Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
НЕВЕРОЯТНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА
E29 05 c 2
E29 05 c 3
E29 05 c 4
E29 05 c 5
E29 05 c 6
E29 05 c 7
Наверняка Эльдар Рязанов выучился в совершенстве ругаться не только по-русски, но и по-итальянски – уж очень непросто далась ему история о компании итальянцев, которые ищут в СССР сокровища, много лет назад спрятанные русской эмигранткой-балериной. Зато зрителей «Невероятные приключения итальянцев в России» веселят уже 45 лет.

«ТЫ ХОЧЕШЬ ЗАРАБОТАТЬ МИЛЛИАРД?»
Однажды в 1970 году Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский по собственному почину сочинили сценарий комедии об обаятельных итальянских мошенниках «Спагетти по-русски». Но в Кинокомитете сюжет не понравился: авторам сказали, что итальянцы получились недостаточно положительными. Авторы возмутились: мало того, что в угоду цензуре приходилось постоянно переделывать советских персонажей, так теперь еще и итальянцев лакировать! И решительно забросили свою идею. Но тут в дело вмешался случай: после совместной постановки фильма Сергея Бондарчука «Ватерлоо» итальянская фирма «Дино Де Лаурентис» осталась должна «Мосфильму» крупную сумму денег и не спешила их отдавать. Для того чтобы вернуть долг, итальянцы предложили... затеять новую совместную постановку! Тут-то и вспомнили о «Спагетти по-русски». Правда, итальянским партнерам сценарий тоже не понравился: вместо психологической комедии им хотелось видеть фильм-погоню, состоящий из трюков. Проклиная итальянцев, но понимая, что надо помочь Родине вернуть деньги, Рязанов и Брагинский снова взялись за перо. Через несколько месяцев новый сценарий фильма, который стал называться «Невероятные приключения итальянцев в России», был готов и одобрен всеми сторонами.

«МИЛЛИАРДОМ БОЛЬШЕ, МИЛЛИАРДОМ МЕНЬШЕ!»
Итальянские продюсеры не очень верили в успех фильма и потому старались всячески экономить на его производстве. Вместо итальянских звезд, с которыми мечтал поработать Рязанов, сразу решили пригласить артистов «подешевле». В итоге незадачливых санитаров сыграли Нинетто Даволи и Алигьеро Носкезе, мафиозо Розарио Агро – Тано Чимароза, а внучку русской балерины Ольгу – Антония Сантилли (после премьеры картины она вышла замуж за богача и оставила кино). Жадными до денег оказались не только итальянские продюсеры, но и рядовые итальянцы. Первый же трюк, который видят зрители, – объезд «скорой помощью» автомобильной пробки по тротуару между столиками кафе – делали в Риме, на Пьяцца ди Навона. «Там всегда толпы туристов, поэтому по площади запрещена автомобильная езда, – вспоминал Рязанов. – Добившись разрешения снимать, мы создали затор из машин съемочной группы. Взяли у хозяина летнего кафе столы и стулья, посадили несколько человек массовки, а одного из них поместили возле стены. Возможности репетировать не дали: римская полиция разрешила проделать это один раз и быстро убраться восвояси. Итальянский каскадер сел в медицинский микроавтобус и с немыслимой скоростью понесся по тротуару. Раздался пулеметный стук падающих стульев. Человек, сидевший около стены, закричал истошным голосом и упал. Было ощущение, что машина вдавила его в стену. По счастью, этого не произошло – просто человек смертельно перепугался. Сразу же начался скандал. Участники массовки и толпа, которая возникла мгновенно, стали требовать от директора картины денег в уплату пострадавшему и... всем свидетелям! Иначе они сейчас же пойдут в редакцию газеты, расскажут о безобразии съемочной группы. Пришлось откупиться».

«ЕСЛИ КОГО НАДО УБИТЬ, НАПИШИ — ПРИЕДУ»
Впрочем, среди итальянцев были и очень ценные кадры. Например, гонщик Серджио Миони, который выполнил большинство трюков в автомобильной погоне. А также мастер спецэффектов Джулио Молинари. «Казалось, он умеет делать всё! – с восторгом говорил о Молинари Рязанов. – Например, Джулио изготовил состав – помесь слюды и стекла, который на глаз выглядит абсолютно прозрачно. Но это «стекло» не режется, его можно разбивать рукой, и не будет ни царапины. Молинари вставил свое специальное стекло в оконную раму декорации склада матрешек. Мафиозо влетал в склад, вышибал окно своим телом, и это было совершенно безопасно для актера. Обледеневший Мафиозо, торчащий из иллюминатора самолета, – тоже работа Джулио. Он сумел по фигуре Тано Чимарозы смастерить специальный панцирь из материала, похожего на плексиглас. Присыпанный тальком и нафталином, панцирь блестел и переливался, как лед, и вместе с тем от него можно было откалывать куски, как ото льда».

