Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ
1
2
3
4
В 1970-е годы Эльдар Рязанов был настолько популярен в Советском Союзе, что ему позволялась немыслимая по тем временам вольность – не согласовывать свои решения с худсоветом. Кто-то другой в таких условиях – возможно, обленился бы и опустил планку. А Эльдар Александрович воспользовался этими привилегиями, чтобы снять самые любимые народом фильмы! К примеру, «Служебный роман». Эту вышедшую в 1977 году кинокартину обожают и зрители, и критики, и все, кто в ней снимался! К юбилею фильма мы вспомнили несколько секретов его создания.

ТВОРЧЕСКИЙ СЕКРЕТ ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА
В 1971 году Эльдар Рязанов вместе со своим постоянным соавтором Эмилем Брагинским написал пьесу «Сослуживцы». Пьеса быстро стала популярной, её ставили в ведущих театрах страны, главные роли играли прославленные актёры. Рязанов был этим вполне доволен и не планировал переносить своё произведение на киноэкран. Но в 1973 году такая идея появилась в Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения. По «Сослуживцам» был снят двухсерийный телефильм. Эльдар Рязанов не имел к его созданию никакого отношения и, увидев результат, схватился за голову. Режиссёру очень не понравилась телеверсия его пьесы. И тогда Рязанов решил, что раз уж он пьесу сочинил, то и экранизировать её будет сам! Тем более что он прекрасно представлял, кого из знакомых актёров видит в той или иной роли.

АВАРИЙНЫЙ СЕКРЕТ ОЛЕГА БАСИЛАШВИЛИ
Однажды Эльдар Рязанов увидел спектакль «Мольер», в котором Олег Басилашвили играл Людовика XIV. Режиссёра так впечатлила работа актёра, что при знакомстве он воскликнул: «Не понимаю, почему я не снимаю вас в своих картинах!» И сразу же пригласил Олега Валериановича на роль Ипполита в «Иронии судьбы». Увы, тогда из-за сложной рабочей и семейной обстановки Басилашвили сняться у Рязанова не смог. Но тот не оставил идею о сотрудничестве, так что роль в «Служебном романе» была Олегу Валериановичу практически гарантирована. Правда, совсем не та, на какую он рассчитывал... Дело в том, что сам Басилашвили считал, что гораздо больше похож на положительного недотёпу Новосельцева, чем на холёного негодяя Самохвалова. Но, к счастью, Рязанов смог донести до актёра свой замысел. «Другой артист на его месте показал бы такого мерзавца, на лице которого было бы написано: «Я – негодяй». А Басилашвили показал мерзавца, которого не так просто раскусить», – объяснял он потом. Если Калугину и Новосельцева гримёры и костюмеры всячески уродовали, то для Самохвалова искали всё самое модное и красивое: одежду, квартиру, машину... Правда, эта самая машина, новенькая «Волга», едва не довела Олега Валериановича до инфаркта. Дело в том, что актёр совершенно не умел водить. А по сюжету его герой свободно разъезжает на новом автомобиле. Конечно, для Басилашвили наняли инструктора по вождению. Но набрать достаточное количество часов практики у загруженного артиста не получилось. И когда дело дошло до езды в кадре, это аукнулось всем. «На одном из дублей я еду, всё идёт хорошо, – вспоминает Олег Валерианович. – Вижу створ камеры, еду на неё, а камера в киоске стоит. И вдруг передо мной возникают две жизнерадостные дурёхи, которые попали в кадр. И я от ужаса нажимаю не на тормоз, а на газ. Это обычная ошибка начинающего автомобилиста. Ну, слава богу, они разлетелись в разные стороны, а я врезался в киоск «Союзпечать» и в камеру, которая там стояла, и понял: всё, гонорара я не получу». К счастью, всё обошлось: девушки не пострадали, гонорар артисту не урезали, ну а управлять автомобилем Басилашвили со временем научился.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ СЕКРЕТ СВЕТЛАНЫ НЕМОЛЯЕВОЙ
Для Светланы Немоляевой роль Оленьки Рыжовой стала настоящим чудом. Талантливая театральная актриса, она никак не могла пробиться в кино, проваливая одну пробу за другой. А секрет был прост: Светлану Владимировну подводила сильная близорукость! «Я была зажата, потому что без очков чувствовала себя, как слепой котёнок, – признаётся она. – Для меня было проблемой сориентироваться в кадре, особенно терроризировали меня все эти отметки кинооператоров: до какого места дойти, где повернуться...» Пробуясь в предыдущий фильм Рязанова, «Ирония судьбы», Немоляева сделала восемь неудачных попыток. Ещё и поэтому её самооценка была на нуле, актриса просто боялась снова появляться на съёмочной площадке. Однако Рязанову талант Немоляевой был очевиден – и в «Служебный роман» режиссёр взял её без проб. Уже одно это заставило Светлану Владимировну воспрять духом. К тому же Эльдар Александрович, помня, что актриса давно не появлялась перед камерой, подбадривал её и напоминал, как нужно действовать в кадре. А потом случилось ещё и другое чудо: Светлана Немоляева одной из первых в СССР попробовала контактные линзы! «На площадке я чувствовала себя прекрасно. Я нормально видела и думала только о роли, – с улыбкой вспоминает она. – Наконец-то перестала ощущать себя странным существом, которое не может выполнить конкретные физические задачи: куда встать, где повернуться, где попасть в свет, где отойти. Мне ничего не мешало. Я наслаждалась съёмками впервые в жизни!»

