Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
НИКОЛАЙ ЕРЁМЕНКО: "НИ ГАМЛЕТ, НИ РОМЕО МЕНЯ НЕ ИНТЕРЕСОВАЛИ"
E06 06 c 2
E06 06 c 3
E06 06 c 5
E06 06 c 4
E06 06 c 6
E06 06 c 7
14 февраля актеру Николаю Еременко-младшему исполнилось бы 70 лет. Фильмы с его участием – классика кинематографа, а его уникальную популярность трудно превзойти. «Наверное, во мне есть черты всех моих героев», – говорил о себе актер. Истории из его собственной жизни – тому подтверждение. Однажды он...

...НЕПРАВИЛЬНО ПЕРЕХОДИЛ УЛИЦУ
Николай Еременко родился в Витебске в семье известных артистов Николая Еременко и Галины Орловой. Детство мальчика проходило за кулисами тетра. Однажды Коля так увлекся играми, что совершенно забыл – на сцену нельзя. Он вышел из-за кулис прямо во время спектакля, подошел к маме, находящейся в образе, и попросил поправить ему штанишки. Срочная команда «Занавес!» остановила спектакль, но продолжить в хохочущем зале артисты так и не смогли. «Когда Коля был ребенком, мы и не думали, что он станет артистом. Он увлекался приключенческой литературой, любил гулять с мальчишками, увлекался лыжами, коньками, футболом, плаванием», – вспоминает Галина Александровна Орлова. «Во дворе у меня была кличка Артист – из-за родителей. Меня оскорбляло это прозвище, ведь у других были более хулиганские!» – вспоминал сам актер. В 12 лет Коля впервые снялся в короткометражном кино. Это был фильм по заказу ГАИ, посвященный правилам дорожного движения, и в кадре Коля неправильно переходил улицу.

...БЕГАЛ С ВИЛКОЙ ЗА ГВОЗДИКОВОЙ
Во ВГИК Еременко поступил со второй попытки, и не без помощи отца. Еременко-старший лично привез его к своему учителю Сергею Герасимову, который вместе с Тамарой Макаровой набирал новый курс. Герасимов с парнем побеседовал, попросил что-нибудь прочитать. А Николай будто язык проглотил. «Нахальнее надо быть, молодой человек», – сказал ему режиссер. А позже пообещал: «Я из этого парня артиста сделаю». Обаяние Коли Еременко сделало его всеобщим любимцем – он был самым заметным студентом на курсе. И самым влюбчивым. По легенде, он поочередно влюбился во всех четырех Наташ-однокурсниц: Белохвостикову, Бондарчук, Гвоздикову и Аринбасарову. «Помню, Коля писал мне записки, а Наташа Бондарчук их перехватывала – была уверена, что записки ей, – вспоминает Наталья Гвоздикова. – А однажды Коля мчался за мной с алюминиевой вилкой наперевес и кричал: «Как так?! Ты предпочла другого?!» Педагоги Колю любили, хотя учился он не очень. С курса на курс его переводили с пометкой «условно», а на доске у деканата регулярно появлялись выговоры студенту Еременко – за прогулы, «хвосты» и хулиганство. Восемь «строгачей» за время учебы! Тем не менее диплом Еременко защитил на «отлично». «А Сергей Герасимов из почти двухсот своих учеников снял меня аж в шести своих картинах: «У озера», «Любить человека», «Красное и черное», «Юность Петра» и других. Больше у него только его жена Тамара Федоровна снималась», – рассказывал Николай Еременко.

...СТАЛ МЛАДШИМ В ТИТРАХ
Съемки в картине «Красное и черное», где Николай Еременко сыграл главную роль – Жюльена Сореля, были сложными: актер просто валился с ног. Обычно после прогона Сергей Герасимов сажал Николая в машину и вез к себе домой, там его кормили обедом, он сорок минут отдыхал, потом – снова на площадку. Но именно эта картина сделала Еременко актером номер один: в 27 лет на него обрушилась сумасшедшая слава. «Такую популярность сегодня невозможно даже представить. В Колю были влюблены все девушки Советского Союза, и выйти с ним на улицу тогда было просто невозможно», – рассказывает друг актера режиссер Карен Шахназаров. Поклонницы пачками слали письма, а особо восторженные – подарки: кольца с бриллиантами, золотые запонки... Конечно, актер отсылал всё обратно. А однажды поклонница забралась через балкон прямо к Еременко в квартиру. «Девушка вдруг возникла в комнате из-за занавески, и я чуть не лишился дара речи от неожиданности. Опомнившись, сразу же ее выдворил», – вспоминает актер. Именно после этого фильма в титрах у актера Николая Еременко появилась добавка «младший». Первоначально и отца, и сына писали в титрах просто «Николай Еременко». Но со временем зрители стали путаться. «Отец рассказывал, что когда появился фильм «Красное и черное», к нему подошла женщина и на полном серьезе сказала, что он удивительно молодо выглядит в картине. И наоборот, после «Вечного зова», где снимался отец, ко мне подходили с недоумением: «В титрах написано «Николай Еременко». Все глаза проглядели, не можем найти. Вас что, вырезали?» Чтобы каждый раз не объяснять, стали писать «старший» и «младший», – рассказывал Николай Еременко-младший.