«ОСТОРОЖНО! РЫБКУ ЗАДАВИШЬ!»
И всё же самым эффектным и трудным трюком фильм обязан советской стороне. Речь идет о посадке самолета на шоссе. «Реализация этого трюка потребовала от нас немало выдумки, – признавался Рязанов. – Когда реактивный лайнер садится на взлетно-посадочную полосу аэродрома, то сила удара такова, что толщина асфальта должна быть не менее 80 сантиметров. Шоссейных дорог с таким глубоким покрытием не существует. Мы приняли решение сажать самолет на аэродромную полосу, «загримировав» ее под шоссе. Но нужно было приземлить самолет среди едущих автомобилей. Какой летчик решится на это? Самолетная «эпопея» снималась на Ульяновском аэродроме, в школе пилотов гражданской авиации. Замначальника школы Иван Антонович Таращан предложил: «Возьмите письмо из Министерства гражданской авиации, в котором мне позволят летать с нарушением инструкции, и я выполню трюк». Когда мы заикнулись об этом в министерстве, нам категорически заявили: «Это смертельно опасно! Это запрещено!» И мы приехали в Ульяновск без письма министерства.
Тогда Таращан потребовал: «Машины – только легковые, за рулями – только летчики: им легче будет ориентироваться мгновенно и безошибочно». Мы созвали всех летчиков, имеющих личные машины. По краям взлетной полосы навстречу друг другу бежали легковые автомобили, и Таращан посадил гигантский лайнер на взлетную полосу. Иван Антонович проделал это по нашей просьбе шесть раз, и каждый раз безупречно! Эта сцена не только украсила фильм, она еще своеобразный памятник мужеству и настойчивости».

«ПЕРВЫЙ, Я ОКУНЬ! ДОКЛАДЫВАЮ СО ДНА НЕВЫ»
Большое мужество проявил и исполнитель главной роли советского милиционера Андрея Васильева Андрей Миронов: почти все трюки он выполнял самостоятельно. Актер сам спускался, повиснув на ковровой дорожке, с шестого этажа гостиницы «Астория». Сам нырял с катера в Неву, на дно которой лев сбросил ларец с кладом, при температуре воды восемь градусов. Для того, чтобы сняли крупный план, он висел над Невой, уцепившись за край разведенного моста на высоте примерно двадцати этажей, а под ним проплывал пароход (на общем плане прыжок героев через разводной мост изобразили дублеры – студенты циркового училища). Миронов первым выполнил рискованный номер в эпизоде с автомобильной погоней. Помните, как пожарная машина с выдвинутой вперед на одиннадцать метров лестницей преследует «жигуленка», за рулем которого сидит Ольга? Машины шли со скоростью шестьдесят километров в час. А Миронову при этом надо было вылезти из кабины пожарной машины, проползти по длинной трясущейся лестнице до крыши «жигуленка» и влезть в его салон. Если бы он сорвался, то угодил бы под колеса пожарной машины. Но актер рискнул, а вслед за ним пришлось лезть и итальянским партнерам.

«НЕ ЕШЬ МЕНЯ, Я НЕВКУСНЫЙ!»
Особой смелости от Миронова потребовали эпизоды с участием льва. С этим животным создатели фильма вообще намаялись. Прослышав о дрессированном, почти ручном льве из Баку, сценаристы ввели сюжетную линию с его участием. Ознакомившись с ней, хозяин льва заявил: «Сценарий очень плохой. Он не учитывает и сотой доли возможностей моего Кинга. А Кинг может всё!» Вдохновленные сценаристы кинулись сочинять новые трюки со львом. За месяц до съемок животное с хозяевами перевезли в Ленинград, чтобы Кинг прошел акклиматизацию. Для них сняли целый дом с большим участком, на прокорм хищника тратили уйму денег. Но когда дело дошло до съемок, выяснилось, что актеры панически боятся льва, а ленивый Кинг совершенно не желает работать! «Например, чтобы снять его прыжок в окно склада матрешек, понадобилось четыре ночи: он отказывался! А на четвертую ночь вдруг прыгнул. Что-то внутри привлекло его внимание, и он наконец решился, – вспоминал Рязанов. – Никакой ясности, что лев сделает, а чего не сделает, не было до самого конца». Актеры постепенно перестали бояться ленивого льва. Но во время первой же сцены, где его рискнули снимать без привязи, Кинг почему-то пошел на Нинетто Даволи, крепко «обнял» итальянца и оцарапал ему спину. Всех снова обуял ужас. «А на следующий день Андрею Миронову предстояло встретиться с неуправляемым хищником один на один, – вспоминал Рязанов. – В этом эпизоде его герой слезает со сфинкса, куда лев загнал всю компанию кладоискателей, и проводит со зверем беседу, пытаясь пробудить в хищнике сознательность. Я не сомневался, что Андрей откажется от свидания с Кингом. Но Андрей поразил меня своей храбростью. По моей команде Миронов полез со сфинкса вниз. Лев, который сначала лежал, встал. В фильме на лице Андрея отражается вся внутренняя борьба, которая происходила в нем в тот момент. Он и страшился льва, и преодолевал ужас. Он трижды спускался со сфинкса и точил лясы со львом. Очевидно, актер потряс своим бесстрашием не только меня, но и Кинга».

«А ВЫ ГОВОРИЛИ, ПЯТЬ СУТОК НАДО!»
Была у этих съемок и приятная сторона: советская киногруппа получила возможность пожить в Италии (а игравший Хромого Евгений Евстигнеев даже ухитрился вывезти с собой жену). «Время, проведенное в Италии, было для нас счастливым, – признавался Эльдар Рязанов. – По выходным наша группа отправлялась на экскурсии: Сан-Марино, Пиза, Флоренция, Римини... Все мы, помня о чудовищном дефиците на Родине, носились по магазинам, чтобы привезти какие-нибудь шмотки родным. У жены Эмиля нестандартная фигура, поэтому он ходил в магазин с портновским сантиметром и каждую вещь тщательно измерял во всех параметрах... У Миронова в Италии была коротенькая сцена – два съемочных дня. Однако я продержал его целый месяц. Мне хотелось дать Андрею после трудной и опасной работы возможность отдохнуть. Он шатался по городу, изучал музеи. Наконец жена Андрея позвонила ему и спросила: «Что ты там делаешь? У тебя же всего два съемочных дня!» «Балда! – отвечал счастливый Андрей. – Я здесь живу!»