Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
ПРАЗДНИК У «ДЕВЧАТ»
1
2
3
4
5
Когда речь впервые зашла о колоризации чёрно-белых советских фильмов, среди зрителей провели опрос: какие кинокартины они хотели бы увидеть в цвете? Лидером в этом списке стала комедия «Девчата»! А ведь в 1962 году, когда этот фильм только вышел на экраны кинотеатров, никто не предвещал ему такой народной любви. Критики называли его «чересчур бытовым и мелковатым». Но вопреки этому ворчанию «Девчат» знают, любят и цитируют и 60 лет спустя. Впрочем, самых разных «вопреки» в истории этого фильма немало. Его созданию не помешали...

СЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ РЕЖИССЁРА
Режиссёр Юрий Чулюкин первым же своим полнометражным фильмом «Неподдающиеся» заработал себе славу мастера производственных комедий. Таких же энергичных историй о трудовых подвигах от него ждали и потом. Так что, решив экранизировать повесть Бориса Бедного «Девчата», режиссёр быстро получил одобрение начальства. Автор повести одно время работал в леспромхозе, поэтому быт лесорубов он описал блестяще. Вот только вовсе не трудовые подвиги главное в этой изначально драматической истории, а пять разных женских характеров. Юрий Чулюкин решил сделать сюжет более оптимистичным, лёгким и задорным. А для этого ему нужна была идеальная Тося Кислицина – главный комедийный персонаж кинокартины! Поначалу на эту роль претендовала красавица-жена режиссёра Наталья Кустинская. После череды ролей роковых красавиц ей очень хотелось сыграть смешную обаятельную Тосю. Актриса старалась как могла: на пробах, чтобы выглядеть забавнее, она рисовала себе веснушки, делала нос более вздёрнутым с помощью скотча, придумывала разные варианты простонародного говора... Увы, Чулюкин с самого начала сомневался, что его жена подойдёт для этой роли по своему характеру. Худсовет тоже не одобрил эту идею: уж слишком красивой получалась Тося, разве это замухрышка-сирота? Но рассказать жене о том, что её не взяли на роль, режиссёр всё никак не решался. В итоге неприятную новость Кустинская услышала от кого-то из съёмочной группы и потом очень обиделась на мужа... А вот в Надежде Румянцевой режиссёр не сомневался: он уже работал с этой актрисой на съёмках «Неподдающихся» и знал, на что она способна. Сомневалась сама Надежда Васильевна: всё-таки героиня была совсем юной, а актрисе был 31 год. Тем не менее на пробах Румянцева буквально искрилась энергией и совершенно очаровала худсовет. Михаил Ромм, руководитель проекта, тут же постановил: «Играть роль будет эта пичуга!» И многое в образе Тоси Кислицыной придумала сама актриса. Например, манеру героини одеваться она подсмотрела у одной своей поклонницы. Как-то раз в квартиру Румянцевой постучалась совсем молодая девушка, воспитанница детдома, в лёгком не по погоде пальто и шапке-ушанке. Актриса пригласила её на чай, и девушка села за стол, так и не сняв шапку... Одевая свою Тосю, Румянцева выпросила шапку-ушанку у своего юного племянника и специально сшила тонкое пальто, в котором явно будет холодно на Севере. Так она подчеркнула хрупкость выросшей в детдоме героини.

ОБИДА НИКОЛАЯ РЫБНИКОВА
Николай Рыбников очень хотел сыграть красавца-бригадира Илью Ковригина. Он проходил пробы в числе других актёров, но Юрий Чулюкин тогда не рассматривал кандидатуру Рыбникова всерьёз. Актёр в тот момент был не в лучшей форме, набрал лишний вес и от этого смотрелся даже старше своих 30 лет, а ведь герою в фильме едва за двадцать. Режиссёр подумывал взять на роль Вячеслава Шалевича и даже отправил актёру телеграмму. Но взятый за живое Рыбников за две недели сбросил двадцать килограммов, и, узнав об этом, Чулюкин был поражён. Шалевич, кстати, сказал, что это верх героизма, и благородно уступил роль сопернику. Больше же всего были довольны члены худсовета: Рыбников был на пике популярности, и его имя гарантировало фильму успех. Впрочем, именно популярность подвела актёра поначалу. Зная о своём статусе народного любимца, Николай Николаевич пытался ставить режиссёру условия. Например, хотел, чтобы красавицу Анфису сыграла его жена Алла Ларионова. А когда ему отказали, обиделся и стал относиться к роли легкомысленно. Особенно это проявлялось в совместных сценах с Надеждой Румянцевой – она-то старалась изо всех сил и порой даже делала замечания более знаменитому партнёру, что тот воспринимал как непомерную наглость. Рыбников раздражался и спорил – ровно до тех пор, пока не увидел уже отснятый материал. Тут-то он понял, что на фоне выкладывающейся на все сто партнёрши выглядит бледно. После этого Николай Николаевич сам предложил режиссёру переснять несколько сцен с Ковригиным, а в оставшихся сценах больше не играл вполсилы. Ну а к Надежде Румянцевой он проникся уважением, и актриса отвечала ему тем же.

