Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ, НАЗАД!
ТРОЕ В ЛОДКЕ, НЕ СЧИТАЯСЬ С ДЖЕРОМОМ
E33 05 c 2
E33 05 c 6
E33 05 c 5
E33 05 c 4
E33 05 c 7
E33 05 c 3
Когда в 1979 году на экраны вышел фильм «Трое в лодке, не считая собаки», критики разнесли его в пух и прах за издевательство над романом Джерома Клапки Джерома. 40 лет спустя эта легкая комедия известна в нашей стране едва ли не больше книги и безоговорочно любима народом. Возможно, потому, что и снималась она легко и весело?

«ЭТО ЛИ НЕ САМЫЙ ЛУЧШИЙ ОТДЫХ?»
Готовясь к съемкам, режиссер Наум Бирман решил: трех друзей, которые отправились в путешествие на лодке по Темзе, должны сыграть настоящие друзья. О дружбе, которая много лет связывала актеров Московского Театра сатиры Александра Ширвиндта, Михаила Державина и Андрея Миронова, знали все, поэтому предложение поступило им. Но для того, чтобы заполучить к себе любимцев публики, а особенно Андрея Миронова, режиссеру пришлось очень постараться. Время актера было расписано буквально по минутам на много месяцев вперед. Единственным незанятым периодом был август – законный отпуск театральных работников. И съемки нужно было уложить в этот месяц. Впрочем, Миронов не жаловался, что его лишают отдыха, и к роли подошел крайне ответственно. Точнее, к ролям, ведь в этом фильме он сыграл целых шесть персонажей – Джерома К. Джерома, Джи, миссис Байкли, трактирщика, пьяницу и дядюшку Поджера. Зная, что большую часть времени в фильме ему придется расхаживать в облегающем трико, актер решил занялся поддержанием своей физической формы. Он узнал, что Георгий Штиль (сыграл усатого капитана) – опытный теннисист, и начал брать у него уроки тенниса прямо в номере гостиницы.

«ЭТО Я ЕГО ОТЛОВИЛ. ПОД МУХОЙ»
Действие фильма, по сюжету, разворачивается в Англии, на Темзе. Конечно, никто не отпустил бы туда советских киношников. Поэтому натуру пришлось искать в пределах Советского Союза. А натура требовалась специфическая: нужна была река со шлюзами. Ее искали долго и наконец нашли в Калининградской области на границе с Литвой, возле города Советска (сейчас Тильзит). Роль Темзы «сыграла» местная река Неман. Трех друзей часто показывают в лодке посреди реки, так что Миронову, Ширвиндту и Державину приходилось проводить на воде по 5–6 часов подряд каждый день. К лодке был подвязан трос, за который ее незаметно тянул катер, а Ширвиндт, Державин и Миронов делали вид, что гребут. Съемочная группа стояла на берегу и следила за ними через стереообъективы. Кроме того, актеров страховали водолазы, сидевшие в воде за лодкой. Водолазы сменялись каждые два часа. А артисты так и сидели в лодке без перерыва. Между тем дело шло к осени, холодало, и в купальных костюмах было нежарко. К счастью, водолазы попались сердобольные – именно их усилиями артисты не замерзли окончательно. Михаил Державин рассказывал, что в перерывах между дублями актеры спускали в воду деньги, запакованные в полиэтиленовый пакет, водолаз забирал их и потихоньку передавал в лодку какой-нибудь согревающий напиток. Тот незаметно переливали в большой медный чайник и время от времени грелись, попивая «чай». «Что вы там всё время пьете?» – кричал с берега режиссер Наум Бирман. «Кипяченой водичкой греемся», – отвечали актеры.

«А ВЫ ЗНАЕТЕ, КТО ПОЙМАЛ ЭТУ ФОРЕЛЬКУ?»
От гостиницы, где жили актеры, до реки было рукой подать. Заядлые рыбаки Ширвиндт и Державин не могли этим не воспользоваться и постоянно пропадали на рыбалке. Андрей Миронов в рыбной ловле не разбирался и немного комплексовал по этому поводу. И тогда Ширвиндт и Державин подговорили дежуривших на съемках водолазов во время очередной рыбалки насадить на крючок Миронова сазана. «И он вынул сазана и стал кричать: «Это я, это не они, это я поймал! Это не они, это поймал я! Это не они…», – рассказывает Александр Ширвиндт. Впрочем, удивительный улов на этих съемках ждал и Михаила Державина. Как-то раз, закинув удочку, он вытащил... бобра! Конечно, животное тут же освободили от крючка и отпустили. А вот тот улов, который мы видим в кадре, – бутафорский. На крупных планах эпизода с сомом фигурирует поролоновый макет рыбы. А когда он из-за множества дублей пришел в негодность, реквизиторы и вовсе заменили его куском бревна.

