Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
НЕИЗВЕСТНЫЕ ТАЛАНТЫ СЕРГЕЯ ЖУКОВА
1
КАК КАЗАК!
1
ВЕЛИКОЛЕПИЕ СКВОЗЬ ГОДЫ
1
КРУТИТЕ БАРАБАН!
1
СВЕТСКАЯ ХРОНИКА
1
ТЕМА НОМЕРА
УРОКИ У ТЕЛЕЭКРАНА
E40 04 c 2
E40 04 c 6
E40 04 c 7
E40 04 c 3
E40 04 c 4
E40 04 c 5
В школе у каждого был свой любимый учитель. Но есть учителя, которых знает и любит вся страна, – благодаря замечательным советским фильмам. Ко Дню учителя (5 октября) мы вспоминаем самых-самых киноучителей.

САМАЯ РОМАНТИЧНАЯ
Кто: учительница русского языка и литературы Татьяна Сергеевна Левченко в фильме «Весна на Заречной улице» (1956).
У Нины Ивановой не было актерского образования. Режиссер Марлен Хуциев увидел ее в дипломной короткометражке, где Нина снялась по просьбе подруги, и пригласил девушку с серьезными глазами и задорными кудрями на главную роль в свой фильм «Весна на Заречной улице». Говорят, так хороша ее героиня Татьяна Сергеевна получилась благодаря любви. Нет, у Ивановой не было романа с исполнителем главной роли Николаем Рыбниковым, как подумали после выхода картины на экраны многие зрители. Камера смотрела на Нину влюбленными глазами оператора Радомира Василевского. После завершения съемок Василевский и Иванова переехали жить в Одессу и через некоторое время сыграли свадьбу. «Мы с ними соседствовали на лестничной клетке, – рассказывал директор музея Одесской киностудии Вадим Костроменко. – Однажды прихожу в гости: Нина, раскинув руки, как птица, лежит на полу, а Радик очерчивает ее фигуру мелком. «Буду шить жене модную пижаму!» Помню, я даже завидовал их отношениям, в них была такая весенняя легкость. Интеллигентный Радик и улыбающаяся, солнечная Ниночка…»

САМЫЙ МОГУТНЫЙ
Кто: преподаватель гимнастики Косталмед (Константин Александрович Медников) в фильме «Республика ШКИД» (1966). По замыслу режиссера Геннадия Полоки, физрук Косталмед, воплощение силы, должен был стать своего рода антиподом интеллигентного директора школы Викниксора в исполнении Сергея Юрского. К сожалению, силы актера Павла Луспекаева подтачивала болезнь ног, и его роль Косталмеда пришлось сильно урезать. Но даже в эпизодах артист проявил себя ярко. «Помню съемки эпизода бучи в школе, когда шкидовцы заперлись в классе и заблокировали мебелью дверь. Павел Борисович играл учителя физкультуры, который одним движением плеча прорывал баррикаду, врывался в помещение и говорил: «Не шали!», – рассказывал исполнитель роли одного из ШКИДовцев Николай Годовиков. – По сюжету, Сандро Товстоногов, который играл Дзе, с размаху бил Луспекаева табуретом по голове, когда тот появлялся в классе. Табурет изготовили из пенопласта и, чтобы смягчить удар, скрепили спичками. На всякий случай плотники сколотили два табурета. Видимо, второй оказался прочнее, потому что когда Сандро саданул им Луспекаева по голове, тот чуть не потерял сознание. Каким-то невероятным усилием воли Павел Борисович произнес: «Не шали!» – и только после этих слов рухнул в кресло, которое я едва успел подставить. Придя в себя, Луспекаев повернулся к Полоке и сказал: «Прости, но второй дубль – перебор!»

САМЫЙ СОМНЕВАЮЩИЙСЯ И САМАЯ ЗАПЛАКАННАЯ
Кто: учитель истории Илья Семенович Мельников и учительница английского языка Наталья Сергеевна Горелова в фильме «Доживем до понедельника» (1968).
Режиссер Станислав Ростоцкий был уверен, что учителя истории должен играть Вячеслав Тихонов. Но этому противился сценарист Георгий Полонский, которому актер казался слишком молодым. В конце концов Полонского убедили, пообещав, что Тихонову сделают возрастной грим. Но актер и сам не стремился сниматься. «Тогда, после фильма «Война и мир», я собирался вообще оставить кино – так не понравился себе в роли Болконского, – объяснял он. – Я дважды отказывался от роли учителя. Решился после того, как Станислав Ростоцкий поставил жесткое условие: «Если ты мне друг – будешь играть!» Сейчас я осознаю, какое счастье, что он заставил меня сняться. Благодаря этому фильму я обрел веру в свои силы и вернулся в кинематограф». Так что, если бы не учитель истории, не видать бы нам Штирлица! А вот сыгравшей учительницу английского Ирине Печерниковой на съемках пришлось лить слезы. «Как-то Станислав Ростоцкий предложил мне порепетировать сцену в классе, – вспоминает она. – Там собрались ученики, счастливые от того, что принимают участие в съемках с известными актерами. На меня никто особо внимания не обращал. Я не заметила, как Ростоцкий вышел из класса и запер снаружи дверь. Я оказалась один на один с учениками. Говорила, потом кричала, но меня не слушали. В результате, когда открыли дверь, увидели, что я буквально захожусь в рыданиях. Ростоцкому это понравилось, и он решил использовать кадр в картине».

