Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
МИХАИЛ ЕФРЕМОВ: «МОЯ ЖИЗНЬ – ОДИН БОЛЬШОЙ КРИЗИС»
E45 08 c 2
E45 08 c 6
E45 08 c 4
E45 08 c 5
Однажды Михаил Ефремов сказал, что вся его жизнь – один большой кризис. «Мне интересно жить. Постоянно возникают ситуации, с которыми трудно справиться. Они раздражают, бесят, выводят из себя, но именно в них – жизнь. А иначе – ску-ко-та!» – объяснил он. 10 ноября артисту исполнится 55 лет, и за эти годы он с успехом справился с...

...ГРУЗОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Когда твой отец – известнейший актер, мама – звезда театральной сцены, один дед – легенда оперной режиссуры, а второй создал чувашскую письменность, это поневоле держит в тонусе. Впрочем, сам актер к величию предков относится спокойно и говорит: «Я не знаю, как можно жить по-другому. Я никогда не был не сыном Олега Ефремова, поэтому без этого груза величия себя и не представляю». Конечно, Михаил ощутил на себе все «прелести» жизни актерского ребенка. Его мама Алла Покровская признается: «Через 18 дней после рождения Миши я пошла играть.
Я никогда не занималась им так, как надо, а тогда мне казалось, что это – норма, поскольку сама редко видела своих родителей, что не мешало нам очень любить друг друга. Мне казалось, что если у тебя такие родители, то расти, как трава, и вырастешь достойным. Теперь я понимаю, что это не так». Сам Михаил признается, что сценой в детстве не грезил – он увлекался математикой и историей, а еще мечтал стать... таксистом. Но артистические задатки перевесили. А уж проявить их было где – на сцену МХАТа актер вышел еще мальчиком. И, конечно, имел возможность многому поучиться у игравшего там отца. Например, в 12 лет Миша играл в спектакле «Утиная охота», главная роль в котором была у Ефремова-старшего. В одном из эпизодов Миша выносил главному герою траурный венок. «Мне тогда чуть плохо не стало, – признается Михаил. – Вышел на сцену – и оторопел: отец лежит – не шелохнется, цвет лица совсем не его. Я испугался, пячусь назад. Лихорадочно соображаю, как бы сообщить, чтобы занавес дали. А отец вдруг глаза открывает... В общем, я едва в себя пришел, отыграл как в полусне, реплики подавал еле слышно. Отец потом укоризненно сказал: «Мог бы и погромче говорить».

...НЕОБЫЧНЫМИ РОЛЯМИ
Первую роль в кино Михаил тоже сыграл вместе со своим отцом: в фильме «Дни хирурга Мишкина» Олег Ефремов был, собственно, Мишкиным, а его настоящий сын сыграл экранного. Сам Михаил тепло вспоминает следующий свой фильм, «Когда я стану великаном», – к нему знаменитый отец уже отношения не имел, так что роль подросток получил все-таки благодаря своему таланту. «На пробы в «Когда я стану великаном» пришел не только я – на главную роль мы вдвоем с одним парнем пробовались, – рассказывает он. – Я еще и ногу сломал – есть даже кадры, где прихрамываю, потому что мне только что гипс сняли. Полфильма эту ногу разрабатывал...» А еще Михаилу с детства везет на... женские роли! В шестом классе он играл в школе Снегурочку и специально для этой цели выкрал мамин парик. В фильме «Всё наоборот» его герой, чтобы попасть в дом к девочке, которая ему нравится, переодевается школьницей. В комедии «Супертеща для неудачника» женский костюм спасает героя Ефремова от мафии. А вот в психоделической комедии «Кошечка» актер сыграл настоящую женщину, да еще и балерину. «Моя мама училась вместе с женой Мариса Лиепы. И детьми мы отдыхали вместе с Альгисом, Илзе и нашими мамами. В детстве я видел первый состав балета «Спартак», и это произвело на меня неизгладимое впечатление. Вот что связывает меня с миром балета, – говорит актер. – Я понимаю, какой это огромный труд. Я даже знаю, что на пуантах трудно стоять! Меня в детстве мама водила показываться в балетное училище». Что касается самой роли, то Михаил признался, что сложнее всего ему было играть в колготках и держать спину прямо. А лучше понимать женщин он после этого всё же не стал.

...АРМЕЙСКИМИ БУДНЯМИ
В отличие от многих других детей знаменитостей, Михаил честно отдал долг Родине – и служил в обычных войсках ПВО. Он отправился туда после первого курса Школы-студии МХАТ. «Какой-то парень довез меня до части в Вышнем Волочке на багажнике велосипеда, – рассказывает он. – Это было часов в одиннадцать вечера. А утром как заорали: «Рота, подъем!» Я подумал: «Ну всё – привет. И это на два года?» У мамы моей до сих пор хранятся письма первых двух недель моей службы, где я просил: «Сделайте хоть что-нибудь, я буду вести себя хорошо». Тем не менее в армейский коллектив актер влился успешно, и воспоминания об армии у него вполне позитивные. Хотя на гауптвахту Ефремова отправляли часто. «У меня было много суток «губы» – я же хулиганистый человек, – признается он. – А последняя «губа» была такая. За неделю до дембеля мы с Лешкой Ткачевым – армейским товарищем, с которым я до сих пор дружу, – пошли в самоход. В Вышнем Волочке всего два ресторана: «Березка» и «Цна», названный так по имени речки. И нет бы нам пойти в более гражданский, «Цну». А мы заявились в «Березку», где часто сидели офицеры. Сначала они на нас не обращали внимания. Все же знают, что мы почти дембеля. Уже и приказ вышел, нам идти через неделю. Но мы поддали немного, стали итальянские песни петь, маршировать. В общем, нас забрали на «губу», где мы и просидели три дня. А после еще и устроили дембельский аккорд: приказали покрыть потолок караульного помещения щитами, покрасить их в два слоя водоэмульсионкой и узор нанести через трафарет. Если бы мы делали это вдвоем, ушел бы месяц. Но два взвода сделали это часа за четыре».

