Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС
E49 11 b 2
E49 11 b 9
E49 11 b 5
E49 11 b 8
E49 11 b 4
E49 11 b 6
E49 11 b 7
«Впервые увидев себя на экране, я подумала: «Какой кошмар!», – рассказывает Алиса Фрейндлих. Между тем зрители и почитатели ее таланта с актрисой не согласны и на протяжении всей ее творческой деятельности не устают повторять: «Какое чудо!» 8 декабря Алисе Бруновне исполняется 85 лет. И чудес в ее жизни за эти годы было действительно много.

ЧУДО МАЛЕНЬКОЕ И НЕФАКТУРНОЕ
Алиса Фрейндлих родилась в 1934 году в Ленинграде. В три года она попала на дипломные спектакли своей тети, которая тогда заканчивала консерваторию. Несколько дней после этого девочка напевала мелодии из оперы и сама с собой увлеченно играла в театр, наряжаясь в мамины платья. В школе она сразу записалась в драмкружок, которым руководила знаменитая тогда актриса Большого драматического театра Мария Призван-Соколова. «Она не просто влюбила меня в театр, она зажгла во мне настоящую страсть и заставила серьезно к ней относиться. И семья тоже этому способствовала. У меня был хороший голос – высокое меццо-сопрано, я обожала музыку, и родственники советовали мне поступать в консерваторию. Правда, мой папа заметил: «Ничего интересного тебе не светит: ты маленькая, а опера требует фактуру. Но если пойдешь в театральный институт, сможешь всё – и играть, и петь, и танцевать». Когда я собралась поступать в театральный институт, муж Марии Призван-Соколовой, драматург Павел Карлович Вейсбрем, который тоже курировал наш драмкружок, написал в приемную комиссию записочку: «Обратите внимание на эту девочку». Они обратили – так я оказалась в нашем театральном институте», – вспоминает Алиса Бруновна. Алиса Фрейндлих окончила Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского, и ее сразу пригласили в Ленинградский драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской. С 1961 по 1983 год Фрейндлих работала в Театре имени Ленсовета, а сейчас является одной из ведущих актрис Большого драматического театра.

ЧУДО КОШМАРНОЕ
«В театре я была уже известной актрисой, но в кино меня упорно не снимали. Было, конечно, несколько эпизодов на «Ленфильме», но таких, что даже имя в титрах не указали, – рассказывает Алиса Бруновна. – Эльдар Рязанов, к примеру, не утвердил меня в «Гусарскую балладу» с формулировкой: «Слишком много женственности». Я расстраивалась, ведь у меня в дипломе написано «травести» и «острохарактерная»! Правда в том, что я была, конечно, недурно сложена, но в остальном неказиста и некрасива. Помню, впервые увидев себя на экране, подумала: «Какой кошмар!» Позже узнала, что и операторы шарахались от меня, как от огня. «Сложно снимать лицо неправильной скульптуры», – такой вердикт они вынесли. Возразить мне было нечего: курносый нос, тяжелый подбородок… В конце концов Рязанов предложил мне роль-метаморфозу, роль-превращение, историю Золушки – главную роль в «Служебном романе». С этого момента для меня и открылась дверь в кинематограф. Помню, художник по костюмам никак не мог найти образ Калугиной. Во что ее одеть? Как должна выглядеть эта женщина? Тогда за дело взялись мы с Рязановым. После долгих поисков и центнеров перерытых вещей мы обнаружили в костюмерной «Мосфильма» весь этот кримпленовый ужас и башмаки со стучащими каблуками». И действительно, в «Служебном романе» Фрейндлих явила одно из самых впечатляющих преображений за всю историю советского кинематографа. Причем без всякого фотошопа и компьютерных изысков. Говорят, в ее распоряжении была только французская компакт-пудра «Ланком», которая досталась ей по случаю. «Фильм «Служебный роман» существует в первую очередь потому, что существует Алиса Фрейндлих», – написал позже Эльдар Рязанов в своих мемуарах.

