«Этот роман и с пола-то поднять трудно, не то что экранизировать», – пошутил как-то Михаил Шолохов о «Войне и мире». Однако режиссёру Сергею Бондарчуку удалось создать настоящий шедевр кинематографа – именно так не только в России, но и во всём мире говорят о его киноэпопее «Война и мир». Первая премьера картины состоялась 55 лет назад – в 1965 году. В нашей традиционной рубрике «Время, назад!» мы расскажем историю создания фильма. Оказывается, картина получилась такой грандиозной в том числе и потому, что её создавали...
...ВЕЛИКИЙ ОРГАНИЗАТОР
Изначально картина задумывалась как реванш. Дело в том, что в 1956 году в Америке режиссёр Кинг Видор экранизировал «Войну и мир» с Одри Хэпберн в роли Наташи Ростовой. Американское кино очень хотелось превзойти, и руководство страны поставило задачу: «Снять лучше!» За право снимать соперничали основатель Союза кинематографистов Иван Пырьев и Сергей Бондарчук, который на тот момент уже снял фильм «Судьба человека», но сравниться с авторитетным Пырьевым по весу в кинематографических кругах ему было трудно. В итоге Пырьев сам отвёл свою кандидатуру. Очевидцы утверждают, что к картине Бондарчук приступал, будучи черноволосым, а через шесть лет работы над фильмом стал почти полностью седым. «Сергей Фёдорович был сердцем и желудком этого фильма, – так говорит о режиссёре главный оператор картины Анатолий Петрицкий. – Он был великим организатором! Он мог управляться с двенадцатью тысячами солдат – полной пехотной дивизией – и восемью сотнями кавалерийских сабель. И каждый солдат знал, куда ему надо встать и что делать».
...КНЯЗЬ С ТАТУИРОВКОЙ
Подбор актёров для такой масштабной картины был нелёгким: необходимо было выбрать актёров для 300 персонажей, из которых 40 – главные. Рассказывают, что Екатерина Фурцева лично уговаривала Олега Стриженова сыграть Болконского, но актёр отказался. Бондарчук же видел в этой роли только Иннокентия Смоктуновского, но тот после долгих метаний предпочёл роль Гамлета в фильме Григория Козинцева. Съёмки «Войны и мира» уже шли во-всю, когда волевым решением Минкульта на роль Болконского был утверждён Вячеслав Тихонов, которого, кстати, сам Бондарчук считал «слишком звёздным актёром». Во время съёмок Тихонов никогда не снимал перчатки – скрывал под ними татуировку «Слава» на пальцах. На роль Пьера Безухова пробовались режиссёр Андрей Кончаловский и тяжелоатлет Юрий Власов с мощной фигурой штангиста и лицом интеллигента. Но в итоге эту роль сыграл сам Сергей Бондарчук, и для того, чтобы соответствовать образу, ему пришлось поправиться на 10 килограммов.
...СТРОПТИВАЯ БАЛЕРИНА
Наташу Ростову поначалу тоже пытались найти среди известных актрис: делали пробы с Людмилой Гурченко, Натальей Фатеевой, Натальей Кустинской, Анастасией Вертинской... Ну а всего пробы на эту роль прошли более 300 претенденток. Малоизвестная выпускница хореографического училища 19-летняя Людмила Савельева на пробах оказалась почти случайно и иллюзий не строила. Понимала, что даже внешне не похожа на героиню: маленькая, светленькая, глаза не чёрные, как у Наташи в романе, а синие... На пробах девушка нервничала, суетилась, глотала слова и забывала текст. «Кого вы привели?!» – гремел Бондарчук. Но его упрямая помощница всё же уговорила режиссёра дать молодому дарованию ещё один шанс. На следующий день Савельеву нарядили в платье Наташи и надели на голову парик. «И тут я действительно почувствовала себя Наташей Ростовой!» – вспоминает актриса. На решающей пробе балерине нужно было сыграть прощальную сцену Наташи и князя Андрея, которым был... Иннокентий Смоктуновский. К тому времени он уже отказался от роли, но иногда забегал на съёмочную площадку к Бондарчуку и согласился подыграть в эпизоде. И когда, глядя в глаза Болконскому-Смоктуновскому, Савельева произнесла: «Год, неужели целый год?», по щеке актёра покатилась слеза. И она заплакала вслед за ним. Сцена была сыграна на все сто! После проб Савельева отправилась в родной Ленинград, а через несколько дней ей принесли телеграмму: «Поздравляем Наташу!» Рассказывают, что на съёмках эта хрупкая девушка одна из немногих не боялась спорить с маститым режиссёром и даже объяснила мэтру, что репетициями заниматься не намерена, так как после нескольких повторений одного и того же у неё пропадает естественность. Удивительно, но Бондарчук соглашался. А на одном из итоговых просмотров неожиданно заявил: «А ты, Люсенька, играешь лучше меня!»
