Евгений Петросян знаком не одному поколению зрителей, а его творческая жизнь оказалась долгой и насыщенной. И каких только удивительных встреч в ней не было! К 75-летию юмориста, которое он отмечает 16 сентября, мы вспомнили, как судьба сводила Евгения Вагановича с выдающимися людьми – иногда самым причудливым образом.
ОБЪЯВЛЯЛ МАГОМАЕВА
Евгений Петросян родился в Баку. Его отец преподавал в местном вузе и за глаза получил прозвище «ходячая энциклопедия». Евгений Ваганович унаследовал от него хорошую память. В семь лет мальчик попал на юмористический концерт. Он впервые увидел, как зрительный зал хохотал над выступлением артиста. Тот читал юмореску «Укушенный». И Женя запомнил номер слово в слово, а потом дома начал показывать родным. Мальчика так впечатлил дружный смех сотен людей, что он сам захотел точно так же выходить на сцену и смешить зрителей. Петросян начал выступать где только можно. Дома, перед соседями, в школе. Чуть повзрослев, стал серьёзно готовиться к профессии артиста. Принялся бороться с акцентом и к 15 годам имел правильную, поставленную речь. Чтобы почувствовать атмосферу сцены, ходил на все концерты, которые шли в Баку. Зрители смотрели на Петросяна с удивлением: ему было 12 лет, но на мероприятия он приходил без родителей, при этом в костюме и галстуке-бабочке. Он записался во всевозможные городские кружки и студии и к 15 годам стал настоящим конферансье, которому доверяли вести взрослые концерты. К тому же он исполнял монологи, играл в народном театре. Кстати, примерно в то же время на бакинской сцене выступал и начинающий Муслим Магомаев. «Ему было 15, а мне 12, но мы участвовали в одних и тех же концертах, и я его объявлял», – вспоминает Петросян.
ОБОШЁЛ КАРЦЕВА
Приехав в Москву, Петросян подал заявление сразу в три театральных вуза. И во всех трёх ему отказали. В одном сказали, что он уже сложившийся артист, а им нужен так называемый сырой материал. В другом – наоборот, что он ещё слишком юн. А в третьем вообще ничего не сказали. Чудом Евгений Ваганович узнал, что тем же летом, когда он поступал, в столице открылась студия эстрадного искусства. Он нашел её руководителя Маслюкова и поговорил с ним. «Маслюков разговаривал со мной как со взрослым артистом и спросил для начала, какой у меня жанр, – вспоминает юморист. – Я не знал, какой у меня жанр. Вспомнилась реплика моих родственников: «…как талантливо трансформируется Райкин». Вот я и ответил: «Я трансформатор». Ни один мускул не дрогнул на лице Маслюкова: «Что ж… Интересно… Пойдёмте, покажете мне, что вы умеете». В общем, Петросяна взяли – в самый последний момент, потому что набор был закончен. Оставалось одно место, и на него претендовал ещё один абитуриент. Комиссия долго выбирала, и всё же отказала второму кандидату, а это, между прочим, был тоже ставший впоследствии известным юмористом Роман Карцев.
ПОРАЗИЛ УТЁСОВА
После окончания студии Евгения Петросяна пригласил к себе работать сам Леонид Утёсов. Начинающий конферансье предложил легендарному певцу построить программу на контрасте возрастов – диалоге молодого артиста и семидесятилетнего эстрадного мэтра. Такой подход имел успех у публики. Но Евгений Ваганович выяснил, что может покорить публику и в одиночку. В 1965 году Петросян вел концерт оркестра Утёсова в ЦДК железнодорожников. В ложе сидел подвыпивший человек и всё время мешал артистам. Петросян закончил своё выступление и должен был объявить следующий номер, как вдруг пьяный встал и спросил: «У меня к вам один вопрос: где сейчас Хрущёв?» Зал просто затих: что будет, что ответит конферансье? И Петросян ответил: «Закусывать надо!» Евгений Ваганович только позже узнал, что повторил шутку императора России Николая II. Именно такую резолюцию тот наложил на одно из прошений. Когда Петросян понял, что для творческого дальнейшего пути ему необходимо идти дальше, он решил покинуть коллектив Утёсова. Тот долго не соглашался его отпускать. Но артист всё же ушёл, едва не поссорившись с мэтром советской эстрады. А через полгода они встретились. Утёсов выглядел довольным: «А я нашёл себе конферансье. Студент. Последний курс. Зовут Гена Хазанов».
ПОКОРИЛ ГАЙДАЯ
Евгений Петросян никогда не снимался в кино, но такая возможность у него была. Однажды знаменитый режиссер Леонид Гайдай пригласил его сниматься в фильме, который на долгие годы стал культовым. Речь идет о комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Именно на роль главного героя, забавного студента, и был приглашён Евгений Ваганович. Фотопробы прошли удачно, худсовет одобрил кандидатуру юмориста. Но когда дело дошло до репетиций, Петросян вдруг понял, что герой ему не близок. Ему хотелось больше шутить, исполнять репризы, где-то покривляться. Об этом он и сказал Гайдаю. Режиссёр попробовал переубедить артиста и всё же продолжить репетиции. Но не сложилось. А роль Шурика сыграл Александр Демьяненко, и она стала его визитной карточкой на всю актёрскую жизнь.
ОТКРЫЛ ГАЛКИНА
Со временем Евгений Петросян и сам стал настоящим гуру юмора. Благодаря его программе «Смехопанорама» зрители познакомились со многими начинающими юмористами. И сейчас мало кто помнит, что в их числе был, например, Максим Галкин. А между тем Евгений Ваганович признаётся, что даже собирался делать с Максимом совместный проект! «Галкина именно я заприметил и впервые показал в эфире, – вспоминает Петросян. – Я увидел в нём не только талантливого пародиста, но и артиста – яркого, обаятельного, с отличным чувством юмора, большими актёрскими способностями. В 1999 году я делал спектакль «Семейные радости» и хотел его взять туда на роль нашего сына: Елена Степаненко – мама, я – отец, а Максим – сын. Спектакль мой, однако, получился до того насыщенным и большим, что я сказал: «Максик, ты там не помещаешься – просто физически втиснуть тебя никак не могу. Это надо будет два дня тогда играть», – и посоветовал Михаилу Задорнову взять его к себе в концерт». Ну а в сотрудничестве с Задорновым Галкин наработал собственную манеру и быстро прославился.