Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
5 ТАЙН ЗИНАИДЫ КИРИЕНКО
E27 09 b 8
E27 09 b 2
E27 09 b 7
E27 09 b 4
E27 09 b 5
«Так получилось, что в кино я настрадалась, а жизнь мне улыбалась», – говорит Зинаида Кириенко, которой 9 июля исполняется 85 лет. Звезда «Тихого Дона» немного лукавит: за долгую жизнь ей пришлось пережить всякое. Но в любой ситуации она умела сохранить оптимизм. Мы решили узнать, как ей это удавалось.

ТАЙНА ИМЕНИ
Мать Зинаиды Михайловны во время беременности читала книгу о древнегреческой актрисе Аиде и мечтала, чтобы дочь стала актрисой и получила такое же имя. Первое желание, как мы видим, со временем сбылось, а вот с именем вышла неувязка. Когда пришло время регистрировать новорожденную, ее мама заболела, и в загс отправился отец, Георгий Широков. «Шел и размышлял: «Аида? Зачем такое замысловатое заморское имя русской девчонке?» И записал: «Зинаида». Когда матери метрику показал, она забилась в истерике. А он успокаивал: «Смотри, Шура: Зина и Ида – два имени. Одно – как ты и хотела», – рассказывает актриса. – Поэтому всё мое детство и юность я была Идой. Когда родители развелись, я стала Ида Иванова (Иванова – мамина девичья фамилия). Во ВГИК поступала как Ида Кириенко – в 14 лет я взяла фамилию и отчество отчима, Михаила Кириенко. Так и однокурсники меня называли, пока в титрах фильма «Надежда» не понадобилось паспортное имя писать. С тех пор я – Зинаида. Но всё равно привыкала я к этому имени с большим трудом». Отец актрисы был из белогвардейских юнкеров, и вскоре после развода его репрессировали. Так что возвращать себе настоящие фамилию и отчество в советское время актрисе было опасно. Но уже позже она почтила память отца необычным способом. «Когда я снималась в фильме «Любить по-русски-2», предложила Жене Матвееву назвать мою героиню-прокурора Зинаидой Георгиевной Широковой. Пусть хоть так, в кино, я останусь со своими настоящими отчеством и фамилией», – говорит она.

ТАЙНА ДЕТСТВА
Детство Зинаиды Михайловны прошло в Махачкале и пришлось на голодные военные и послевоенные годы. Жила она тогда с дедом и бабушкой и признается, что было нелегко. «Еды отчаянно не хватало, – вспоминает актриса. – Дед иногда приносил какую-то муку с пылью, и бабушка изобретала что-то из ничего. А корова наша сначала была стельная, молока не давала, и мы ждали, когда же наконец она разродится. Зато какое же было счастье, когда первое молочко появилось!» Зинаида научилась любой работе по хозяйству, и это позже пригодилось ей в ролях казачек. Но среди воспоминаний о детстве есть и веселые. «Как-то, посмотрев французский трофейный фильм «Три мушкетера», мы, дети, решили варить суп, как герои картины, которые пели вокруг котла: «Зуп, зуп», – рассказывает она. – Прямо за нашим домом начинались виноградники, мы натаскали оттуда торкалы – это палки, к которым привязывались виноградные плети (за такое можно было получить от сторожей солью из ружья). Выкопали яму, положили в нее наши «дрова», сверху поставили принесенную кем-то кастрюлю. Покидали туда всё, что притащили из дому (я, например, – обычно лежавшую в дощатом ящике селедку-залом, жирную, вкусную, – Каспий ведь рядом). В кастрюле кипело, а мы ходили вокруг и пели: «Зуп, зуп...» И, конечно, еще в детстве Зинаиде Михайловне понравилось выступать. «Помню, как играла в любительском спектакле царицу и громким голосом с дощатого помоста приказывала: «А подать сюда жареного солдата!» – вспоминает она. – В девятом-десятом классах у меня в школе был учитель немецкого, который выучил язык в плену. Семья его в войну погибла. Наверное, после всех перенесенных страданий он и стал выпивать. Войдет, помню, в класс – высокий, худой, с тонким печальным лицом, слегка нетрезвый – и говорит: «Кириенко, Примаков, хотите заработать хорошие оценки? Давайте спойте». Мы вставали и пели. Я начинала: «Скажи, сынок, скажи, родной, скажи, казак мой дорогой, в какую даль, в какой огонь тебя носил горячий конь?» Примаков отвечал: «Я, мама, был в таком огне, что опалил он сердце мне…» и так далее. И весь класс слушал, а учитель сидел за своим столом и плакал».

