Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
АЛЛО! ГАРАЖ? ЗАЛОЖИТЕ КОБЫЛУ!
%d0%bf%d0%bb%d0%b0%d0%ba%d0%b0%d1%82 2
%d1%81 %d1%87%d0%b0%d0%bf%d0%bb%d0%b8%d0%bd%d1%8b%d0%bc
%d0%ba%d0%b0%d0%b4%d1%80 4
%d0%be%d1%80%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b0 4
%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b8
Дорогие читатели, вот и наступило лето, а значит, на страницы газеты «Эфир» возвращается рубрика «Время, назад!» В ней мы традиционно рассказываем об истории создания самых любимых народом фильмов нашей страны. И начнём мы с далёкого 1938 года, когда на экраны вышла лёгкая, трогательная и такая оптимистичная комедия «Волга-Волга». Мы выяснили, благодаря чему появился один из самых любимых фильмов 1930-х.

НЕПРИДУМАННАЯ ИСТОРИЯ
В 1930-х годах в Советском Союзе была очень популярна художественная самодеятельность. Идеальный советский гражданин был не только передовиком производства, но и творческим, талантливым человеком. Более того, талантливых людей среди советских тружеников действительно хватало! Режиссёр Григорий Александров об этом знал. Во время подготовки к съёмкам другого своего фильма, «Весёлые ребята», он специально искал актрису из народа. «До Москвы дошёл слух, что в Раменском районе есть девушка-трактористка, поражающая всех своими песнями и плясками, – вспоминал сам режиссёр. – Мы приехали в Раменское. Выступал колхозный ансамбль, и девушка эта пела и танцевала. Способности у неё были действительно выдающиеся, и я решил вызвать её на «Москинокомбинат» на пробу. Но директор машинно-тракторной станции не отпустил её в Москву: «Нечего ей там горло драть, пусть как следует на тракторе работает. Тоже мне – артистка!» Талантливая девушка так и не сыграла в кино, роль в результате получила профессиональная актриса Любовь Орлова. Но эта грустная история запомнилась Александрову. И он решил снять фильм о противостоянии бюрократа и талантливой молодёжи.

АМЕРИКАНСКИЙ СЛЕД
Есть легенда, что название для советской комедии придумал... великий американский актёр Чарли Чаплин! Любовь Орлова вспоминала, что во время одного из визитов в Америку они вместе с Григорием Александровым встретились со знаменитым комиком. Заокеанская звезда и советские кинематографисты проводили вместе много времени и однажды отправились кататься на лодке в окрестностях Сан-Франциско. Григорий Александров во время прогулки напевал одну из любимых песен – «Из-за острова на стрежень...» о Стеньке Разине. Видимо, особенно впечатляющими у режиссёра вышли строчки «Волга-Волга, мать родная, Волга – русская река!» Чаплин заслушался душевной русской песней и внезапно предложил: «А назовите новую картину «Волга-Волга!» Так, по словам Любови Петровны, и поступили. Правда это или блестящий вымысел, неизвестно, но в фильме действительно много отсылок к Чарли Чаплину и голливудским фильмам.

ПЕРМСКИЕ БЕРЕГА
Действие кинокартины разворачивается на воде – и большая часть съёмок проходила на фоне речных пейзажей. Важным «героем» фильма стал канал Москва – Волга, и чтобы показать этот проект во всей красе, сил и средств не жалели. Государство даже поручило построить специально для фильма два судна – «Лесоруб» и «Севрюга». Правда, плыть самостоятельно они не могли, только на буксире. Участвовали в съёмках и действующие пассажирские суда, например теплоход «Иосиф Сталин». По сюжету, героиня Любови Орловой, письмоносица Стрелка, на пароходе едет в Москву практически через всю Россию, так что эта флотилия побывала во многих местах страны. В том числе и на Урале! Съёмки шли на Чусовой, на Каме, возле Осы и деревень Монастырка и Красная Слудка. Естественно, для местных жителей прибытие киноэкспедиции стало незабываемым событием. Один из очевидцев вспоминал: «В тот незабываемый день пароход «Севрюга» бросил якорь чуть ниже деревни Монастырка. Эта новость облетела всю округу, и многие жители отправились к месту стоянки парохода. Нам удалось увидеть артистов, которых знала вся страна… Любовь Орлова в капитанской форме стояла на мостике. Недалеко от неё – известный режиссёр Григорий Александров в выходном костюме. Узнали мы и любимого артиста Игоря Ильинского. На всю жизнь запомнили, как он перебрался с берега на пароход по канату со всеми своими комическими трюками». А для жительницы Осы Тамары Мальцевой встреча с киношниками стала определяющей в жизни. Любовь Орлова сказала юной поклоннице: «Мечтай! Если очень захочешь – всё сбудется». И девушка рискнула выучиться на штурмана парохода, а позже получила ещё и образование киномеханика. Фильм «Волга-Волга» она демонстрировала зрителям с особым удовольствием! Кстати, благодаря этому фильму была восстановлена одна из церквей Прикамья. Вознесенская церковь в селе Красная Слудка, построенная в 1859 году, до постсоветского времени дошла в печальном состоянии – без колокольни, полуразрушенная. Проектно-строительные документы на неё не сохранились, фотографий целого здания не было тоже. Но кто-то вспомнил, что в одном из кадров «Волги-Волги» Любовь Орлова подбегает на край пристани и камера захватывает храм на берегу – в то время ещё целый... Вот этот-то секундный кадр и помог выполнить проект реставрации.

