Для российского зрителя Марина Влади всегда была француженкой. А для французов – русской. При этом она одинаково популярна не только в России и во Франции, но и во всём мире. 10 мая актрисе исполняется 85 лет. «И все эти годы я повторяю: самое большое счастье – это жить», – говорит она.
С ФУТБОЛА — НА РАДИО
«Я – русская, только с французским паспортом», – говорит о себе Марина Влади, урождённая Екатерина Марина Полякова-Байдарова. Её отец – эмигрант Владимир Поляков-Байдаров – был коренным москвичом и выпускником Московской консерватории, а мама Милица Энвальд – дочь русского генерала, воспитанница Смольного института благородных девиц и балерина – переехала во Францию в 1919 году. В семье Владимира и Милицы было четыре дочери. Отец воспитывал их в строгости, занимался с девочками боксом и футболом и часто говорил дочерям, что они обязательно должны делать карьеру и зарабатывать деньги. А Милица с малолетства готовила своих детей к балетной карьере. «Меня, например, уже в три года ставили на стол, где я должна была петь и танцевать, – так приучали к сцене», – вспоминает Марина Влади. А ещё в доме Поляковых-Байдаровых под строжайшим запретом были любые сладости и мучное, а нарушительниц табу ожидала суровая кара – несколько часов дополнительных занятий у станка в домашнем танцевальном классе. Сегодня Марина Влади смеясь вспоминает, как коварная соседская девчонка Танюшка тайком таскала им конфеты и пирожные, а потом, прищурившись, следила, как кое-кто из сестриц за обе щеки уплетал запрещённые сладости. «И только я, стиснув зубы и чуть не плача, упрямо отказывалась от угощения!» – говорит актриса. Тем не менее балериной Марина не стала. Зато уже в девять лет пробовала свои силы на радио. Очевидцы вспоминают, что это было довольно забавно: поначалу девочка никак не могла поладить с микрофоном, постоянно вздрагивала от грозных команд режиссёра, а возглас «Тишина в студии!» просто вводил её в ступор. Однако она быстро освоилась, и вскоре ей доверили вести детскую радиопередачу, а затем – дубляж иностранных фильмов.
КАНИКУЛЫ КАК В КИНО
Когда Марине было 11 лет, она снялась в своём первом фильме «Летняя гроза». «Сниматься в одиннадцать лет – это не совсем работа, – говорит Марина – Тогда это было для меня скорее приключением и чудесными каникулами. Я успевала покататься на велосипеде и на роликах, а в перерывах объедалась цыплятами, пиццей, пирожными – всем, чем меня угощали. Киностудия казалась мне парком развлечений». Вскоре юная актриса получила ещё одну роль – в английской картине «В жизни всё устраивается».
Первые успехи вдохновили Марину на новые победы. Не сомневалась девушка и в своём таланте. Поэтому она решила, что роли может выбирать и сама. И написала письмо известному тогда режиссёру Леониду Могаю: «Уважаемый господин! Узнала, что вы ищете для фильма «Утро будет поздним» девушку с бюстом... У меня его пока, конечно, нет, но я сыграю хорошо – вы не пожалеете!» На роль в этом фильме Влади не взяли, зато уже в 14 лет она заключила контракт с итальянской кинокомпанией «Чинечитта» и переехала в Рим. Там её ждали съёмки ещё в трёх картинах. «Я зарабатывала деньги и очень гордилась тем, что у моей семьи благодаря мне наконец появился дом, где у каждого есть своя комната. После смерти отца я в какой-то степени стала главой семьи», – рассказывает актриса. Кстати, именно отцу посвящён псевдоним Марины: «Влади» – это сокращение от «Владимир».
«Я в пробах не нуждаюсь!» – именно так с гордостью говорит о себе актриса как раз с тех времён. А ещё Марина всегда стремилась быть в центре общественной жизни, поэтому в перерывах между съёмками она успевала участвовать в студенческих демонстрациях против войны в Алжире, потом вдруг стала феминисткой, а затем начала воевать за права французских бомжей и беспризорных иммигрантов.
КОЛДУНЬЯ И ЕЁ КОПИИ
В нашей стране Марина Влади стала невероятно популярна после выхода фильма «Колдунья», где в свои 17 лет она сыграла главную роль – Ингу. Этот фильм имел в СССР просто ошеломляющий успех! «Я помню, как в 1959 году я прилетела в Москву на Неделю французского кино, и ко мне бросились огромные толпы девушек, каждая из которых была моей абсолютной копией – распущенные волосы, чёлка, подведённые «стрелками» глаза...» – вспоминает актриса. А один из горячих поклонников однажды подкараулил Марину и со страстной решимостью сообщил ей, что планирует со своим другом немедленно ехать в Швецию, где происходили события фильма «Колдунья», и отомстить тому невежественному крестьянину, который в фильме обижает Ингу – героиню Марины Влади. «Он так свято поверил во всё это, что ему показалось совершенно естественным предложить мне свою помощь... Мне тогда едва удалось убедить этого юношу, что мстить некому и не за что», – рассказывает Марина Влади.