...ЧУЖОЙ ЖЕНОЙ
Пятую жену актера, звукорежиссера и преподавателя музыки Софью Кругликову, женщины до сих пор благодарят за советы по обращению со сложными мужьями, которые она как-то дала в одном интервью. Действительно, супруг ей достался непростой, но не зря же он смог очаровать целых пять женщин! А последнюю и вовсе увести у молодого симпатичного иностранца. На момент их знакомства Софья была замужем за гражданином Франции, но работала в России, на студии в Центральном доме актера. «Стандартный рабочий день начинался в полдень и длился около двенадцати часов. В полночь, отработав смену, мы, как правило, шли ужинать в клуб «Маяк», располагавшийся в здании Театра имени Маяковского. Ели, болтали и часа в три ночи отправлялись по домам. Сюда же приходили после спектаклей артисты.
Я часто видела Ефремова. Пару раз он подсаживался за наш столик и спрашивал: «Ну что, пойдешь за меня замуж?» «Конечно», – отвечала я, и он, довольный, уходил, – вспоминает она. – В ноябре 2002 года Ефремов справлял в «Маяке» свой день рождения. Миша в третий раз, как в доброй русской сказке, подошел и спросил: «Ну что, выйдешь за меня замуж?» «Да», – снова ответила я. И он уже не отошел». В итоге Софья променяла Париж на жизнь с российским артистом и не жалеет об этом. Возможно, секрет их долгого и счастливого брака в том, что она умеет сглаживать недостатки мужа. Например, обнаружив, что Михаил любит репетировать роли по ночам, Софья установила в его кабинете звуконепроницаемые двери. А еще в том, что, имея троих маленьких детей, она не бросила любимую работу. «Муж много раз предлагал мне заниматься только детьми и домом. Не знаю, сколько бы тогда продлилась наша совместная жизнь, – говорит Софья. – Может, от скуки я запилила бы его до невозможности. Любому мужчине интересна женщина, которая интересна кому-то еще. Время от времени Миша подтверждает свою заинтересованность ухаживаниями. Уже много лет носит мне тюльпаны охапками. Миша знает, что я слышу, как они звучат, – я же звукорежиссер. Тюльпаны хрустят в руках, и этот звук мне почему-то приносит особое удовольствие».

...ТВОРЧЕСКИМИ ДЕТЬМИ
Актер часто повторяет, что считает себя плохим отцом, ведь со своими шестью детьми он проводит не так много времени из-за работы. Но его домашние думают иначе. Например, жена Софья признается: «Миша незаменим, если нужно успокоить ребенка. Все матери знают, что у грудных детей случается безутешный плач, когда не помогают ни кормление, ни поглаживание по животику. Миша всегда чувствовал, когда я не справлялась. Он приходил, брал малыша на руки и запевал песню, ребенок мгновенно замолкал. У Ефремова невероятное количество энергии. И если Миша направляет ее на ребенка, тот чувствует это». Для старших детей у актера другой принцип воспитания. «Я воспитываю их... невмешательством, – признается он. – Особенно сыновей – они у меня уже взрослые, состоявшиеся личности. Однажды мой второй сын Николай попал в милицию – я его подверг на месяц остракизму. И что? И ничего. Он сам вне зависимости от моего с ним общения сделал все необходимые выводы. Не думаю, что навязывать парням свой литературный вкус, в котором и сам сомневаюсь, – правильное решение. Главное, чтобы они прочли Библию, Тору и Коран. Это не религиозные книги, это духовная литература, которая многое объясняет». Старшие дети Ефремова, Никита, Николай и Анна-Мария, успешно идут по стопам отца, а про младших, Веру, Надежду и Бориса, родителям часто говорят: «Какие у вас классные ребята!»

...СОБСТВЕННОЙ НЕИДЕАЛЬНОСТЬЮ
К себе актер относится с иронией, но недостатков своих не стесняется. К примеру, он не скрывает, что не любит музыку. И это при жене-звукорежиссере! «Совсем. Никакую. В машине у меня только «говорящие» радиостанции, – признается Михаил. – Хотя для одного спектакля я научился играть на фортепиано «Лунную сонату». До этого ни разу в жизни ничего подобного не делал, но сцена была устроена так, что зритель сидел почти вплотную к нам, актерам. Поэтому не было никакой возможности включить фонограмму и делать вид, что играешь. Разумеется, ни о какой правильной постановке пальцев и прочих тонкостях речь не шла, но через две недели я прилично играл это произведение. И, признаюсь, было очень приятно слышать шепоток в зрительном зале: «Сам играет! Сам!»