НАСТОЯЩАЯ СМЕЛОСТЬ
Главного «злодея» фильма – бюроктата Бывалова – сыграл Игорь Ильинский, на тот момент один из главных комедийных актёров отечественного кино. В образ простоватого чиновника Ильинский вжился легко. Но в отличие от своего героя, сам актёр окружающим проблем не создавал – наоборот, съёмочная группа не могла на него нарадоваться. Ильинский был смелым и лёгким на подъём. Все трюки в своих комедиях, например, Игорь Владимирович выполнял самостоятельно. Никаких каскадёров! И в фильме «Волга-Волга» он тоже прыгал в воду сам. Вдова актёра Татьяна Еремеева вспоминала: «Когда готовились к съёмкам, Игорь возьми да и скажи Александрову: «Эффектнее смотрелось бы, если бы мой герой прыгнул в воду со второго этажа палубы, а не с первого». Режиссёр на том и порешил. Тут Ильинский призадумался. В это время вместо Орловой снимали её дублёршу, как она сигает в воду с первого этажа палубы. Но дублёрша не прыгнула – побоялась. Нашли вторую. А Ильинский прыгнул сам – с первого дубля». Персонаж получился таким колоритным, что после выхода фильма появился термин «бываловщина» – так обозначали всё закостенелое и закрытое для нового. Зато, говорят, игра Ильинского очень понравилась Сталину. И когда актёра впервые представили вождю, Сталин пошутил: «Здравствуйте, гражданин Бывалов. Вы бюрократ, и я бюрократ, мы поймём друг друга. Пойдёмте побеседуем».

НЕПОДДЕЛЬНЫЙ ЭНТУЗИАЗМ
Первоначальный сюжет фильма сильно отличался от того варианта, который зрители увидели на экране. К примеру, бухгалтер Алёша вовсе не был влюблён в письмоносицу Стрелку – он заглядывался на манерную парикмахершу Нюру. К счастью, от этого хода отказались. Ведь кто поверит, что Любовь Орлову можно на кого-то променять? В роли Стрелки актриса показывает всё, на что способна: и поёт, и танцует, и смешит зрителя, и может его растрогать. Критики после выхода фильма поначалу обвинили её в плохой актёрской игре. Но, говорят, Григорий Александров специально просил жену немного переигрывать – по его мнению, в народной комедии все эмоции нужно было доносить до зрителя максимально просто и понятно. Пусть персонаж и выглядел немного гротескно, сама Любовь Орлова к своей работе подходила предельно серьёзно. Перед съёмками она прочитала множество статей о сельских почтальонах, вступила в переписку с некоторыми письмоносицами. И, конечно, для достоверности и сама попробовала себя в этой профессии. Несколько недель Орлова ходила по Москве с почтовой сумкой и разносила письма. Роль получилась убедительной, и народ полюбил героиню. Уже во время Великой Отечественной войны Любовь Петровну попросили ещё раз сыграть Стрелку, на этот раз в одном из боевых киносборников. Письмоносица помогает главным героям, и её появление на экране несёт людям надежду.

ВСЕОБЩАЯ ЛЮБОВЬ
Критики встретили новую комедию прохладно. Григорию Александрову пеняли на неуважительное обращение с классической музыкой, называли сюжет нелепым и надуманным. Режиссёр отвечал, что у критикующих просто нет чувства юмора... Зато этим чувством внезапно оказались не обделены советские власти – фильм получил Сталинскую премию и вскоре неофициально стал считаться любимой комедией лично Иосифа Виссарионовича Сталина. В связи с этим вокруг «Волги-Волги» появилось много баек и анекдотов. Григорий Александров, например, рассказывал такой забавный «политический» случай, связанный с фильмом «Волга-Волга». В 1942 году Сталин показал эту комедию американским гостям – послу США Гарриману и помощнику президента Рузвельта Гарри Гопкинсу. Те пришли от фильма в восторг и согласились передать своему президенту копию советского киношедевра. Рузвельт посмотрел фильм, попросил перевести на английский песни. Когда дошло до строчек «Америка России подарила пароход: / С носа пар, колёса сзади, / И ужасно, и ужасно, / И ужасно тихий ход», президент воскликнул: «Вот теперь понятно! Сталин упрекает нас за то, что мы до сих пор не открыли второй фронт». Впрочем, если бы главным достоинством фильма «Волга-Волга» была только благосклонность властей, его положили бы на полку уже в 1950-е годы. Сложилось же по-другому. Из комедии вырезали кадры с памятником вождю и все надписи, которые содержали его имя. Позже во время антиалкогольной кампании обрезали часть «Куплетов водовоза». Но саму комедию по-прежнему показывали по телевизору, и люди с удовольствием продолжали и продолжают смотреть её! Ведь главным в этом фильме оказался вовсе не политический подтекст, а заряд оптимизма и твёрдое убеждение, что наша земля действительно богата талантами.