Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
НЕИЗВЕСТНЫЕ ТАЛАНТЫ СЕРГЕЯ ЖУКОВА
1
КАК КАЗАК!
1
ВЕЛИКОЛЕПИЕ СКВОЗЬ ГОДЫ
1
КРУТИТЕ БАРАБАН!
1
СВЕТСКАЯ ХРОНИКА
1
В ОБЪЕКТИВЕ
ГЛАВНЫЕ НОТЫ «ПЕТРА ЛЕЩЕНКО»
E22 04 c 6
E22 04 c 3
E22 04 c 4
E22 04 c 5
На «Первом канале» – долгожданный сериал о легендарном исполнителе русских романсов Петре Лещенко. А пока на экране разворачиваются приключения главного героя в исполнении Константина Хабенского и Ивана Стебунова, мы выяснили, что и создание сериала не обошлось без приключений!


ДОВОЕННАЯ ПУБЛИКА была от Петра Лещенко без ума. В 1930-е годы этот певец был настоящей звездой. Он родился в 1889 году в Херсонской губернии Российской империи, юность провел в Кишиневе и с Первой мировой войны вернулся подданным Румынии. В 1920-е годы Лещенко получил известность и между войнами записал множество пластинок, с успехом выступал практически по всей Европе. Среди его самых известных песен – «Чубчик», «Капитан», «У самовара я и моя Маша», «Черные глаза». Во время Второй мировой, будучи майором румынской армии, которая сражалась на стороне Германии, Лещенко не сделал ни одного выстрела. Чтобы не воевать за немцев, он даже лег на операцию по удалению совершенно здорового аппендикса. Однако певец выступал и перед румынскими, и перед советскими солдатами, поэтому его подозревали в сотрудничестве и с фашистами, и с советскими органами госбезопасности. В 1951 году Лещенко арестовали прямо на концерте, а через три года он умер в тюрьме. Неудивительно, что такая биография привлекла внимание киношников.


РЕЖИССЕР Владимир Котт однажды дал себе слово никогда не снимать сериалы и долгое время его держал. «Но как только прочитал этот сценарий, на следующий же день позвонил продюсерам и сказал «да». Меня зацепило, а когда тебя цепляет, ты делаешь», – признался он. Сценарий написал Эдуард Володарский – легенда отечественного кино, зрителям он известен по фильмам «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Жизнь и судьба»; этот фильм стал его последней работой. А исторические материалы к фильму создатели нашли буквально чудом. По инициативе Константина Хабенского – исполнителя главной роли – съемочная группа организовала поиски сохранившихся письменных и фотосвидетельств личной и творческой жизни певца. «Поначалу наши поиски не увенчались успехом. Мы уже были в отчаянии, – вспоминает Владимир Котт. – Но, видимо, желание Кости соприкоснуться со своим героем как можно глубже было настолько сильным, что случилось невероятное. Оказалось, необходимые материалы хранит близкая подруга покойной жены Петра Лещенко, журналистка Ольга Петухова. Она лично подарила Хабенскому книгу воспоминаний и редкие фотографии из семейного альбома артиста».


МИСТИЧЕСКИМ можно считать выбор актера на главную роль. Дело в том, что вдова певца Вера Лещенко еще при жизни как-то призналась подруге, что Константин Хабенский очень напоминает ей мужа. Причем не только внешне, но и поведением. И режиссер Владимир Котт сразу же решил, что Петра Лещенко сыграет Константин. «Я долго смотрел на фотографии Петра Константиновича и фантазировал, кто из актеров на него похож. И всё время мои фантазии утыкались в Хабенского, – признается Владимир. – Тот же хулиганский взгляд, та же улыбка, та же нервность. Первый раз, когда мы с Константином встретились, он и сам признал: «Похож!»


