Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
"УЛЫБАЙТЕСЬ, ГОСПОДА, УЛЫБАЙТЕСЬ!"
E08 09 b 4
E08 09 b 2
E08 09 b 7
E08 09 b 3
E08 09 b 5
E08 09 b 8
E08 09 b 6
Говорят, эта цитата его героя из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» стала для Олега Янковского любимой. Между прочим, в жизни Олега Ивановича было не меньше удивительных и забавных историй, чем у легендарного барона. И к 75-летию великого артиста, которое он отметил бы 23 февраля, мы собрали рассказы его родных и коллег о том, как Янковский умудрился...

...СТАТЬ СТУДЕНТОМ, НЕ ПОСТУПАЯ
Ростислав Янковский был старше своего брата Олега на 14 лет и фактически стал главой семьи, когда их отца, польского офицера, репрессировали. Именно благодаря Ростиславу, который первым из трех братьев Янковских стал артистом, Олег впервые вышел на сцену. «В 1957 году меня приняли в Русский драматический театр в Минске, – рассказывал Ростислав Иванович. – К тому времени наша семья уже перебралась из Джезказгана, где родился Олег, в Саратов. Бабушка, мама и братья ютились в тесной комнате в коммуналке, парням приходилось спать на полу. Я предложил маме перевезти Олега к себе в Минск. Он там пошел в 8-й класс. Жили мы в театральной гримерке. Однажды к нам заглянул главный режиссер, увидел брата: «О, а нам завтра нужен мальчик в спектакль». Так неожиданно у Олежки состоялся дебют в спектакле «Барабанщица». Дикция у брата была отвратительная, но он так уверенно держался на сцене, что все сразу забывали об этом. Несмотря на успешный дебют, Олег о сцене не думал. После получения аттестата он вернулся в Саратов. Хотел поступать на зубного техника, но опоздал. И только тогда он отправился в приемную комиссию театрального училища. Но выяснилось, что и там набор абитуриентов уже закончился. Зачем-то Олега спросили: «А как ваша фамилия?» – «Янковский». – «Так вы же поступили! Собирайтесь в сентябре на занятия». Дома Олег поделился странным происшествием с нашим средним братом Колькой. А тот признался, что это он – тот Янковский, который в театральное поступил. Но любовь Коли к Олежке была так велика, что он сказал: «Учись вместо меня! Всё равно меня бы в армию забрали с первого курса». Потом Коля из скромности этот факт отрицал. Но я-то знаю, что так оно и было – Олег рассказывал!»

...ОСТАТЬСЯ ЛЮДКИНЫМ МУЖЕМ
Во время учебы в Саратовском театральном училище Олег Янковский женился. С Людмилой Зориной, которая училась курсом старше, его свел... цирк! «Накануне Нового года в училище пришел директор цирка, – вспоминает однокурсница Людмилы Вера Феоктистова. – Он задумал новогоднее представление в цирке, которое должна провести яркая пара студентов театрального училища, и выбрал для этого Зорину и Янковского. Тут-то Люда с Олегом и познакомились. Начался роман, и довольно скоро они поженились. После училища мы с Людой были зачислены в труппу Саратовского драмтеатра. Олег тогда заканчивал последний курс. Он приходил смотреть репетиции спектакля «104 страницы про любовь», где Зорина играла главную героиню. И вот Олег пробирается в зал, а поскольку в театре его еще не знают, кто-то спрашивает: «Кто это там бегает?» – «Да это Людкин муж». Потом и Олега пригласили в труппу, но поскольку первое время его занимали лишь в эпизодах, а Люда играла ведущие роли, прозвище прижилось. Когда Марк Захаров пригласил Янковского в «Ленком», Люда понимала, что в столице ее карьера может не сложиться. Но она говорила: «Только бы у него всё получилось, а сама я даже могу уйти из профессии». Янковский перебрался в Москву и был уже знаменитым артистом, когда наш театр был на гастролях в столице. Олег пригласил нас всех в ресторан ВТО. Мы замечательно посидели, а когда собрались расходиться, Олег поднял бокал: «Ребята, тост напоследок: давайте выпьем за «Людкиного мужа»!» У него всегда было отменное чувство юмора».

...НАЙТИ РОЛЬ В РЕСТОРАНЕ
В «Ленком» саратовского актера пригласили благодаря его ярким киноролям, первая из которых была в картине Владимира Басова «Щит и меч». Актриса Валентина Титова, которая была женой режиссера, рассказывает, что молодой Янковский получил эту роль удивительным образом: «Басов долго не мог найти актера на роль Генриха Шварцкопфа, хотя съемки уже начались. Однажды мы – Басов, художник, оператор и я – поехали на поиск натуры во Львов. А в это время Саратовский театр, где работал Олег, гастролировал там. И вот сидим в ресторане, заходит Олег. Я была поражена: такая внешность – редкость величайшая, потому что в 1917-м и 1929-м просто вырезали всех, имевших породу. А тут такой красавец... Я сказала Басову: «Смотри, твой Генрих пришел!» Но он ответил: «Таких лиц у актеров не бывает. Скорее это какой-нибудь физик». Мы уехали. А через неделю, уже в Москве, Басов прибежал счастливый со студии: «Надо же! Твой-то и правда оказался артистом. Генрих у нас есть!»

