Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
РИММА МАРКОВА: ОТ МАЙОРА ДО ВЕДЬМЫ!
1
2
3
4
5
6
3 марта исполнилось бы 95 лет советской и российской актрисе с твердым характером и яркой харизмой Римме Васильевне Марковой, за плечами которой более 80 ролей и заслуженное звание народной артистки России...

МАЙОР РОДИНА-МАТЬ
«Всегда выбирайте трудную дорогу, потому что на ней вы никогда не встретите конкурента». Эти слова сама Римма Васильевна любила повторять, когда ей задавали вопросы из разряда «зачем?» и «почему?» На протяжении своей долгой жизни она подтверждала этот принцип, благодаря которому закалилась, стала борцом, готовым идти до конца. Даже в детстве Маркову звали не по имени и не по фамилии. «Мне было дано высокое звание – майор. Поэтому каждый обиженный мог подойти ко мне и сказать: «Майор, меня там побил мальчик». Я брала свой баул, шла в тот класс разбираться, кто кого побил, но часто мне было некогда, и я просто бегала и била своим баулом весь класс», – вспоминала актриса. А народный артист России Евгений Жариков однажды назвал Маркову из-за ее характера и позиции «Родина-мать». «Действительно, он прав! – подтверждала Маркова. – Я по всему Советскому Союзу играла Родину-мать».

СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО
Важным советом для будущих актеров можно считать слова Марковой, которые к ней относятся в полной мере: «Чтобы стать хорошим артистом, об этом надо мечтать с детства». Для нее самой этот путь действительно начался с самого детства и был полон непонятных для многих современных людей трудностей – ей приходилось продавать груши в Москве, убегать от милиционеров, жить на вокзале, а потом в каморке дворника у театра, и при этом еще играть в спектаклях... Путь в актерскую профессию Риммы Марковой был в полном смысле семейным – и родители были работниками Самарского драмтеатра, и первые роли Римма играла вместе с братом Леонидом. Самым ярким детским проектом была пьеса «Дети улицы». Их герои – беспризорники с трагической судьбой, вот только роль мальчика пришлось отдать боевой и пробивной Римме, а мягкий, стеснительный Леня, блондин с ангелоподобной внешностью, сыграл девочку. И так пронзительно это сделал, что зрители плакали – ведь в финале его героиня умирала, и в зале многим становилось плохо, люди падали в обморок. Самих же маленьких актеров ждали у служебного входа, давали им конфеты, хлеб. Римма наслаждалась успехом, а Леня стеснялся. Естественно, попробовать свои силы в столице они решили тоже вместе. Однако в Театре имени Ленинского комсомола, в толпе поступающих, нарядных и, как казалось Марковым, необычайно талантливых абитуриентов, они с братом растерялись и приуныли. Когда Римма Васильевна вошла в комнату с членами приемной комиссии, она так оробела, что, начав читать стихи, тут же забыла слова. Комиссия пыталась ей помочь: «Вы же танцевать умеете». – «Нет…» «А петь?» – «Нет…» Хотя всё она умела! Тем не менее и ее, и брата вызвали на следующий тур, показывать актерские этюды. В итоге, смешно показав верблюда, вместе с «орангутаном» Леонидом, Маркова осталась при театре и начала свой путь к актерской славе.

ПУТЬ К УСПЕХУ
Несмотря на боевитость Риммы, быстрее втянулся в актерскую жизнь именно скромный Леонид. Настоящий же успех Марковой был еще впереди. Знаменитой на всю Москву ее сделала роль Фроси в спектакле «Вторая любовь», которую она сыграла уже после окончания учебы. На премьере этого спектакля великая балерина Майя Плисецкая обняла и расцеловала Римму Васильевну, а Алексей Дикий, главный режиссер Большого драматического театра, похвалил Маркову и подарил ей… шоколадку. Все сходились во мнении, что на театральном небосклоне столицы взошла новая звезда, и казалось, что теперь ее судьба резко изменится. Однако из театра ее сократили после смены руководства. После этого были работа в «Москонцерте», замужество и рождение дочери. Вот только взлета к театральному Олимпу так и не было... Как часто бывает в таких случаях, выручает кинематограф. Маркову начинают приглашать сниматься в кино сначала на совсем небольшие роли. Однако уже после третьих съемок ее заметил режиссер Алексей Салтыков и пригласил на главную роль в своей картине «Бабье царство». На съемках Маркова обратила на себя внимание своей стойкостью – никаких каскадеров, дублеров не было. И когда нужно было, чтобы ее героиня правила лошадью, стоя на телеге на полном ходу, Маркова делала это сама. В итоге фильм стал известным, а популярность и расцвет карьеры пришли к Римме Васильевне, когда ей было уже за 40...