САМЫЙ САМООТВЕРЖЕННЫЙ
Кто: учитель истории Нестор Петрович Северов в фильме «Большая перемена» (1972).
Изначально в этой роли хотели снимать Андрея Мягкова. Но актер поставил непременное условие: на роль учительницы русского языка и литературы Светланы Афанасьевны должны утвердить его жену, актрису Анастасию Вознесенскую. Режиссер же предпочел занять в этой роли Светлану Богунову. А Нестором Петровичем стал Михаил Кононов. Поначалу актер был совсем не в восторге от картины и своего героя – слишком уже всё комедийное, далекое от жизненных реалий. «Я готовился к другому фильму и только из-за того, что временно находился в простое, решил подработать, – признавался Михаил Иванович. – Прочитал сценарий и пришел в ужас. Раньше играл серьезные роли, а тут... В общем, я для себя решил, что если и эту роль осилю, значит, наверное, я хороший актер». «Зато снимался он самозабвенно, – вспоминал автор сценария Георгий Садовников. – В фильме есть эпизод, где Нестор Петрович бросается в Волгу, дабы подвигнуть Петрыкина на благородный поступок – заставить его спасти учителя. Когда Кононов прыгнул в воду, я как человек, который однажды тонул, вдруг понял: ко дну он идет по-настоящему! Оказалось, что Миша не умел плавать. Если бы игравший Петрыкина Ролан Быков чуть-чуть замешкался, всё могло бы плохо закончиться. Но это говорит об отношении к работе: ради удачного кадра Кононов себя не щадил».

САМАЯ СКРОМНАЯ
Кто: учительница математики Мария Васильевна Девятова в фильме «Розыгрыш» (1976).
Замечательная актриса Евгения Ханаева начала сниматься в кино только в 50 лет – исключительно в эпизодах и ролях второго плана. Поэтому когда Владимир Меньшов пригласил ее на роль классной руководительницы девятого «Б» Марии Девятовой, Ханаева поначалу отказывалась – думала, что не готова к такой большой работе. «Походите по театрам, посмотрите других актрис», – советовала она режиссеру. Но Меньшов сумел настоять на своем. «Она была скромнейшим, тишайшим человеком, чем все бессовестно злоупотребляли, – вспоминает режиссер. – Актеры приходили на площадку и сразу начинали ставить свои условия: кого снимать первым, сколько времени они вообще сегодня могут уделить и т. д. Ханаева же уже сидела загримированной в 9 утра, а работать начинала только к обеду. И лишь однажды она не на шутку взвилась. Устроила такой разнос, что мне стало очень стыдно. Я ведь думал – ну сидит человек, никуда не торопится, и даже не сообразил, что передо мной просто очень интеллигентная, хорошо воспитанная женщина…» При этом образ строгой учительницы математики получился настолько убедительным, что «Учительская газета» приглашала актрису принять участие в дискуссии о системе народного образования, а съезд учителей попросил ее занять место в президиуме.

САМЫЙ ЛЮБИМЫЙ
Кто: учитель математики Семен Николаевич Таратар в фильме «Приключения Электроника» (1979).
У знаменитого Таратара был прототип: когда Евгений Велтистов писал свою повесть про Электроника, он часто посещал настоящую физико-математическую школу, где работал учитель Танатар, очень любивший своих учеников и выпускавший для них газету на «танатарском» языке – языке математических формул. Еще парочку «прототипов» добавил герою исполнитель этой роли Евгений Весник. «Перед съемками фильма «Приключения Электроника», я попал на дачу к Самуилу Яковлевичу Маршаку. Понаблюдав за ним, я стал говорить, как Маршак. Конечно, копировать я не умею, но вот выражение лица и манера: эх дети, дети, не дерзи… После этой встречи у меня был образ решен, – вспоминал актер. – А походку, которой меня дразнят до сих пор, когда плетью за спиной руки, я взял у моего районного врача. Борис Ильич Якобсон вот так ходил – болтались две плети за спиной». В итоге этот «многочленный» учитель математики получился таким убедительным и обаятельным, что Веснику приходили горы писем от школьников со всей страны. Например, одна девочка из Липецка написала: «Вы такой добрый, приезжайте к нам преподавать математику, а то у нас плохая и злая учительница».