...ПАЛ С ВЫСОТ ИСКУССТВА
После «Красного и черного» Николая Еременко ни в какую не хотели утверждать на роль в фильме «Пираты ХХ века» — привыкли видеть в актере лишь героя-любовника. И тогда Еременко на очередных пробах просто снял рубашку и крутанул сальто. Вид его рельефных бицепсов убедил режиссера лучше любых слов. «Пираты ХХ века» стал самым кассовым фильмом в истории нашего кино. Фильм обошел и оскароносную мелодраму «Москва слезам не верит», и фильм-катастрофу «Экипаж», а непобедимый механик Серега в исполнении Еременко стал первым суперменом СССР. Открытки с его изображениями продавались во всех киосках, а журнал «Советский экран» назвал Николая Еременко лучшим актером 1981 года. И это очень удивило самого актера. «С одной стороны, радостно, а с другой – как-то не по себе. Играешь Стендаля – тебя не называют лучшим, играешь моториста, который дерется и плавает, – называют. Выходит, я премию Ленинского комсомола получил за то, что хорошо плавал? Да и от любителей «Красного и черного» я получал гневные письма: «Как вам не стыдно?! Как вы могли так низко пасть с высот искусства?!» – говорил актер. – А другие зрители, наоборот, восторгались и просили выслать инструкции по каратэ. А Брежневу так нравилась эта картина, что ее за ним возили. Правда, он всё время забывал, кто там наш, а кто не наш, и спрашивал: «Это наш его?» – «Наш, Леонид Ильич!» – «Молодец!»

...БОРОЛСЯ С ВОЗМУЩЕННЫМ УДАВОМ
В 1970-е годы Николай Еременко снялся в любимых зрителями фильмах «Хождение по мукам», «Трактир на Пятницкой» «Тридцать первое июня» и других, а в 1980-е годы самой заметной стала его роль лорда Эдуарда Гленарвана в фильме «В поисках капитана Гранта». Но сам актер не любил этого персонажа. «Я больше люблю играть отрицательных героев. А Гленарван был идеальным мужчиной – не за что зацепиться, чтобы выстроить характер!» – говорил он. Партнершей Николая Николаевича на съемках была актриса Тамара Акулова. «Один раз сделали для съемок такую грязь, что лошади увязли по колено. А тут вдруг сломалась телега, и мне стало по-настоящему страшно, – вспоминает она. – В этот момент по тексту я должна была кричать своему «мужу», которого играл Ерёменко: «Лорд Эдуард! Помогите мне!» Какой там лорд Эдуард! Я чувствую, что сейчас упаду в эту грязь, не смогу подняться, и кони меня затопчут. И я заорала: «Коля! Еременко! Помоги!» Так и оказалось в черновой фонограмме: все в образе, все играют, а я Колю зову». Самый смешной эпизод на съёмках этого фильма произошел тоже с Еременко. По фильму, актера должен был душить удав. Сначала долго искали этого самого удава, наконец нашли, но дрессировщики забыли предупредить, что осенью (а именно тогда проходили съемки) удавы засыпают. «Он и спит – не разбудишь, как ни старайся, – вспоминает Тамара Акулова. – Пришлось наматывать спящего удава Коле на шею, а Еременко его отталкивал, как будто бы он с ним и правда боролся. В конце концов удав всё-таки проснулся и разными способами начал демонстрировать свое возмущение. Всем, кроме Ерёменко, было очень смешно. А съемка сорвалась».

...СТАЛ ПАПОЙ-КЛЯПОЙ
Женился Николай Еременко рано – сразу после окончания ВГИКа. Его супругой стала Вера Титова, которая работала в секретариате института. Вскоре у них родилась дочь Оля. «Я называла папу Кляпой, а он меня – Козой, – вспоминает Ольга Еременко. – Помню, как с фильмом «Красное и черное» папа поехал во Францию. Тогда в СССР ничего не было, и мама написала список, что привезти. Вернулся отец с огромным чемоданом. Как мама обрадовалась! Открыли, а он доверху набит изумительной красоты детскими платьицами, юбочками, кофточками. «А мне?!» – спросила мама. «Извини, Вер! Зашел в детский магазин и не смог остановиться, грохнул все суточные». Иногда папа становился к плите – готовил два коронных блюда: белорусские драники и жареную картошку. Мы пробовали повторить, но у нас ни разу не вышло так вкусно. А вот гвоздя вбить не мог: вешаем с ним картину, нахимичим, изуродуем стену, а мама придет и в момент всё переделает». Дочь Николая Еременко актерскую династию не продолжила. Она окончила Институт иностранных языков и преподает. А вот внучка актера Аня, говорят, пошла в знаменитого деда и уже вовсю демонстрирует актерский талант. «Аня постоянно в образе: то старушку изображает, то принцессу. Если раскапризничается, заплачет, тут же бежит смотреться в зеркало: «Как я выгляжу в слезах?», – рассказывает Ольга.

...ЗАСТАВЛЯЛ РАЗГАДЫВАТЬ ШАРАДУ
«Ни Гамлет, ни Ромео меня никогда не интересовали. Вот Плюшкин – это да! Кинобиография моя, правда, складывалась в основном из «современников», но и здесь я, надеюсь, борозды не портил, – говорил народный артист России Николай Еременко. – В отличие от многих моих героев, я не романтик, я реалист. Я артист, я не играю, только когда на диване лежу. Попытки попробовать себя в иных качествах были единичными: как-то в рекламе «отметился», рискнул на эксперимент над собственными голосовыми связками – спел в Театре эстрады. Как режиссер снял фильм «Сын за отца», в котором играл вместе с отцом. И за мое кино мне не стыдно». «Он заставлял всех разгадывать шараду, которой был», – как-то сказала о нем актриса Наталья Белохвостикова.