Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛЮБОВЬ ИГОРЯ КОСТОЛЕВСКОГО
E36 08 c 5
E36 08 c 2
E36 08 c 3
E36 08 c 8
E36 08 c 6
E36 08 c 4
«Я много раз говорил себе «никогда», – признается Игорь Костолевский, которому 10 сентября исполнится 70 лет. Он был уверен, что не будет артистом, не получит роль, которая сделала его звездой, и уже не обретет счастья в личной жизни. Но судьба решила иначе...

НИКОГДА НЕ БУДУ АРТИСТОМ!
«Я с детства что-то представлял себе, что-то проигрывал внутри себя, – вспоминает Костолевский. – Один раз в пионерском лагере мне нарисовали черные усы, почему-то надели ковбойскую шляпу, и я читал монолог Арбенина из лермонтовского «Маскарада»: «Послушай, Нина, я рожден с душой кипучею, как лава...» Это был такой ужас, когда я вышел и увидел пионеров, которые смотрят, как я лепечу серьезнейший текст. Я бросил шляпу на пол, убежал и себе сказал: «Никогда!» Так мальчик надолго утратил интерес к актерской профессии. Но идти по стопам отца, высокопоставленного чиновника Министерства внешней торговли, который владел шестью иностранными языками, Игорь тоже не хотел. Он вообще не слишком любил учиться, так что даже перешел из обычной школы в вечернюю школу рабочей молодежи. А параллельно работал испытателем в НИИ кварцевой промышленности. Но даже поступив через два года в Московский инженерно-строительный институт, он чувствовал, что занимается чем-то не тем. А еще через два года у Игоря случилась большая любовь и... привела-таки его в артисты! «Та девушка считала, что я похож на Есенина, а потому меня непременно возьмут в актеры, – вспоминает Костолевский. – И я пошел поступать в Школу-студию МХАТ. И, конечно, провалился. На экзамен почему-то явился в плаще. И от зажима начал перед комиссией раздеваться: снял плащ, пиджак, рубашку начал расстегивать. Кто-то из экзаменаторов проронил: «Молодой человек, вы разве в баню пришли?» Опомнившись, я прочитал две строчки: «Дай, Джим, на счастье лапу мне...» – и ретировался. Но на выходе мне предложили: «Если так уж хотите, поступайте на будущий год». Во мне заиграло самолюбие. Год я ходил по театрам, действительно увлекся профессией и поступил в ГИТИС».

НИКОГДА НЕ ПРИДУ В ЭТОТ ТЕАТР!
Свой первый визит в Театр имени Маяковского Костолевский сегодня вспоминает с улыбкой. История эта тоже связана с любовью. «Я был влюблен в девочку, это был восьмой или девятый класс, – рассказывает актер. – Мы ходили по улицам, приткнуться было некуда, начался дождь, а мы проходили мимо Театра имени Маяковского. И я ей сказал: «Давай зайдем сюда». Купили за копейки входные места, сели, естественно, в последнем ряду. Что происходило на сцене, я слабо помню, потому что мы были заняты другим – целовались. В антракте пришел администратор и потребовал, чтобы мы покинули зал из-за недостойного поведения. Уходя из театра, я сказал подружке: «Ну какой же поганый этот театр! Никогда больше сюда не приду!» Однако несколько лет спустя Костолевский начал играть именно на сцене этого театра и служит там по сей день – уже 45 лет! А ведь поначалу «Маяковка» встретила молодого актера неласково, хотя худруком театра был его педагог Андрей Гончаров. «Он говорил обо мне, что я его ученик, только когда у меня что-то получалось, – вспоминает Костолевский. – В остальных случаях он и фамилию мою путал. Кем я только не был! И Осмоловским, и Костомаловским, и Костальским… Гончаров имел особенность на актеров орать: «Костолевский, не стойте покойником, делайте жесты!» А у меня от гончаровского крика был большой зажим – и каждый выход на сцену был пыткой... Я десять лет проходил в массовке, ждал, что наступит момент и мне дадут заметную роль. Наконец такой момент наступил: режиссер Борис Морозов поставил у нас спектакль «Смотрите, кто пришел», где дал мне центральную роль. Гончаров отговаривал Морозова, потому что считал, что я к этой роли не готов. И партнеры тоже считали, что я это не сыграю. Я не знал об этих разговорах. Я репетировал, и у меня не получалось. Я ходил за Борей и спрашивал: «Боря, а про что я играю?» И перед самой премьерой он мне говорит: «Про что тебе играть? Я тебе скажу! Про то, что все вокруг говорят, что ты бездарный и никогда этого не сыграешь. И если ты найдешь в себе силы рассказывать о себе, ты сыграешь». И я сыграл. А Гончаров после премьеры передо мной извинился – небывалый случай в его жизни!»