...НЕРВНЫЙ ГЕНЕРАЛ
Фильм стал триумфальным ещё и благодаря масштабным батальным сценам. Для того, чтобы снять центральную панораму сражения при Бородино, например, на съёмки привлекли 120 тысяч человек – и этот рекорд массовки занесён в Книгу рекордов Гиннесса. На таких съёмках нужно было координировать действия огромного количества людей – по сути, командовать целой армией. Для этого огромную площадку – поле боя – разделили на секторы, в каждом из которых была своя полевая рация, принимавшая распоряжения с центрального пункта. А для дальних расстояний использовалась звуковещательная станция. «Когда снимали отступление русских войск от Шенграбена, съёмочная группа разместилась прямо у глубокого карьера, а войско – в долине, – вспоминает директор фильма Николай Иванов. – Сергей Фёдорович посмотрел в камеру и говорит: «Хорошо бы конницу Романенкова на пять метров вправо подвинуть». Генерал-лейтенант по кавалерии через звуковещательную машину командует: «Романенков, вправо на пять шагов». И так несколько раз. На четвёртом передвижении машина перегрелась и отказалась работать. Что делать? Решено было послать вестового. Он доехал до кавалерии, отдал указания и спокойно отправился в обратный путь. И вдруг Сергей Фёдорович решил, что кавалерию нужно передвинуть ещё. Лошадей больше нет... Бондарчук начинает нервничать, глядя на неторопливое приближение вестового, нервничает и генерал, ругается себе тихонько, бурчит что-то. И тут неожиданно звуковещательная машина оживает. И по полю разносится: «Ну что ты плетёшься, как беременная вошь...» Секундное молчание – и со всех сторон разносится гомерический хохот. Солдаты, зрители, генералы, Сергей Фёдорович – все покатываются со смеху. На работу настроиться в тот день так и не удалось – съёмочный день был сорван».
...ОПЕРАТОР НА РОЛИКАХ
Титанические усилия создателей фильма были вознаграждены многочисленными наградами и премиями. В частности, киноэпопея «Война и мир» стала первой советской лентой, получившей премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». А в 1966 году на кинематографическом конгрессе в Праге картина получила почётный приз за... сложные движения камеры! «Это такой фильм, в котором даже камеры являются кинозвёздами», – писали тогда. Многие помнят, например, эпизод первого бала Наташи Ростовой: огромный зал, кружащиеся пары... Оказывается, для того, чтобы достичь такой маневренности камеры, оператор Анатолий Петрицкий тогда просто вставал на роликовые коньки, а ассистенты катили его между танцующими. Потом он взмыл на кране под потолок и снял зал сверху – и этот знаменитый кадр и сегодня смотрится чрезвычайно эффектно! «Между тем вся съёмочная техника была советской. Плёнку изготовил Шосткинский химзавод. Тогда она была отвратительного качества – много механического брака. Однажды, проявив фрагмент с крупным планом старика Болконского, мы увидели на его лбу надпись «Шосткинский химзавод». Зная, что брак возможен, операторы снимали каждый кадр по десять дублей. А когда мы снимали боевые действия, то на один кадр могла уходить целая неделя! Кроме того, из-за слабой чувствительности плёнки съёмочную площадку приходилось дополнительно освещать. Для этого использовали военные прожекторы, а они сильно нагревали воздух. Осветители падали в обморок, а режиссёр Сергей Бондарчук после каждого дубля переводил дух в кислородной палатке», – вспоминает Петрицкий.