ТАЙНА ПОСТУПЛЕНИЯ
Москву актриса покорила с третьего захода. Поступать сразу во ВГИК она не решилась и сначала отправилась в техникум железнодорожного транспорта. Но в студенческом общежитии, где молодежь проводила время в гулянках, домашний ребенок не прижился. И через полгода девушка вернулась домой – доучиваться оставшиеся классы в родной школе. В следующий раз она поехала в столицу уже прицельно, во ВГИК, но приняли абитуриентку не в основной состав, а условно – без стипендии и общежтия. «Сидела расстроенная, тут ко мне подходит Тамара Федоровна Макарова, актриса и жена Герасимова: «Ты чего переживаешь?» Я объяснила. «Мы с Сергеем Аполлинариевичем на будущий год набираем свою мастерскую, – говорит. – Приезжай», – рассказывает Зинаида Михайловна. – Спустя год я снова поступала, уже к ним. Мне дали этюд – показать человека, который заметил в соседней комнате пожар. Влетела я в аудиторию… А была в купленных мамой чешских туфлях с рантом, подошва у них оказалась сделанной из тисненого картона, а полы во ВГИКе – натертыми воском. Выглядела я как корова на льду, но очень старалась. Комиссия что-то такое во мне увидела и допустила к собеседованию». Сергей Герасимов, который проводил собеседование, задал абитуриентке один вопрос: почему она решила стать актрисой? Она ответила: «Меня некоторые картины так волнуют… Если буду актрисой, хочется, чтобы зрители, глядя на меня в роли, тоже переживали». Видимо, такая искренность подкупила мэтра, и он взял ее на свой курс.

ТАЙНА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА
Зинаида Михайловна не жалуется на отсутствие ролей, но для большинства зрителей она навсегда останется несчастной женой Григория Мелехова Натальей. На эту роль она даже не проходила пробы, поэтому предполагает, что Сергей Герасимов увидел в ней Наталью еще во время поступления во ВГИК. Впрочем, до эпохального фильма мэтр всё же проверил способности ученицы в другой роли – еще на первом курсе она снялась в его короткометражке «Надежда» – и, видимо, остался доволен. На съемках «Тихого Дона» режиссер прозвал Кириенко «актрисой максимум двух-трех дублей». Знаменитую сцену проклятия, например, репетировали только один раз, а снимали и вовсе через год после этой репетиции. «По сюжету, Наталья проклинала неверного ей Гришку Мелехова, стоя под проливным дождем, – рассказывает актриса. – А лето, когда снимался «Тихий Дон», было очень засушливое. Мы приехали на бахчу, где должны были работать над сценой, и увидели, что земля буквально крошится в руках. Прямо как у Шолохова в книге. Герасимов сказал: «Не надо репетировать, только повторите про себя текст». На следующий день синоптики пообещали грозу. Это было как чудо. Небо неожиданно и очень быстро заволокло черными тучами, раздался гром. Операторы поставили две камеры, подъехали четыре пожарные машины. Мы сняли только один дубль. Я настолько вжилась в роль Натальи, что не чувствовала воды, хлеставшей мне по лицу из брандспойтов, не видела молний, не слышала гром. Помню, упала на мокрую землю, а встать не могу. Герасимов подошел ко мне и тихо сказал: «Это было гениально». Не помню, как меня подняли с земли, посадили в автобус. Только мы отъехали с поля, как хлынул настоящий ливень». А в другой свой знаковый фильм «Судьба человека» Зинаида Михайловна попала с подачи самого Шолохова. «Герасимов решил показать третью серию «Тихого Дона» сначала Шолохову, станичникам – до того, как фильм увидели зрители. Повез и нас, – вспоминает она. – А там уже были Бондарчук и Монахов, оператор, – они выбирали места для съемок «Судьбы человека». И вот мы сидим все вместе в гостях у Шолохова за длинным столом во всю комнату, и Михаил Александрович спрашивает: «Слушай, Сергей, а ты уже нашел Ирину?» Тот говорит: «Да есть вроде одна, вот думаю. Но у вас же как написано: «Со стороны на нее глядеть – не так уж она была из себя видная, а в упор…» А такую сложно найти». И Шолохов говорит: «Так чего тебе искать-то? Вот она сидит», – и на меня указывает. Всё – меня взяли без проб».