НИКОГДА НЕ СЫГРАЮ ДЕКАБРИСТА!
«Когда я заканчивал ГИТИС, меня позвали на «Ленфильм» в картину «Врача вызывали?» и... благополучно не утвердили, – вспоминает Костолевский. – Но когда ассистентка вела меня по коридору, я увидел табличку с надписью: «Звезда пленительного счастья». «А что это за фильм?» – спросил я. «О декабристах, – ответила ассистентка. – Снимает режиссер Мотыль». И тут я брякнул: «Я там буду сниматься». Просто так брякнул – молод, нахален был. И тут же про это забыл. А потом приезжаю на свои первые гастроли в Новосибирск и получаю телеграмму от Мотыля, в которой он зовет меня попробоваться в «Звезде...» Ассистентка ему про меня рассказала...» Пригласить на главную роль вчерашнего студента режиссер захотел, поскольку увидел в нем удивительное портретное сходство с декабристом Иваном Анненковым. Но при первой встрече Костолевский чуть всё не испортил. От волнения в гостях у Мотыля Игорь говорил невпопад, пролил кофе, а напоследок в прихожей запутался в телефонном шнуре, уронил вешалку и про себя решил, что роль декабриста ему не сыграть никогда. Однако режиссера эта неуклюжесть не смутила. Но вот беда, таким же зажатым Костолевский оказался на съемочной площадке: по команде «Мотор!» его актерские навыки будто отключались! Заменить горе-артиста просили и партнеры, и начальство из Госкино. «Замминистра, который занимался моим проектом, сказал про Игоря: «Да какой же это декабрист?! Это же увалень!» Он запретил мне снимать Костолевского, – вспоминал Мотыль. – Я не стал перечить руководству, а Игорю сказал: «Не показывайся на студии пару месяцев! Мы тебя отправим в конноспортивную школу, и там ты должен стать блистательным наездником!» Пока Игорь учился верховой езде, я снял треть фильма. Он понадобился, когда мы снимали сцену конной прогулки, во время которой Анненков забрасывает Полину Гебль цветами. Костолевский приехал прямо на площадку. Оседлал коня и поскакал к нам с оператором. Он летел по зеленому лугу на лихом скакуне так уверенно и красиво, что все обомлели. А Игорь остановил коня в метре от камеры и лихо отрапортовал: «Товарищ режиссер, артист Костолевский к съемкам готов!»

НИКОГДА НЕ НАЙДУ НАСТОЯЩУЮ ЛЮБОВЬ!
Первый раз Костолевский женился только в 33 года – на своей партнерше по фильму «Отпуск за свой счет» Елене Романовой (она играла влюбленную в его героя москвичку Лену). Он оказался надежным мужем и очень заботился о единственном сыне, больном астматическим бронхитом. Но за почти 20 лет брака отношения в семье испортились. Игорь Матвеевич вспоминает, что в тот период часто бесцельно ездил по Садовому кольцу и тоскливо думал, что уже никогда не встретит свою настоящую любовь. А потом в Театре имени Пушкина увидел Ее – французскую актрису Консуэло де Авиланд, которая была эмиссаром Авиньонского фестиваля в Москве. И сразу влюбился в огромные голубые глаза. И пригласил Консуэло в ресторан. «Он не блестяще владел английским, а я почти не знала русского, – вспоминает она первое свидание. – Но кое-что я поняла. Он спросил: «Скажите, у вас есть муж?» Я отвечала: «Нет. Я жду своего декабриста». Игорь странно на меня посмотрел и надолго замолчал. А потом я услышала: «Ну считай, что нашла!» Он мне объяснил, что играл декабриста, у которого жена француженка. И на меня сразу нахлынули эмоции, которые я ощутила в детстве. В 12 лет я прочла книгу Александра Дюма «Учитель фехтования» про то, как француженка полюбила русского декабриста и отправилась за ним в Сибирь. Мое сердце запечатлело именно такой образ любви: когда ради любимого жертвуют многим… Неужели этот человек – декабрист, о котором я мечтала с 12 лет?! Да, это он!» Ради любимого Консуэло действительно пожертвовала многим: уехала из родной Франции, сменила религию (перед венчанием ей пришлось перейти из католичества в православие), ушла из актерской профессии. Оставив сцену, она стала... официальным представителем РЖД в Париже и возродила поезд Париж – Москва. А с мужем они счастливы уже 17 лет. «Я называю себя человеком второй половины жизни, потому что все главные события произошли с тех пор, как я пересек 50-летний рубеж, – говорит Игорь Матвеевич. – У меня есть любовь. В театре появилось много интересных ролей. И я надеюсь, что-то со мной еще произойдет». Кстати, мама артиста прожила 101 год, так что и у него, вероятно, еще многое впереди.