...СПЕТЬ, НЕ ИМЕЯ СЛУХА
Главный режиссер «Ленкома» Марк Захаров решил присмотреться к молодому Янковскому после другой роли: Евгений Леонов рассказал ему удивительную историю со съемок фильма «Гонщики». Автомобиль, за рулем которого был Олег, перевернулся и загорелся. Куртка на актере сгорела, но сам он совершенно не пострадал. Захаров, записав фамилию счастливчика на бумажке, чтобы не забыть, отправился в Саратовский драмтеатр. «Он мне показался человеком достаточно способным, – вспоминает режиссер. – И первым делом я назначил его в музыкальный спектакль «Автоград-XXI». Главный герой, директор завода, должен был петь. Янковский сразу предупредил, что у него со слухом не всё благополучно.
Я сказал, что ничего страшного, у нас вокально-инструментальный ансамбль, они помогут. Но оказалось, что проблема серьезнее, чем я представлял. Пришлось вместо пения перейти на речитатив. А в нужном месте один из артистов Олега щипал – только так тот понимал, что пора вступать».

...ВДОХНОВИТЬ СВОИМ НЕДОСТАТКОМ
Все режиссеры сходились на том, что Янковский обладал безупречно киногеничной внешностью. Однако сценарист картин Захарова «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен» Григорий Горин отмечал, что был у актера и недостаток. Но даже недостаток этот вдохновлял. «Олег Янковский так прочно вошел в мою жизнь и фильмы, что я готов о нем рассказывать долго, восторженно и по возможности… в стихах. Впрочем, стихи, ему посвященные, возникали не всегда от избытка восторга. Иногда – от трудностей в работе, – признавался Горин. – Скажем, во время озвучания фильма «Тот самый Мюнхгаузен» выяснилось, что великолепный на вид барон Карл Фридрих Иероним разговаривает с каким-то саратовским акцентом и с большим трудом выговаривает некоторые выражения, присущие германской аристократии. В частности, его супруга баронесса Якобина фон Дуттен-Мюнхгаузен в его устах именовалась… «Якобы… биной… б-р-нессй фнддттн…» Вот тогда я и написал первое стихотворное послание Олегу: «Есть у природы погрешности, с этим придется смириться нам: мне не достичь твоей внешности. тебе не достичь моей дикции…» Зато в следующем фильме «Дом, который построил Свифт» Олег работал безукоризненно, поскольку на протяжении почти всего фильма декан Свифт не разговаривал, а молча смотрел… Молча же смотреть на этот мир никто не может лучше Янковского».

...БЫТЬ СЛЕСАРЕМ И... ГАФТОМ!
Друзья и коллеги Янковского вспоминают, что семья играла в его жизни огромную роль. Актер гордился прозвищем Дед, которое получил в театре после рождения внуков. А сына Филиппа просто обожал и в детстве старался всегда брать его с собой на съемки. Филипп вспоминает в связи с этим забавную историю: «Дело было на съемках в Сочи. Я в детстве ужасно любил приторный напиток типа какао и пончики. И вот я закапризничал, мол, хочу пончики. «Да где же я тебе возьму эти пончики?» – удивился отец. Местные жители подсказали, что в порту есть кафешка, в которой есть и пончики, и приторное какао. Когда мы вошли в это заведение, сразу поняли, что это ужасное место, куда забредает одна пьянь. А папа, как всегда, выглядел очень элегантно в белом костюме. Я с радостью ел любимые пончики, а отец стоял рядом, стараясь ни к чему не притрагиваться. И вдруг, покачиваясь, к нам приближается человек с кружкой пива. Он шмыгнул носом и спросил с вызовом: «Ты артист?» «Нет, я слесарь», – быстро ответил папа. Товарищ растерянно ответил: «Ну, извини». Мол, обознался. Любителю пива даже в голову не пришло, что слесари в таких костюмах не ходят. Отец всегда был очень убедителен». Как правило, Янковского всё же узнавали. Но порой неожиданным образом. «Папа, мама и я отдыхали в Болгарии вместе с Михаилом Козаковым и его женой, – вспоминает Филипп. – Вечером прогуливаемся по набережной. Впереди Олег Иванович с Михаилом Михайловичем. А я иду сзади. И слышу семейную пару, которая прошла навстречу отцу и Козакову. Муж: «Ты видела, видела, кто только что прошел мимо нас? Ну как же ты не заметила? Это же наши самые любимые актеры – Гафт и Киндинов!» Когда я, догнав «любимых актеров», рассказал об этой сцене, они не сразу мне поверили. А потом долгие годы подшучивали друг над другом, кто же из них Гафт, а кто Киндинов».