КРАСОТА СВЕТЛАНЫ ДРУЖИНИНОЙ
По сюжету фильма, Тося поселилась в комнате общежития с ещё четырьмя девушками, и если три соседки с ней подружились, то четвёртая, Анфиса, стала почти врагом. На деле же Надежда Румянцева, Нина Меньшикова, Люсьена Овчинникова, Инна Макарова и Светлана Дружинина прекрасно относились друг к другу. Киношные подруги даже сыграли немалую роль в том, что Анфисой стала именно Дружинина! Дело в том, что актрису на эту роль искали долго. Кто только не проходил пробы! Например, Анфисой могла стать Клара Лучко, она очень хотела получить эту роль. Однако Юрий Чулюкин предпочёл Дружинину. Сама Светлана Сергеевна к тому времени устала получать приглашения на роли сельских тружениц, и сложный, даже драматичный образ красавицы-телефонистки её очень заинтересовал. К роли Дружинина подошла ответственно, она вместе с режиссёром тщательно продумывала сцены с участием Анфисы, а кое-что сочинила сама. «На съёмки сцены со слезами, ночным раскаянием я пришла с маленькой косичкой и заплетённым в неё бантиком, – например, вспоминает актриса. – Чулюкин удивился: «Что это ты такая, Свет?» Я говорю: «Она сегодня должна быть, как мокрая курица!» Однако когда худсовет увидел отснятые кадры, режиссёру немедленно пришёл приказ: актрису срочно заменить! По мнению руководства проекта, Анфиса получилась слишком яркой, никто бы не поверил, что Илья променяет её на маленькую смешную Тосю. Вся съёмочная группа была в ужасе. Остальные «девчата» отправились заступаться за коллегу. Они прекрасно сработались со Светланой и уже не представляли в роли Анфисы кого-то другого. К счастью, художественный руководитель фильма Юрий Райзман придумал, как умилостивить чиновников. Из фильма убрали все крупные планы Светланы Дружининой. Но даже несмотря на это Светлана Сергеевна признаётся, что роль Анфисы остаётся одной из её самых любимых, а от работы она получила большую радость.

ХОЛОД И ЖАРА
Поскольку действие «Девчат» разворачивается зимой в уральском леспромхозе, поначалу натурные съёмки решили провести именно на Урале – в Пермской области. Съёмочная группа отправилась в настоящий действующий Яйвинский леспромхоз. Под руководством местных специалистов актёры, изображающие лесорубов, освоили азы этой профессии. Николаю Рыбникову так понравилось работать с пилой «Дружба», что в свободное от съёмок время он, говорят, помогал своим наставникам выполнить план по вырубке леса! А вот сами съёмки шли не очень весело. «Работать приходилось с семи утра до семи вечера на морозе, от которого не спасали ни ватники, ни унты, – вспоминает Светлана Дружинина. – Мы разводили костры и каждый час устраивали перекур с обогревом». Гримёры жаловались, что красные от холода носы актёров не может скрыть никакой грим. Но что хуже того – из-за морозов портилась кинотехника. В итоге киношники сдались и организовали съёмки летом в другом леспромхозе – на сей раз в Тверской области. Чтобы создать ощущение зимы, пришлось постараться. Леспромхоз засыпали сотнями килограммов ваты и нафталина, они заменяли снег. А вместо инея трактора и краны покрыли извёсткой. Увы, за отведённое время снять все нужные сцены не удалось, и тогда съёмочная группа отправилась в Ялту... Там реквизиторам понадобилось ещё больше ваты и нафталина, а актёрам пришлось надевать тёплые ватники в тридцатиградусную жару. Киношники придумали даже, как изобразить клубы морозного пара, когда герои заходят в тёплое помещение с улицы! Их изображали, пуская клубы специального дыма. Увы, он очень едко пах, и актёры буквально задыхались. Тем не менее никто не жаловался. Говорят, после минус 50 в Яйве все эти неприятности казались артистам мелочами!

ВРЕДНАЯ ПОДУШКА
Конечно, на съёмках не обошлось и без курьёзов. Например, Михаил Кокшенов вспоминал свою роль в «Девчатах» – всего-навсего вторую в его кинокарьере – со смехом. Он сыграл рабочего, который забежал в столовую попить воды из графина во время разговора Ильи и Тоси. По сюжету, измученный жаждой специалист пьёт стакан за стаканом, и влюблённые никак не могут дождаться, когда же он наконец уйдёт. Примерно так же сам Кокшенов ждал, когда же наконец закончатся съёмки этой сцены, ведь режиссёр решил сделать несколько дублей. Потом актёр говорил, что тогда напился воды на всю жизнь и больше смотреть не может на графины без содрогания... Ну а Михаил Пуговкин, который сыграл сурового коменданта общежития, надолго запомнил свои мучения... с подушкой. Заселяя Тосю в общежитие, он ловко бросает подушку так, что она падает точно в изголовье кровати. Но это по сценарию, а в жизни Михаил Иванович, видимо, не отличался снайперской меткостью. Во всяком случае, этот эпизод снимали очень долго, извели на него несколько сот метров плёнки. Подушка никак не желала падать нужным образом! И вот когда вконец разозлённый актёр просто швырнул подушку через всю комнату не глядя – она упала так, как надо!