ФАСОН костюмов для своего героя придумал сам Хабенский. «Петр Лещенко выступал в ярких расшитых рубахах в цыганском стиле. Но Константин сразу сказал, что ему такие наряды не идут, он себя будет чувствовать в них неловко. Попросил, чтобы его костюмы были классическими. И костюмеры учли пожелания артиста», – говорит художник по костюмам Елена Баринова. Костюмы шили только для главных героев – массовку решили нарядить в винтаж. Костюмеры прочесали склады киностудий и нашли реальную одежду того времени. «Настоящие, «пожившие» вещи гораздо лучше погружают в нужную эпоху, – объясняет Елена. – Многие наряды были совсем уж в плачевном состоянии – пришлось их реставрировать». Кстати, нелегко пришлось и гримерам. «На этой картине у нас работы было невпроворот – создавали несовременные стрижки, завивали усы, – призналась художник по гриму Валентина Мочалина. – Столько нюансов! Нельзя ничего упустить. К примеру, усы простолюдина и офицера в 1920-е годы кардинально различались. А чтобы создать казачью прическу, актерам массовых сцен пришлось брить затылки, оставляя чубы. Благо ради искусства ребята соглашались расстаться со своими волосами». В самых масштабных сценах (окопы Первой мировой, концерты) были задействованы сотни статистов, а в общей сложности через гримеров и костюмеров прошло около 3000 человек массовки.


СОЛЬНЫЕ ПЕСНИ, которые исполняет в фильме главный герой, оказались так хороши, что авторы сериала одно время думали выпустить пластинку. А ведь Константин Хабенский и Иван Стебунов – не профессиональные певцы, обоим пришлось для этой роли брать уроки вокала. Более того, Хабенский обычно отказывался от музыкальных ролей. Так что решение режиссера вместо оригинальных песен Лещенко использовать версии в исполнении актеров многих удивило. Ольга Петухова, консультант фильма, призналась: «Поначалу меня немного смущало, что в фильме будет звучать не оригинал, а кавер-версии песен Лещенко, но вскоре стало очевидно: Константин Юрьевич очень недурно поет, и своей харизмой он сможет влюбить в Петра Лещенко тех, кто до сегодняшнего дня не был знаком с творчеством певца». Говорят, баритон Хабенского не похож на голос Лещенко, но режиссер утверждает, что песни в сериале призваны стать драматическими номерами и актерский талант Константина все искупает.


ШЛЯГЕРЫ герой исполняет в компании профессионалов – режиссер выбрал для оркестра Лещенко настоящих музыкантов без актерского опыта. А вот лучшего друга певца, концертмейстера Жоржа Ипсилати, сыграл Сергей Фролов, который до прихода в актерскую профессию был профессиональным да еще и потомственным музыкантом-гобоистом. Его отец 25 лет играл в оркестре Большого театра, и сам он начинал так же. Однако, придя к актерству, всегда отказывался музицировать в кадре – из уважения к профессии. Создатели этого сериала его переубедили. А Елена Лотова, сыгравшая жену Лещенко Веру, за месяц выучилась аккомпанировать себе на аккордеоне.


СИЛЬНОЕ СХОДСТВО Константина Хабенского и Ивана Стебунова впервые обыграли на телеэкране: Иван сыграл Петра Лещенко в юности, а Константин – в зрелости. «То, что я – копия Хабенского, слышу с первого курса ЛГИТМиКа, – признается Стебунов. – Мы там учились у одних и тех же педагогов. К моменту моего поступления Константин уже институт окончил. Кстати, в фильме «Моя безумная семья» на вопрос: «На кого вы больше похожи – на папу или на маму?» – мой герой отвечает: «На Хабенского»». Создатели сериала сделали на это сходство ставку, так что актеров еще и специально учили подстраиваться друг под друга. «Я прихожу в гости, когда снимается Костя, а он в свой выходной приезжает понаблюдать за мной, – рассказывал о съемках Стебунов. – Мы же специально копируем друг друга – движения, жесты, манеры, мимику, улыбку, взгляд. Задача такая – сходство должно быть максимальным! Наконец-то наша похожесть пригодилась для общего дела».