ТАЙНА СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ
Крепкая семья – редкость в артистических кругах. Но Зинаида Михайловна прожила душа в душу со своим мужем 44 года и даже не думала ни о ком другом. Они познакомились на съемках фильма «Казаки» в Грозном – статного юношу пригласили в массовку, а красавица-актриса играла главную роль. Валерий был младше на несколько лет, и ради знаменитой жены ему пришлось забыть о карьере – пока Зинаида Михайловна колесила по гастролям, он заботился о сыновьях. «Что же, выйдя замуж, я должна была сидеть дома, только обеды готовить? Нет уж, увольте – не мой стиль жизни, – говорит она. – И в киноэкспедиции ездила, и в театре часто играла, и концерты – чаще всего вечера у меня были заняты. Надо было зарабатывать деньги. И я считаю, мы зарабатывали их вместе – мне было на кого детей оставить». Валерий с пониманием относился к работе жены и даже ревность проявил только однажды. В тот раз режиссер фильма «Живая вода» Григорий Кохан после показа картины для «Мосфильма» предложил съемочной группе посидеть у него в гостинице, и веселье затянулось до трех ночи. К единственной женщине – Зинаиде Кириенко – внимание было повышенное. «Выходим из отеля, и вдруг Валерий стал цепляться ко мне, как никогда, – вспоминает она. – Я говорю: «К кому ты заревновал, смешно даже!» Но он всё больше раздухаряется. А у меня была сумка «броненосец» – жесткий такой бочонок. Я Валеру стукнула с размаху, и он меня тоже. Впервые в жизни. И жутко перепугался от содеянного, засуетился. Я охнула: «Ты что, с ума сошел?! Смотри, что натворил…» Происходило это напротив храма Василия Блаженного. Подъезжает милиция. Я стала рассказывать милиционерам всё как было. Они меня узнали, стали смеяться над нами: мол, ну как же вы так, взрослые, солидные люди, родители двоих детей... В итоге довезли нас домой на милицейской машине и, прощаясь, напутствовали: «Только, пожалуйста, не деритесь больше». Валерий Алексеевич ушел из жизни в 2004 году, но актрису поддерживают сыновья Тимур и Максим. По стопам матери они не пошли: старший выучился на военного переводчика, работал разведчиком, затем занялся бизнесом, младший окончил институт культуры, но тоже ушел в бизнесмены. «Какое же это громадное счастье, что все они: два сына, три внука, две внучки, правнук и две правнучки – у меня есть, – говорит актриса. – Значит, мне есть ради кого жить, ради кого продолжать работать.
Я же по-прежнему играю на сцене, езжу по стране с концертами – романсы пою, современные песни, стихи читаю. И всё это наполняет жизнь смыслом…»