Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
НЕИЗВЕСТНЫЕ ТАЛАНТЫ СЕРГЕЯ ЖУКОВА
1
КАК КАЗАК!
1
ВЕЛИКОЛЕПИЕ СКВОЗЬ ГОДЫ
1
КРУТИТЕ БАРАБАН!
1
СВЕТСКАЯ ХРОНИКА
1
ТВ-ЮБИЛЕЙ
МИХАИЛ КОЗАКОВ С УТРА ДО НОЧИ ПРЫГАЛ У СТАНКА
E41 11 b 7
E41 11 b 2
E41 11 b 4
E41 11 b 5
E41 11 b 3
E41 11 b 9
E41 11 b 6
«Нельзя быть гением, если нет юмора», – говорил Михаил Козаков. 14 сентября этому гениальному актеру исполнилось бы 85 лет. Он сыграл множество ролей и в кино, и в театре, а вот некоторые события его жизни и биографии так и остались за кадром. Оказывается, он...

...ПРЫГАЛ, ПОКА НЕ ОЗВЕРЕЛ
Михаил Козаков родился в Ленинграде в 1934 году. Его отец был писателем, а мама сменила множество профессий: она работала и в литературной редакции, и на телевидении, и в институте ветеринарии. Годы Великой Отечественной войны Миша провел в эвакуации в наших краях: 4 года он жил под Пермью, в деревне Черная. Именно здесь будущий артист пошел в школу и впервые вышел на сцену – в деревенском клубе читал стихотворение про военный самолет. После возвращения в Ленинград семья Козаковых жила в «писательском небоскребе» – доме № 9 на канале Грибоедова. К ним в гости приходили Анна Ахматова, Николай Заболоцкий, Корней Чуковский, а по соседству жили Евгений Шварц, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин... По словам Михаила Михайловича, детские и юношеские годы запомнились ему огромным количеством прочитанных книг, а его родители всегда находили время на «взрослые» разговоры с сыном об искусстве.
«Ну а если я вдруг мешал разговаривать на еще более «взрослые» темы, моя мама говорила по-французски: «Диван лез анфан», что означало: «Здесь дети». Этот «диван» я возненавидел на всю жизнь», – рассказывал Козаков. В Ленинграде Михаил поступил в хореографическое училище. «За мои успехи меня даже Уланова хвалила. Целый день с утра до ночи тянул ножку, прыгал у станка, пока не озверел и не сказал папе: «Всё, больше не буду!», – вспоминал Михаил Михайлович. Идея пойти в артисты появилась у него не сразу. «Рассматривал возможность податься в юристы, потом хотел быть врачом. Попробовал себя в химии, но отравился хлором. К десятому классу стало ясно, что другого пути нет – только в артисты. При этом я почему-то считал, что это профессия, в которой вообще ничего не нужно делать. В общем, в 1952-м я поступил в Школу-студию МХАТ и заделался москвичом», – рассказывал Козаков.

...КАТАПУЛЬТИРОВАЛСЯ В ИСКУССТВО
Однокурсниками Козакова были Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Татьяна Доронина, Олег Басилашвили... «Мы с Мишей обнаглели и придумали систему «Бим-Бом», – вспоминает Олег Валерианович. – Она заключалась в том, что мы не готовили дома этюды, но если вызывали Козакова, Миша говорил, что занимался со мной. Если вызывали меня, я звал Мишку, и мы за две-три минуты придумывали какой-нибудь простой сюжет и выходили играть, будучи совершенно неподготовленными. Нам всё сходило с рук. Мы этим пользовались и продолжали халтурить». Очевидно, поэтому первый курс окончился для Козакова неудачно: на экзамене по актерскому мастерству все получили «отлично», а он – «хорошо». Это было равносильно провалу и грозило исключением. После дебатов в деканате «хорошиста» решили условно оставить еще на один год.
Кинематографическая биография Михаила Козакова началась тоже в студенчестве: на IV курсе он снялся в картине Михаила Ромма «Убийство на улице Данте» в роли Шарля Тибо. После выхода фильма молодой актер стал невероятно популярен. «Как-то вечером я фланировал с приятелем по Невскому. Как вдруг – тревога! Взгляды всех гуляющих как по команде устремились вперед: навстречу шло само «Убийство на улице Данте»! Шел сам Козаков – высокий, красивый и одетый так же, как его герой. А за ним следовала многочисленная свита», – вспоминал писатель Василий Аксенов. Сам актер был о себе другого мнения. «Конечно, наружность у меня тогда была, мягко скажем, неотвратительная. Но невиданным красавцем я себя не считал, я тогда Олегу Стриженову завидовал, – говорил он. – Просто картин тогда выходило мало, шли они от Калининграда и до Камчатки по три месяца, так что моя физиономия на афишах висела повсюду. Конечно, это не лучшая моя роль, но именно она буквально катапультировала меня в киноискусство. Сосед по дому Леня Гайдай, например, после этого всегда пробовал меня в свои картины. И всегда говорил: «На сей раз ты у меня играешь». А потом почему-то отдавал роль Вицину». Но работы Козакову и так хватало: он снялся более чем в 80 картинах. Его работу ценили на разных уровнях: помимо звания народного артиста и Государственных премий у актера есть две премии КГБ СССР.

