Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
ЗАПАРИЛИСЬ СНИМАТЬ!
1
2
3
4
5
6
Однажды по иронии судьбы Женя Лукашин влип в историю, которая неожиданно оказалась вписана золотыми буквами в историю не только российского, но и мирового кинематографа. Успех фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» и правда невероятный: несмотря на то, что картина засмотрена «до дыр», а все диалоги выучены наизусть, мы всё равно уже 45 лет подряд каждый Новый год встречаем с полюбившимися героями. А любопытная история создания фильма – это вообще отдельное кино. Причём многосерийное.

СЕРИЯ ПЕРВАЯ: «СНАЧАЛА МЫ РЕШИЛИ ЗАРАБОТАТЬ»
В основу пьесы «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь...», которая с успехом шла в десятках театров страны и по мотивам которой в итоге был снят знаменитый фильм, легла реальная история из жизни. «Мы с Эмилем Брагинским решили заработать денег и написать комедию с минимальным количеством персонажей и в одной декорации. И вспомнили историю о том, как один человек 31 декабря пошел в баню, там выпил, потом зашёл к друзьям... Один из гостей (говорят, это был композитор Никита Богословский, знаменитый своими розыгрышами, но он не раз от этого публично отрекался) отвёз его на Киевский вокзал, дал проводнице пятёрку и посадил человека в поезд. Бедолага очнулся на третьей полке, когда поезд уже подходил к Киеву... Так он оказался в чужом городе, с портфелем, веником и 15 копейками в кармане. Правда, как дальше сложилась судьба этого человека, мы не имели понятия», – рассказывал Эльдар Рязанов.

СЕРИЯ ВТОРАЯ: «СИМПАТИЧНЫЙ В НЕСООБРАЖЕНИИ»
В киноверсии Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Рязанов видел его лишь в образе Ипполита. Кроме того, говорить в фильме о том, что персонаж Миронова не пользовался успехом у женщин, было совершенно невозможно – при популярности артиста никто бы в такое не поверил... Пробовались Пётр Вельяминов и Станислав Любшин. Андрей Мягков появился на пробах совершенно случайно: в работе возник простой, а киношное начальство требовало список актёров для утверждения, и тогда ассистент режиссёра предложил Рязанову кандидатуру малоизвестного Андрея Мягкова – просто чтобы временно заполнить возникшую паузу. На пробах Рязанов предложил Мягкову сыграть тот кусочек, когда Лукашин спит пьяный и приходит Надя… Когда Эльдар Александрович показывал эти пробы в Госкино, вердикт был такой: «Утверждай, кого хочешь. Но только не Мягкова. Ведь он даже на пробах пьяный! Это же сразу видно!» Конечно, Мягков на пробах был трезв как стёклышко, поэтому после этих слов был тут же утверждён на роль. «Играть человека в несоображении, оставаясь при этом и симпатичным, и смешным, – задача архисложная! А Мягков делает это изящно и легко. Раздеться, забраться в чужую кровать и при этом хамить – нетрудно. А вот быть при этом очаровательным, забавным и вызывать зрительскую любовь – это, пожалуй, далеко не всякому по плечу. В общем, пьяного он играл безупречно!» – комментировал работу актёра Эльдар Рязанов. Фильм имел оглушительный успех, а Андрей Мягков в одночасье стал суперпопулярным. «Это был кошмар! – говорит он с улыбкой. – Когда после фильма я всем объяснял, что водку не пью, бани не терплю и с Брыльской у меня ничего не было, все всегда смеялись... Думали, шучу!»

СЕРИЯ ТРЕТЬЯ: «КАКИЕ ТАКИЕ ПРОБЫ?!»
А вот Барбара Брыльска к моменту съёмок «Иронии судьбы...» была, в отличие от Мягкова, большой звездой – по крайней мере, у себя на родине в Польше. Тем не менее на съёмки картины она попала, как и Мягков, случайно. На роль Нади Шевелёвой пробовались многие советские актрисы – Людмила Гурченко, Валентина Талызина, Светлана Немоляева, Ольга Волкова. Но выбрать никак не могли. Тогда второй режиссёр картины Игорь Петров сказал Рязанову: «У моего сына над кроватью висит портрет какой-то польской актрисы. По-моему, симпатичная. Хотите, покажу?» Портрет Эльдару Александровичу понравился, стали выяснять, что это за актриса. Оказалось, это Барбара Брыльска. Отправили ей в Варшаву приглашение, и Барбара так обрадовалась, что у себя на родине тут же объявила всем журналистам, что едет сниматься в Советский Союз в главной роли у самого Рязанова. А по прибытии была обескуражена: «Какие такие пробы?! Я приехала к вам сниматься, а не пробоваться!» Но пробы всё-таки состоялись, и Рязанов остался доволен.

СЕРИЯ ЧЕТВЁРТАЯ: «СНИМАЛИ В БАНЕ НА «МОСФИЛЬМЕ»
Эльдар Рязанов уже с первых своих работ в кино прославился своим нетривиальным подходом к работе. Вот и в работе над «Иронией судьбы…» режиссёр впервые применил особый вид съёмки. С главным оператором Владимиром Нахабцевым они собрали операторскую установку так, что кадр можно было снимать одновременно тремя камерами. Это давало возможность отразить глубину и многомерный объём картинки за счёт большого числа ракурсов, а также показать почти документальную работу актёров в кадре. Режиссёр снимал сцены большими эпизодами по 15 минут! И сейчас, когда двухминутный эпизод беспрерывной съёмки считается рекордом, такое кажется невозможным. Знаменитую баню, где друзья провожают в Ленинград Павлика, снимали вовсе не в «Сандунах», как многие думают. «Банные» сцены мы снимали поздней ночью в холодном павильоне в цокольном этаже «Мосфильма», – вспоминает Александр Ширвиндт. – Из настоящей бани нам привезли лишь две бочки настоящего пива, весы и пальмы в кадках. А поскольку было холодно и был день рождения у Саши Белявского, каждый из нас принёс с собой ещё по бутылке. Ими мы заменили бутафорские и сложили их к Жоре Буркову в портфель. Так что в кадре мы пили по-настоящему. Конечно, после очередного дубля мы здорово захмелели, и Рязанов, заметив это, съёмку прекратил. На следующий день мы сыграли ещё несколько дублей трезвыми. Однако в фильм в итоге попал именно тот, который отсняли в первую ночь!» На натуре в Ленинграде съёмочная группа столкнулась с другой проблемой. Когда нужно было снимать лирические проходы Барбары Брыльска по городу в снегопад, на улице снега не было вообще. Выкрутились так: вентилятором с шестиметровой высоты разбрасывали резаную бумагу, которой в день уходило по нескольку мешков. На экране создавалось полное ощущение, что с неба падают хлопья снега. А на тротуары положили настоящий снег: его завозили самосвалами из Пулково, а затем вся съёмочная группа его утаптывала, чтобы выглядел правдоподобно.