«НУ-КА НАВАЛИЛИСЬ, ПОДНАЖАЛИ, ДРУЖНО ВЕСЛА В РУКИ ВЗЯЛИ»
В книге Джерома Клапки Джерома нет романтической линии. Так что три прекрасные энергичные девушки-путешественницы, которых джентльмены встретили в дороге, – чистая выдумка сценаристов. Но Лариса Голубкина, Алина Покровская и Ирина Мазуркевич стали истинным украшением фильма. А последняя – еще и спасением: в отличие от своих коллег-мужчин, дамы не стали готовиться к ролям в спортивном зале, и из всех троих обращаться с лодкой умела только Ирина – она и сидит на веслах в большинстве сцен. Хотя, казалось бы, нелогично поручать такую ответственность самой хрупкой из героинь. «Я с детства любила грести, поэтому, когда решали, как снимать, попросила: «Чур, я на веслах!», – объясняет она. – По логике, грести должна была самая крупная и сильная девушка, то есть Алина Покровская, но когда я сама вызвалась, никто не возражал. В результате очень сильно натерла руки. Когда я в кадре выгрызаю мозоль на руке, она не бутафорская, а самая что ни на есть настоящая».

«ПЕРЕСТАНЬТЕ МЕНЯ ГРЫЗТЬ, ДОРОГОЙ!»
Верного друга героев, пса Монморанси, играли сразу два фокстерьера – Герцог и Грех. Если присмотреться, то видно, что в некоторых эпизодах голова Монморанси значительно темнеет. Но главное отличие было не в этом. «Грех был совершенный кретин, но зато милый и обаятельный. Его можно было взять за нос. Положить. Наступить на него. Он ничего не умел. Зато мог часами валяться в лодке, что от него и требовалось, – рассказывает Александр Ширвиндт. – А Герцог был дрессированный, замечательная собака, которая тащила лодку, исполняла любые приказы. Он был с хозяйкой, и к хозяйке нельзя было подойти – он ее охранял. А я случайно в перерыве между съемками подошел к ней и протянул руку. Он с земли вскочил и укусил меня за палец. Шрам есть до сих пор». Актеры предпочитали иметь дело с первым псом, зато более эффектный Герцог фигурирует на всех крупных планах. Кроме того, этот пес очень чутко реагировал на все команды режиссера. «Особенно на клич «Мотор!», – вспоминал оператор картины Генрих Маранджян. – Однажды он сидел в автобусе, а в кадре был Грех. И едва режиссер Наум Бирман скомандовал это знакомое для всех слово, как Герцог каким-то немыслимым образом открыл дверцу автобуса и со всех ног бросился в воду. Я подумал, двоится в глазах. В окуляре камеры – два Монморанси. Еле-еле вытащили Герцога из Немана...» Простыл в результате съемок на реке, однако, добрый Грех. Он начал чихать и кашлять. И тогда Ширвиндт, которому поначалу не очень нравилось глуповатое животное, пожалел его, вызвал ветеринара и на собственные деньги вылечил пса.

«СМОТРИТЕ И УЧИТЕСЬ! ПОКА Я ЖИВ! РАЗ, ДВА — И ГОТОВО!»
Наум Бирман доверял своим актерам, поэтому в фильме много импровизации. Ирина Мазуркевич признается: «На съемках был какой-то непрекращающийся бурлеск. Три друга, Миронов, Ширвиндт и Державин, постоянно шутили, устраивали розыгрыши. Так что уже было непонятно, где Джером, а где их творчество». Например, экспромтом родилось эффектное падение из лодки в конце фильма. Во время съемок этого эпизода Михаил Державин стоял на плечах Андрея Миронова, и тот решил пощекотать друга. В результате пирамида потеряла равновесие и упала в бассейн. Повторить этот трюк актеры так и не смогли, поэтому все последующие дубли делали каскадеры. Но что-то очень важное трюкачи не поймали – эффект был уже не тот. Так что в фильм вошел тот самый, случайный актерский дубль. Сцена с открыванием консервной банки – тоже чистой воды экспромт. Ее придумывали всей съемочной группой, делали дубль за дублем, и в конце одного из дублей уставший Миронов пошутил: «Бифштексов не будет, будут блинчики!» Фразу решили не вырезать – очень уж удачной она получилась.