Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ГЕРОИ СЕРИАЛА
ТАЙНЫЙ ШИФР МАРЬЯНЫ СПИВАК
E11 09 b 6
E11 09 b 8
E11 09 b 7
E11 09 b 5
E11 09 b 2
E11 09 b 3
E11 09 b 4
В новом сериале «Первого канала» «Шифр» математик Ирина – мозговой центр группы бывших шифровальщиц, которые в послевоенное время решили заняться раскрытием преступлений. Сыгравшая ее Марьяна Спивак от математики далека. Но важные цифры в ее жизни мы тоже нашли.

2 сильные женщины всегда вдохновляли актрису: ее бабушка, звезда «Баллады о солдате» Жанна Прохоренко и мама Екатерина Васильева, которая сыграла в фильме «Вам и не снилось...» школьницу Алену. Бабушку Марьяна звала Жанетиком. «Для многих бабушка – это пирожки, плюшки и вседозволенность. У нас было не так, – рассказывает Марьяна. – Жанетик была строгая, она была глава семьи, и от ее решения, от ее настроения зависело всё... На бабушке всё держалось. Она была зрелая, серьезная, уверенная. Всё умела». В детстве Марьяна мечтала быть похожей на Жанну, но статью она пошла в породу отца, режиссера Тимофея Спивака, и переросла знаменитую бабушку на две головы. Зато и ее мама, и она сама унаследовали фамильный характер. «У нас в роду все люди серьезные, так просто не подъедешь на хромой кобыле. Можем задать жару, дать сдачи, – говорит актриса. – И я привыкла руководить, брать на себя ответственность. В нашей семейной женской коалиции так принято, чтобы всё уметь самой. На всякий случай. Лампочку вкрутить, разобрать и собрать розетку. Мама у нас сама строила крыльцо, забор, калитку. Всё, что в деревне и дома требовало ремонта, могла починить. И не то чтобы меня специально чему-то учили – просто, глядя на нее, я понимала, что подобные умения могут в жизни пригодиться». Унаследовала Марьяна и актерский талант мамы и бабушки. Но актрисой поначалу становиться не хотела, и родственники были с ней солидарны. «Папа был резко против того, чтобы я стала артисткой, несмотря на то, что, когда я еще училась в школе, он снял меня в своем кино, – вспоминает Марьяна. – Это была сказка «Горе-злосчастье», я играла там Василису. Сейчас смотреть на это не могу, я же ничего не умела – как вышло, так и вышло, что называется. И я с присущим мне юношеским максимализмом на вопросы знакомых, буду ли я актрисой, отвечала: «Конечно, нет! Кем угодно, только не артисткой». А Жанна Прохоренко говорила, что в семье должен быть хоть один нормальный, не связанный с актерством человек. Но к окончанию школы Марьяна поняла, что ни одна другая профессия ее не интересует. Впрочем, в Школе-студии МХАТ о ее знаменитых родственниках узнали, только когда на втором курсе на дипломный спектакль девушки пришла ее мама.

30 дублей потребовалось, чтобы снять одну сцену из фильма «Нелюбовь», в котором Марьяна сыграла главную роль. «Мы снимали проезды в машине к матери моей героини и обратно. Нужно было очень вымотанное эмоциональное состояние, и режиссер понимал, что свеженькие мы вряд ли это сыграем, – вспоминает она. – В итоге нам эмоционально ничего уже и играть не пришлось. И когда моя героиня кричит, это мой спонтанный крик. Но хотя смена выдалась тяжелая, не хотелось останавливаться ни на секунду». Актриса очень хотела сыграть в этом фильме, но не верила, что сможет пройти пробы у Андрея Звягинцева. «Я смотрела все его картины, и они мне очень нравились. Но у меня даже мысли не было, что он может снять меня. Мне казалось, что Звягинцев – это какая-то элита и недосягаемость. И поэтому, когда мне позвонили и сказали, что утвердили меня на главную женскую роль, я сначала даже не поверила – всё ждала звонка со словами: «Извините, мы передумали…», – признается она. Такой соблазн у режиссера действительно однажды появился. «Андрей Петрович Звягинцев всегда пытается найти новые лица, незамыленные, поэтому, когда мы с ним встретились первый раз, он вообще не знал, кто я, – объясняет актриса. – Меня наш кастинг-директор позвала, она меня знает по спектаклю Юрия Бутусова «Чайка». И вот мы со Звягинцевым встретились, поговорили один раз, второй. А потом на какой-то из встреч он мне рассказывает: «Еду я с водителем по Садовому кольцу и вдруг вижу в окно автобус с рекламой сериала «Напарницы», и лицо в рекламе очень знакомое. Так расстроился! Только нашел актрису, которую никто не знает, а она уже тут на автобусе мимо едет!» Но, к счастью, это ничему не помешало». В итоге фильм «Нелюбовь» завоевал приз жюри Каннского фестиваля, и Марьяна прошла по той же красной дорожке, что и ее бабушка много лет назад.