ГАМАШИ ДЛЯ ФРАНЦУЖЕНКИ
А одним из самых любимых фильмов самой Влади в её кинобиографии стала советско-французская картина «Сюжет для небольшого рассказа» режиссёра Сергея Юткевича. Первый съёмочный день проходил в России в самом начале марта, в какой-то подмосковной деревеньке. На улице стоял мороз. Поэтому накануне красавице-француженке Марине Влади, которая приехала в гостиницу нарядная и в туфельках на каблуках, члены съёмочной группы все уши прожужжали: «Завтра на съёмки одевайтесь, пожалуйста, теплее! Прямо очень тепло! Всё, что есть, надевайте! И обязательно какие-нибудь штаны! Понимаете, одно дело пройти десять шагов от машины до дверей гостиницы, и совсем другое – проторчать на нашем морозе весь день!» Актриса понимающе кивала. «Утром приезжаем на площадку. Смотрим, а звёздочка-то наша французская трясётся мелкой дрожью, – вспоминает друг актрисы, член редколлегии журнала «Советский экран» Семён Черток. – Подходим ближе и видим, что она в лёгкой курточке и даже без колгот! Вся синяя уже... Мы недолго думая побежали в ближайшее сельпо и купили здоровенные – до колен! – байковые женские гамаши какого-то неопределённого цвета, да ещё и с резинками внизу. Буквально силой – и с хохотом – натянули на Влади эти гамаши. Понятно, накатили ей маленькую стопочку... В общем, снимать смогли начать только тогда, когда актриса розоветь стала».
ОКЕАН И ЧАЙНАЯ ЛОЖЕЧКА
Стоит признать: на мужчин Марина Влади оказывала просто магическое влияние. В своё время её сердца добивались Жан-Люк Годар, Марчелло Мастроянни, Марлон Брандо... И все они получили отказ. А когда Влади признался в своих чувствах актёр Робер Оссейн, она заявила: «Вы совсем не в моём вкусе. Впрочем, у меня есть к вам предложение. Чтобы заполучить меня в жёны, вам нужно будет чайной ложечкой вычерпать океан – не меньше!» Оссейн, надо сказать, не растерялся: «Потребуется очень много времени, но я это сделаю!» После этого их роман стал развиваться стремительно, и вскоре Марина стала женой Робера. У них родились сыновья Игорь и Пьер, однако этот брак распался. Вторым мужем Влади стал богатый владелец авиакомпании Жан-Клод Бруйе, в этом браке у Марины Влади родился сын Владимир. С Высоцким актриса впервые встретилась в Москве на международном кинофестивале. И в первый же вечер услышала от него: «Наконец-то я встретил вас!» А уже на следующий день русский актёр сделал французской актрисе предложение, а когда она осторожно заметила, что пока что не любит его, ответил: «Не важно, я сумею тебе понравиться, вот увидишь!» Так и вышло... Конечно, им часто приходилось быть не вместе – она во Франции, он в Москве, – поэтому они постоянно перезванивались и часами «висели» на телефоне. При этом ни разу не заплатили за международные переговоры ни копейки! Телефонистки всегда узнавали их голоса и соединяли влюблённых бесплатно… Влади и Высоцкий поженились 1 декабря 1970 года. И Марина всё больше времени стала проводить в Москве. Однажды Влади позвонила сестра и сообщила, что дом актрисы во Франции ограбили: воры вынесли всё, в том числе меха... Это происшествие огорчило и Высоцкого: он знал, как Марина любила свои меха. И решил устроить жене сюрприз. «Как-то раз, ни слова не говоря, он подвёл меня к двери в спальню и несколько театральным жестом открыл её, – вспоминает Влади. – А там на большом ковре, на кровати, на стуле, на маленьком туалетном столике и даже на подоконнике – десятки серебристых шуб! И Володя говорит: «Это мех, который ты так любишь. Все охотники России прислали мне самые красивые шкурки. Тебе не будет холодно этой зимой!»
КАНАРЕЙКИ, ПОМИДОРЫ И ВЕЛОТРЕНАЖЁР
Из депрессии, в которую актриса погрузилась после смерти Владимира Высоцкого, её вытащил четвёртый муж, врач Леон Шварценберг. А также писательство. Литературным творчеством Марина Влади занималась и раньше – ещё в 1970-е она писала короткие рассказы. Но первым большим профессиональным литературным опытом для актрисы стала именно книга «Владимир, или Прерванный полёт». «А писать я её стала после того, как Симона Синьоре сказала мне: «Ты должна рассказать о Высоцком, о твоей жизни в России», – вспоминает Марина. На сегодня библиография актрисы насчитывает уже более десятка книг. И Влади утверждает, что писательство по-прежнему помогает ей справляться с душевными переживаниями. «С моими книгами мне никогда не бывает скучно! Тем более я по-прежнему пишу ручкой в тетрадке. Без компьютера!» – говорит Марина Влади. Сегодня актриса по-прежнему элегантна и энергична. Она живёт в Париже, каждый день много гуляет в берёзовой роще, занимается на велотренажёре и выращивает в своем загородном саду помидоры сорта Бычье сердце. В её доме живут канарейки, а ещё в своей квартире она хранит много вещей из разных уголков Советского Союза...