КОСМЕТИЧЕСКИЙ СЕКРЕТ АЛИСЫ ФРЕЙНДЛИХ
«Если говорить по большому счёту, то картина «Служебный роман» существует потому, что существует Алиса Фрейндлих», – признавался Эльдар Рязанов. О работе с Алисой Бруновной он мечтал давно, но всё как-то не складывалось. На этот раз Эльдар Александрович твёрдо решил, что роль Мымры Калугиной сыграет именно эта актриса. Рязанов лично отправился в Ленинград, отпрашивать Фрейндлих, ведущую актрису Театра имени Ленсовета, у главного режиссёра театра и по совместительству мужа актрисы, Игоря Владимирова. Тот отпустил супругу на съёмки, но с условием, что это не отразится на спектаклях с её участием. И следующие полгода Алиса Фрейндлих жила в сумасшедшем режиме. Едва отыграв спектакль, она мчалась на вокзал, чтобы успеть на съёмки, а отыграв очередную сцену, бежала на поезд, чтобы вовремя появиться в театре. Так что образ замученной работой женщины сел на актрису как влитой. Но сами съёмки Алиса Бруновна вспоминает с удовольствием. Она, например, с огромным энтузиазмом включилась в работу над внешним видом своей героини. «Алиса с таким неистовством стала себя уродовать! – восхищённо вспоминал Рязанов. – Подбирая для Мымры костюмы, она просто купалась в этом процессе и стремилась сделать героиню как можно более бесполой и блёклой. Нашла этот жуткий коричневый костюм 52-го размера. Готова была на всё – покрасить волосы в тёмный цвет, зализать их самым невыигрышным образом... Надеть мужские очки... Только очень большая актриса способна так безжалостно уродовать себя!»

БОЕВОЙ СЕКРЕТ АНДРЕЯ МЯГКОВА
Андрей Мягков поначалу опасался соглашаться на роль Анатолия Новосельцева. Уж слишком много общего, на первый взгляд, было у этого героя с Женей Лукашиным из «Иронии судьбы»: оба скромные интеллигенты, люди с мягким характером. Чтобы таких ассоциаций у зрителей не возникло, режиссёр решил поработать над внешностью персонажа. Так был придуман образ недотёпы Новосельцева – растрёпанного, в плохо сидящем костюме, с нелепыми усами. Эльдар Рязанов очень радовался, что герой получается таким непривлекательным: тем интереснее доказывать зрителю, что на самом деле Новосельцев – симпатичный человек! Кстати, что в «Иронии судьбы», что в «Служебном романе» интеллигентность героев не выглядит искусственно – вероятно, потому, что сам Андрей Мягков в жизни был скромным и вежливым человеком. Сцена, в которой Новосельцев даёт пощёчину Самохвалову, например, далась ему очень тяжело! Мягков никак не мог заставить себя ударить Олега Басилашвили. Андрея Васильевича уговаривали всей съёмочной группой, и активнее всего – сам Басилашвили: мол, бей сильнее, я не обижусь! Неизвестно, на что в итоге сильнее разозлился актёр – на собственную нерешительность или на настырных коллег, – но в конце концов он собрался и вложил в удар все силы. Именно этот дубль и вошёл в фильм.

ПОГОДНЫЙ СЕКРЕТ МОСКВЫ
В «Служебном романе» много запоминающихся героев, сыгранных замечательными артистами. Но есть в этом фильме и ещё один персонаж. Это – Москва. «Да, Москва у меня – равноправный герой, – признавался Рязанов. – Мне нужно было «сломать» пьесу, вывести действие за пределы декораций и интерьеров... Хотелось показать, как москвичи едут на работу, как огромные толпы вываливаются из электричек, станций метро. Во многих кадрах мы помещали актёров не в массовку, а в реальную толпу. Светлану Немоляеву снимали на настоящей станции. Помню: пустой вокзал, подходит электричка, и – бум! – через три секунды тысячи человек на перроне. Как такую массовку обеспечишь?» И столица оправдала возложенные на неё ожидания! Даже с лихвой. Например, 20 сентября, в разгар съёмок, в Москве неожиданно выпал снег. Необычный пейзаж с заснеженной ещё зелёной листвой совершенно очаровал Рязанова. «Я всё, что ранее наметил, отменил, и мы с оператором отправились ловить пейзаж со снегом. Всё, что есть в фильме, мы успели снять до обеда. Носились по Москве, лазили на крыши и снимали. Жаль было упустить такую красоту – снег быстро таял!» – рассказывал он. Под впечатлением от этого события и родились знаменитые строки «У природы нет плохой погоды...»

СВАДЕБНЫЙ СЕКРЕТ КИНОЗРИТЕЛЕЙ
«Служебный роман» завоевал сердца жителей нашей страны сразу: только в первый год кинокартину посмотрели 60 миллионов человек. И мало какой фильм получал такую серьёзную обратную связь от зрителей. Письма артистам шли мешками. И в основном это были благодарности. Женщины писали, что «Служебный роман» позволил им по-новому взглянуть на свою жизнь. Многие пересмотрели гардероб, сделали модную причёску и с интересом взглянули на своих коллег-мужчин. Сколько браков между сослуживцами было заключено в Советском Союзе после выхода кинокартины, никто, конечно, не подсчитывал, но среди писем, приходивших на «Мосфильм», немалая часть содержала свадебные фотографии. Ну а Эльдар Рязанов много лет спустя объяснил, в чём, по его мнению, был главный секрет такого удивительного эффекта: «Знаете, может быть, всё это оттого, что я тогда был безумно влюблён».