...ПРИЗЫВАЛ К АВАНТЮРАМ
О театральной сцене Козаков мечтал не меньше, чем о съемках в кино. Эти мечты разделял его друг Александр Ширвиндт. «Козаков призывал меня к авантюрам! – вспоминает он. – Мечта выйти на эстрадные подмостки зародилась у нас еще на студенческой скамье. И мы решили сразу блеснуть в концертах. Так что, получается, Державин – не первый Михал Михалыч в моей сценической судьбе. Блеснуть надо было однозначно, но блистать было не в чем. Тогда мы сшили себе модные двубортные костюмы и подъехали к Аркаше Арканову со словами: «У нас замечательная задумка – нужно выходить на эстраду». И выложили идею: Козаков появляется из левой кулисы, я – из правой, мы медленно идем в одинаковых костюмах и встречаемся в центре сцены и... На этом замысел заканчивался». Реализовать эту «задумку» так и не пришлось: сразу после окончания школы-студии МХАТ Козакова пригласили в Театр имени Маяковского и дали роль Гамлета. Говорят, он был самым красивым Гамлетом в истории драматического театра. Вершиной успеха стали гастроли в Канаде и участие в Страдфордском Шекспировском фестивале, где после спектакля крупнейшие шекспироведы, режиссеры и артисты с мировыми именами аплодировали Козакову стоя. За свою актерскую карьеру Михаил Михайлович выходил также на сцену «Современника», Театра на Малой Бронной, «Ленкома» и МХАТа и сыграл более 40 театральных ролей.

...МОГ НА СЦЕНЕ ЗАШИПЕТЬ
Не секрет, что даже очень талантливый актер редко становится первоклассным режиссером. Михаил Козаков стал. Правда, очень расстраивался, когда ему говорили, что он гениальный режиссер народной комедии «Покровские ворота». Cам он больше ценил «Безымянную звезду». Кроме того, актер был автором многих телевизионных, поэтических и концертных программ. «С Мишей как с режиссером я работала в картине «Если верить Лопотухину», – вспоминает актриса Светлана Крючкова. – Я в то время была почти невменяема – у меня был маленький ребенок, и я приходила на съемку совершенно невыспавшаяся. Режиссер Козаков грозно командовал: «Эту артистку загримировать и положить на пол лицом кверху, чтобы не портить грим». И я так спала, пока не было команды «В кадр!» Я входила и спрашивала: «Миша, что я должна делать?» И он просто мне показывал. Я повторяла в женском варианте. Обожаю режиссеров, которые точно знают, чего хотят».
В 1991 году Михаил Козаков переехал с семьей в Израиль, где организовал русскую труппу, а также играл на иврите в Тель-Авивском камерном театре. Выучить иностранный язык ему было довольно сложно. «Помню, я репетировала в камерном театре роль польской женщины. Миша в это время только учил слова на иврите, написанные русскими буквами, – ходил бубнил. Ему это трудно давалось. А мне, наоборот, легко, – вспоминает актриса Людмила Хмельницкая. – Как-то на одной из репетиций вдруг открывается дверь, влетает Миша и возмущенно кричит на весь театр: «Это она уже играет сцену?! А я еще только учу слова?!» На следующий день за кулисами на доске объявлений появился приказ на иврите с переводом на русский: «Ни в коем случае не пускать в репетиционный зал, где работает Хмельницкая, Козакова! И наоборот!» О фирменном актерском самолюбии Михаила Козакова ходили легенды. «Порой он мог даже на сцене зашипеть: «Всем смотреть на меня и любить меня!», – с улыбкой вспоминает актриса Татьяна Догилева. – Помню, однажды в одной из сцен антрепризного спектакля Миша вдруг стал махать платком перед моим носом. Я не могла понять, в чем дело. Потом оказалось, что так он хотел убыстрить темп, сократить мою реплику и начать быстрее говорить самому».

...МНОГО ДУМАЛ
«Отношения мужчины и женщины – это, пожалуй, самый трудный вопрос из всех существующих. Я много на эту тему думал. Кроме того, у меня большая практика! При этом многие жены упрекали меня, что я больше всего любил работу. Это так, работа для меня – главная жена», – говорил Михаил Михайлович. Артист был женат пять раз, у него пятеро детей и пятеро внуков. По стопам знаменитого родственника пошли сын от первого брака Кирилл, дочь от второго брака Манана и внучка Мария (дочь Кирилла). Но плоды своего творчества Михаил Козаков оставил в наследство всем. «У меня бывали и взлеты, и провалы, и затишья, и бурные годы. Но, смею надеяться, ценят меня за искренность. И разве я не гениален?!» – говорил он.