ПОМОГИ ДРУГОМУ
Получив признание и известность, Маркова думала не только о себе. Она помогала брату Леониду (известен многим по роли профессора-вдовца в рязановском «Гараже»), порой даже выводила его из депрессии и заставляла идти на репетиции и съемки. Еще одним мужчиной, к которому она относилась почти как к брату, был Иннокентий Смоктуновский. Малоизвестный факт – но он сам считал ее своей крестной в профессии. Римма Маркова – одна из тех, благодаря кому Иннокентий Михайлович принял решение отправиться в Москву пытать счастья на столичных театральных подмостках... А дело было так. Римма и Леонид приехали в Махачкалу к родне на каникулы. Там им сообщили, что в театре появился необычайно талантливый артист – Смоктуновский. Мама и Леня пошли посмотреть на Хлестакова в его исполнении. После спектакля выразили актеру свое восхищени и в один голос сказали: «Вам надо в Москву!» Для Иннокентия Михайловича они были такие «столичные штучки», мнение и пример которых имели решающее значение. Через год он уже служил в Театре имени Ленинского комсомола. Кстати, на какое-то время Смоктуновский нашел приют в той самой дворницкой каморке, где, будучи студентами, ночевали Римма и Леня. Прославившись, Иннокентий Михайлович никогда не забывал о той судьбоносной встрече и говорил: «Римма, сестра моя! Без тебя не было бы меня».

ДРУЖБА ПО ЗАВОДУ
Вообще, Маркова дружила лишь с теми, кому не мешало одно ее своеобразное качество – она не могла говорить неправду. Для нее было трудным даже соврать по телефону, что кого-то нет дома. Тем, кто любил лесть и похвалу, в компании Марковой было некомфортно. В актрисе не было никакой двойственности: если человек ей был неприятен, она зачастую говорила это прямо в лоб... Достаточно известна дружба Марковой с еще одной яркой харизматичной советской актрисой – Нонной Мордюковой. С ней вдвоем они даже снялись в середине 1990-х в первой российской социальной рекламе «Русский проект» в роли путевых рабочих (наверняка та серия запомнилась многим по фразе «Дура ты, и муж у тебя дурак, хоть и помер...»). Хотя эта дружба могла и не сложиться. В картине «Бабье царство» должна была играть Мордюкова, а роль отдали Марковой. Позже, несмотря на соперничество, они подружились. Мордюкова даже часто иронично приговаривала: «Мы с тобой с одного конского завода». И кстати, это именно по ее протекции Никита Михалков пригласил Римму Васильевну на яркую роль администратора гостиницы в картину «Родня». Когда Нонна Викторовна рассказала Никите Сергеевичу, что ее подруга увлекается каратэ, он сказал: «Это обязательно нужно использовать!» И придумал эпизод, где администратор гостиницы разучивает приемы каратэ. Но, к слову, такое увлечение в то время было не у нее одной – когда при Театре киноактера организовали курсы каратэ, вместе с Марковой туда пошли и такие известные советские актрисы, как Надежда Румянцева и Зинаида Кириенко…

МИСТИКА — ДЕЛО ТЁМНОЕ
Ближе к 80-летию у Марковой открылось «второе актерское дыхание». Это связано с режиссером Бекмамбетовым и его фильмами из серии «Ночной дозор». Несмотря на то, что Римма Васильевна всю жизнь сторонилась мистических ролей, актриса сыграла в них роль ведьмы. Как же это удалось? Бекмамбетов использовал для уговоров Марковой свое обаяние и хитрость. Он предложил ей роль, как он говорил, потому, что увидел, как она сыграла волшебницу в какой-то сказке (вот только таких ролей в карьере Марковой не было). Небольшая лесть сработала, и актриса совершенно не насторожилась, когда ей сказали, что весь сценарий еще не готов, а есть только ее кусок. Римма Васильевна согласилась, не представляя, о чем фильм. Она думала, что играет аферистку, и не знала, что это роль настоящей колдуньи. При этом уговорить ее на роль ясновидящей Ванги, например, авторам сериала так и не удалось, несмотря на очень хорошие гонорары. Сама Маркова комментировала свой отказ таким образом: «Я верю Ванге, но она для меня – нечто потустороннее. Ведь предлагали ее канонизировать, но церковь была против. А я не хочу испытывать судьбу...» Однако сама Римма Васильевна перед уходом из жизни легкий налет мистичности оставила и в словах своей дочери и внуку. По воспоминаниям дочери, последние слова Марковой были: «Как охраняла вас на земле, так и буду охранять с небес»...