ещё я могу грамотно пожарить мясо, правильно отварить креветки и сделать несколько вариантов очень вкусных салатов!» – рассказывал музыкант. Также мало кто знает, что Александр Борисович с детства был ярым болельщиком «Спартака». Музыканта связывала крепкая дружба с известным футболистом и тренером Евгением Ловчевым. Евгений Серафимович с ностальгией вспоминает, как после матчей они с Градским горячо обсуждали каждую игру. «Порой доходило до жарких споров! Саша кричал мне: «Ты ничего не понимаешь в футболе!» А я отвечал: «А ты – в музыке!», – с улыбкой вспоминает спортсмен. Никто и никогда не мог сказать, что Градский страдал звёздной болезнью. Но цену своему таланту музыкант хорошо знал. «У кого-то корона скатилась, кому-то пришлось её поправлять, а у Саши она была частью тела», – говорила его двоюродная сестра Наталия. А сам Александр Борисович говорил: «Когда начинаешь заниматься музыкой, музыка тут же начинает заниматься тобой. То есть формировать тебя самого, твои взгляды, вкусы. И ты вынужден следовать тому, что диктует профессия...»