Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
НЕИЗВЕСТНЫЕ ТАЛАНТЫ СЕРГЕЯ ЖУКОВА
1
КАК КАЗАК!
1
ВЕЛИКОЛЕПИЕ СКВОЗЬ ГОДЫ
1
КРУТИТЕ БАРАБАН!
1
СВЕТСКАЯ ХРОНИКА
1
ВРЕМЯ, НАЗАД!
В ЧЁМ СИЛА, БРАТ?
1
2
3
4
Фильм «Брат-2» – вторая часть дилогии режиссёра Алексея Балабанова – в этом году отмечает 20-летний юбилей. У настоящих фильмов есть привилегия: они становятся бессмертными. Так случилось и с обеими частями «Брата»: они стали культовыми, а Данила Багров приобрёл статус народного героя. В чём же секрет картины?

...В ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ
Главную роль в фильме исполнил Сергей Бодров-младший. Не все знают, но он был актером-самоучкой, не оканчивал театральных вузов. Сергей не учился правильно двигаться перед камерой, входить в роль – он играл так, как чувствовал. Возможно, в этом и был его секрет. В фильмах «Брат» и «Брат-2» Сергей Бодров сыграл сурового и нелюдимого, временами жестокого Данилу Багрова. Но в то же время это человек со своими взглядами на жизнь и смерть, на справедливость и предательство, на добро и зло, которые оказались близки миллионам людей. Сыграл так убедительно, что его персонаж стал своим для миллионов. Ему многие подражали. Однако в жизни Сергей был мало похож на экранный образ: интеллигентная семья, прекрасное образование. Мама актёра преподавала историю искусств в МГУ, а отец – известный режиссёр. Бодров-младший после школы пошёл учиться в МГУ на факультет истории искусств, окончил его с красным дипломом и даже остался в аспирантуре… Встреча режиссера Алексея Балабанова и актёра Сергея Бодрова произошла в 1996 году на «Кинотавре». Балабанов был поражён работой Бодрова в «Кавказском пленнике» (это была первая главная роль Сергея – в картине отца, посвящённой чеченской войне) и тут же предложил работать вместе. Так появилась картина «Брат», которая принесла обоим популярность и многочисленные награды.

...В ПРАВДЕ
Во время съёмок Алексей Балабанов придерживался концепции максимальной правдоподобности. Например, в фильме присутствуют знаменитости 1990-х. Cаму себя играет Ирина Салтыкова. Кстати, местом съёмок стала её собственная квартира. Хотя артистка долго отказывалась пустить к себе в дом съёмочную группу, Алексей Балабанов о других вариантах и слышать не хотел, и ей ничего не оставалось, как согласиться. Многие помнят яркую сцену с Иваном Демидовым. Изначально в эпизоде на телевидении герои фильма должны были прийти в программу «Взгляд», где Сергей Бодров на самом деле работал в период с 1996 по 1999 год. В роли ведущего согласился сняться Александр Любимов. Но за день до съёмок Балабанову позвонили из «Взгляда» и сказали, что всё отменяется. В итоге продюсер фильма Сергей Сельянов решил проблему, договорившись с телеведущим Иваном Демидовым, который предоставил студию и согласился сняться сам. Зарубежные сцены фильма снимались в нью-йоркском районе Брайтон Бич и в районе-достопримечательности Чикаго под названием Украинская деревня. И хоккеисты в кадре самые настоящие. Более того, говорят, звёзды спорта – Алексей Морозов, Яромир Ягр и Дарюс Каспарайтис – появились в фильме совершенно бесплатно. Актёр Александр Дьяченко, который на тот момент жил в Штатах, играл в театре и занимался хоккеем, провёл киношников на тренировку игроков НХЛ, и они быстро отсняли нужный материал.

...В ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ
Эпизод, в котором Данилу сбивает американка за рулём, поначалу никак не получался. Автомобиль требовалось остановить в точно определённом месте, но водителю это никак не удавалось. Конечно, в этом случае ситуация становилась опасной для актёра. И тогда оператор Сергей Астахов придумал выход. Машина стояла на месте. Сергей Бодров в момент «столкновения» с машиной как бы натыкался на неё и падал на капот. В момент «наезда» люди раскачивали стоящий на месте автомобиль. Достоверность момента была достигнута за счёт движения самого Бодрова и работы оператора с камерой.

...В УДАЧЕ
Съёмочной группе вообще благоволил случай. Например, для съёмок был нужен огромный грузовик, который ассоциируется у зрителей с Америкой. Аренда такого стоит баснословных денег, плюс для управления им нужна особая лицензия, которой у русских киношников, конечно же, не было. Режиссёр едва не отказался от этой идеи, но внезапно такой грузовик, гружёный кукурузой, вдруг появился прямо перед ним на дороге! Киношники остановили машину, познакомились с водителем, и оказалось, что тот не прочь поучаствовать в съёмках. Рей Толлер, исполнитель роли дальнобойщика, вспоминает: «Помимо Сергея и меня в кабине находились Алексей Балабанов, оператор с большой камерой, звукооператор с несколькими микрофонами и другим оборудованием, а также владелец грузовика. Мы набились туда, как кильки в банку. Было очень тесно: чуть двинешь локтем – ударишь соседа по спине. Я ехал по дороге, пытаясь следовать за грузовиком, из задней двери которого высунулся оператор, который снимал общий план. Мы с Сергеем пытались вспомнить свои слова, окружённые локтями коллег по съёмочной команде, микрофонами и прочей кинотехникой. Сергей засмеялся. Потом засмеялся я. И вскоре каждая из «килек» в кузове начала смеяться. Нам пришлось несколько раз снимать эту сцену, потому что каждый раз кто-нибудь начинал хохотать».

...В СМЕЛОСТИ
В Америке кинематографисты то и дело сталкивались с какими-то ограничениями. Например, американские законы запрещают показывать в кадре настоящих полицейских. Но помочь согласились служители порядка мексиканского происхождения из Лонг-Айленда: они не только приняли участие в съёмках, но и разрешили запечатлеть обстановку в участке. Также в обход американских законов в «Брате-2» снимали в качестве денег не специально выпущенные для подобных целей муляжи, а копии настоящих купюр, которые изготовили ещё в России с помощью цветного ксерокса. «Какие же лица сделались у американцев, когда они увидели эти фантики! – рассказывает продюсер фильма Сергей Сельянов. – Они начинали озираться по сторонам, опасаясь быть застигнутыми рядом с этой крамолой. Кроме денег мы сделали также паспорт на имя Данилы Багрова. При вылете из Шереметьева в Штаты мы пытались уговорить пограничницу поставить штамп в этом паспорте, долго объясняя ей, как это важно для достоверности восприятия зрителем. Та – ни в какую. Пришлось обратиться за помощью к майору, её начальнику, у которого с чувством юмора оказалось получше». Кроме того, во время съёмок фильма американские пиротехники не взялись за создание самопала, который Данила Багров, по сюжету, собирает буквально на коленке. С этой работой справился оператор Сергей Астахов, который изготовил его при помощи швейцарского армейского ножа всего за час. В дело пошли латунные трубки, куски дерева, железные скрепки и другие подручные вещи.