40-градусный жар не помешал Марьяне сыграть в сложной сцене сериала «Сын отца народов». Хоть Спивак и говорит, что ничем особенным ради телевидения не жертвовала, она немного лукавит. Эти съемки легкими не назовешь. «Я играла жену Василия Сталина Капитолину. Пришлось поздней осенью изображать жаркое лето, провести полдня в ледяной воде, в сцене купания в озере, – вспоминает артистка. – Сначала на меня было надели гидрокостюм, но после первого дубля выяснилось, что мое ситцевое платье, намокнув, выдает это утепление с головой, пришлось его снять. После каждого дубля меня заворачивали в одеяло, но оно уже было такое мокрое, что это только усугубляло ситуацию! А ангину потом долго не могла вылечить…» На съемках сериала «Шифр» в холодную воду лезть не пришлось, но с трудностями актриса всё же столкнулась. «По сюжету я отвечаю в группе за всю писанину, – объясняет она. – Причем по жизни я левша, а у моей героини в советское время просто не могло быть этой особенности: учительница в школе, работала в Генеральном штабе, да еще на таких должностях!» Действительно, в советское время левшей в обязательном порядке переучивали, а уж представить учительницу-левшу и вовсе невозможно. Поэтому пришлось переучиваться и Марьяне. Так что к концу съемок она научилась писать правой рукой практически так же хорошо, как левой.

1 театр объединяет Марьяну и ее гражданского мужа Антона Кузнецова – они коллеги по сцене «Сатирикона». И долгое время воспринимали друг друга только в таком ключе, тем более что оба были несвободны. Но и у Антона, и у Марьяны браки окончились разводами. Именно в тот период режиссер Юрий Бутусов решил поставить «Чайку» и позвал актрису на роль Маши, а актера – на роль Медведенко, который по сюжету за ней ухаживает. Антон решил перенести ухаживания со сцены в жизнь. Марьяна поначалу от этого в восторг не пришла. «Он начал за мной ухаживать, а у меня такой был раздрай в личной жизни: мы с мужем разводились, и мне так не хотелось, чтобы рядом со мной сейчас появился кто-то новый. Я говорила: «Пожалуйста, отстань ты от меня! Пойми, я хочу сейчас быть одна», – рассказывает актриса. – Мне тогда вообще не хотелось отношений, мне не хотелось, чтобы в моем доме был какой-то мужчина. Только вещи мужа из шкафа все выгребла, и чтобы снова?! Не хочу! А он с упорством добивался меня, мне это уже стало казаться отголосками репетиций – всё идет по накатанной. В общем, я так долго ему отказывала, что в какой-то момент он плюнул и сказал: «Ну и ладно». А когда он плюнул, я сказала, мол, погоди, что значит «ну и ладно», мне это, в общем-то, даже нравится! Я же уже привыкла к его ухаживаниям».

По 20 спектаклей в месяц бывало у актрисы до рождения сына Гриши. Она была настолько занята в театре и так этим довольна, что о съемках в кино в тот период почти не думала, да с ними и не складывалось. «Меня периодически приглашали в какие-то большие проекты, но, когда я озвучивала свою занятость, говорили: «Зачем вы вообще сюда пришли?» – рассказывает она. – Как ни парадоксально звучит, возможностей для съемок стало больше, когда родился ребенок. Хотя мой декретный отпуск оказался небольшим, уже были введены замены в те спектакли, где раньше играла я одна. А какие-то спектакли вовсе ушли из репертуара». Так что Грише Марьяна в некотором роде обязана своей кинокарьерой. Она признается, что всегда мечтала о сыне, хотя раньше в семье рождались в основном девочки. «Мама, когда узнала, что у меня будет мальчик, пришла в ужас. Всё говорила: «А что же мы с ним будем делать?» – со смехом вспоминает Спивак. Сама Марьяна о сыне рассказывает с удовольствием: «Он парень активный, поэтому его надо обязательно отдавать в спорт. Еще Гриша очень музыкальный, но я по себе помню, каково это – заниматься музыкой! Мое обучение закончилось тем, что я написала синим фломастером на белых клавишах пианино ноты. Получила за это по пятой точке и ревела. Мне-то казалось, я так здорово придумала! А обучение сольфеджио свелось к тому, что я научилась рисовать скрипичный ключ и решила, что этого вполне достаточно. Сейчас я понимаю, что это здорово – играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Гриша любит музыку, особенно ему нравятся свистки, дудочки и губная гармошка. Поживем – увидим. У меня еще есть запас времени, чтобы подумать, стоит ли отдавать ребенка в музыкальную школу». Пойдет ли мальчик по стопам родителей, тоже покажет время, но свою первую роль в кино он уже сыграл. «Ребенок, который появляется в конце «Нелюбви», – это мой Гриша, – признается актриса. – Когда я прочитала сценарий и увидела, что там присутствует в сюжете двухлетний мальчик, сказала: если что, у меня есть. Правда, Гриша был на полгода младше, чем нужно. Но его позвали на пробы и в итоге утвердили. Горжусь тем, как он всё сделал. Причем справился за меньшее количество дублей, чем было у меня».