ЧУДО АТМОСФЕРНОЕ
А вот роль Алисы Бруновны в фильме «Сталкер» Андрея Тарковского не так известна зрителям. И самой актрисе она далась нелегко. «Это и правда была крошечная роль. Но очень значительная. Как-то раз после спектакля в Театре имени Ленсовета мне принесли записочку от Тарковского, которая начиналась так: «Госпожа Фрейндлих!» В этом обращении весь Тарковский! В записке режиссер писал, что спектакль ему понравился и он предлагает мне исполнить небольшую роль в его новом фильме. Мы встретились на съемочной площадке «Сталкера». Знаете, что ошеломило меня? Декорации. Настоящие подтеки на стенах, настоящая паутина, настоящая гнилая вода в лужах – Тарковский был мастером создавать атмосферу! Он лично смотрел, как стоит стакан, как мелькает свет и дрожат флакончики на табуретке от проходящего за окном поезда. Когда снимали сцену пробуждения Сталкера, он так долго всё проверял, что я просто уснула в постели, в которую нас положили. Вторая сцена – истерика – далась мне очень тяжело. Андрей добивался нужной ему эмоции с помощью многократных дублей. Под конец мне стало очень плохо, и жена Тарковского, которая была его ассистентом, потребовала, чтобы он остановил съемку. И меня просто унесли с площадки», – рассказывает Фрейндлих.

ЧУДО С ЛЁГКИМ ПАРОМ
А знаете ли вы, что главную роль в комедии «Ирония судьбы, или С легким паром» должна была сыграть тоже Алиса Фрейндлих? Причем и в театре, и в кино. Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский написали одноименную пьесу и отдали ее в Театр имени Ленсовета с обязательным условием, что главную роль – Надю Шевелеву – в пьесе исполнит ведущая артистка театра Алиса Фрейндлих. «Мы понимали, что при участии Алисы Бруновны получится более глубокий спектакль – не только потешный, но и грустный. Мы время от времени звонили заведующей литературной частью театра, интересовались, как идут репетиции, как работает Фрейндлих. По бодрым ответам выходило, что всё чудесно. А потом раздался звонок Брагинскому – нас приглашали в Ленинград на премьеру. В разговоре мой соавтор полюбопытствовал, как играет в спектакле Алиса Бруновна. «А она в вашей пьесе вообще не играет!» – последовал неожиданный ответ. Понять, что произошло в театре и почему Фрейндлих не играет, оказалось довольно сложно и, главное, бессмысленно. Но я человек крутой и не терплю, когда меня водят за нос. Короче, я не поехал на премьеру своей первой пьесы», – рассказывал Эльдар Рязанов. На роль в фильме утвердили Барбару Брыльску, а спектакль вскоре был исключен из репертуара театра.

ЧУДО ИНТЕРНЕТА
Алиса Бруновна была замужем трижды. У нее есть дочь Варвара, которая родилась в первом браке актрисы с режиссером Игорем Владимировым. Варвара Владимирова тоже стала актрисой – она снимается в кино и играет в театре, в том числе и вместе со знаменитой мамой. У Алисы Бруновны двое взрослых внуков – Анна и Никита. Никита закончил МГИМО и Школу-студию МХАТ и стал кинопродюсером. Именно он продюсировал фильм «Карп замороженный», где в одной из главных ролей снялась его бабушка.
«Моим внукам неинтересно обсуждать со мной темы, связанные с Интернетом, потому что я в него не врубилась и уже не врублюсь. У меня есть два телефона: один – убогий, другой – еще более убогий. Дочь подарила мне айпад, с которым управляется даже ребенок. Но я не смогла его осилить. На «ты» я только со стиральной и посудомоечной машинами. Но зато я обожаю книги, а внуки мои не читают, бессовестные!» – со смехом говорит Алиса Бруновна.

ЧУДО КЛАССИЧЕСКОЕ
Алиса Фрейндлих – народная артистка СССР, четырехкратный лауреат Государственной премии РСФСР, лауреат премии Правительства России, обладательница театральной премии «Золотая Маска» и почетный гражданин Санкт-Петербурга. В кино актриса сыграла более 60 ролей, в театре – не меньше, ее творческий стаж более 60 лет. «Чувствуете себя классиком?» – часто спрашивают у нее журналисты. «Ну, здравствуйте! Если во мне и осталось что-то живое, так это неуверенность в себе. Я всегда была пуглива и даже труслива. Берусь за роль – трушу, что не справлюсь, перед премьерой – трушу, что провалюсь. Но работать в полноги я себе никогда не позволяю, хотя не всегда ноги соответствуют моим желаниям», – отвечает актриса.