Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ НАЗАД
НЕ ВЕШАТЬ НОС, ГАРДЕМАРИНЫ!
E33 06 c 2
E33 06 c 7
E33 06 c 4
E33 06 c 5
E33 06 c 6
30 лет назад на экраны вышел фильм Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» Его героев тут же прозвали «русскими мушкетерами», ведь погонь, драк и приключений в истории выпускников навигацкой школы не меньше, чем в книге Дюма. Да и в истории съемок самого фильма тоже!

«ГДЕ БУМАГИ? ОТДАЙ БУМАГИ!»
Этот фильм мог бы вообще не состояться, если бы не... пожар. Рукопись романа Нины Соротокиной «Трое из навигацкой школы», на котором основан сценарий «Гардемаринов», режиссер поначалу приняла с большой неохотой. «Начиналось вот как, – вспоминает Светлана Дружинина. – Сидела женщина с большой-большой сумкой, из нее тянулась коричневая шерстяная нитка. И женщина, не глядя на дверь, потрясающе быстро вязала. Но когда она достала из этой кошелки огромную папку для бумаг, я вдруг вспомнила потрясающий рассказ Чехова в исполнении Раневской. Когда главный герой долго слушал чтение графоманки, которую играла Раневская, а потом не выдержал, взял книжку и бахнул ее по башке». Дружинина папку вежливо приняла, но читать не стала и закинула куда-то на антресоли – она была уверена, что имеет дело с такой же графоманкой. Но через некоторое время в квартире режиссера случился пожар. Сгорели все бумаги, а вот та самая папка уцелела. Просто она попалась на глаза мужу Дружининой, оператору Анатолию Мукасею. И он так зачитался, что утащил папку в своей кабинет, а там огонь до документа не добрался. «Это был знак свыше. Я поняла, что должна сделать «Гардемаринов», чего бы мне это ни стоило», – признается Светлана Сергеевна.

«НИ МИНУТЫ ДЛЯ ЛИЧНОГО СЧАСТЬЯ! ВСЁ — ОТЧИЗНЕ!»
Поначалу Светлана Дружинина собиралась не только снимать фильм, но и играть в нем. Для себя она выбрала роль графини Анны Бестужевой. «Я подумала, какая хорошая будет роль, если я в начале появлюсь в роскошном платье роскошная красавица. Потом будут обо мне всё время говорить-говорить-говорить, а потом – сразу сцена в рубище, с крестом. Понимаете, какая уникально выигрышная работа?» – признается режиссер. Уже были сшиты костюмы по меркам Светланы Сергеевны, когда она поняла, что играть роль и одновременно руководить съемочным процессом слишком хлопотно. «Я сказала: «Дайте-ка мне сюда художницу по костюмам Арину Путиновскую», – вспоминает Дружинина. – И говорю ей: «Сядь, а то упадешь, и все здесь присутствующие тоже сядьте. Потому что режиссер Дружинина отказывает в роли актрисе Дружининой». Все заговорили: «С ума сойти! Уже завтра снимать!» – и начали меня умолять, упрашивать. А я говорю: «Всё-всё-всё, спокойно! Есть потрясающая актриса!» И на следующий день к нам в группу пришла Нелли Пшённая – удивительная, красивая, талантливейшая актриса. Все туалеты и парики как будто были для нее сделаны. И роль-то была ею прекрасно сыграна!» Драму графини Светлана Сергеевна не сыграла, зато очень драматичными для нее вышли сами обстоятельства съемок. На шестой день съемочного процесса Дружинина, обладательница третьего разряда по конному спорту, не устояла перед искушением сесть в седло. «И скакала, и всё было нормально. Просто это было бороненное поле, заросшее травой, и когда я соскакивала, нога попала в щель в земле, которая была закрыта высокой травой», – рассказывает она. Впрочем, панику режиссер разводить не стала. Об этом до сих пор с восхищением вспоминает игравшая Анастасию Ягужинскую Татьяна Лютаева: «Когда ее везли в больницу, она села в машину белая-белая, как бумага. И такая красивая! Сидит, терпит боль. Представляете, там двойной перелом, не помню точно какой, но тяжелый. А она просто сидит, как лебедушка белая. Это надо же, как человек умеет держать удары и терпеть боль!» Потом Дружинина часто шутила, что «Гардемарины» были сняты на двух костылях.

«КОНЬ ДА ПУТНИК, АЛИ ВАМ НЕ ТУГО?»
От лошадей пострадал и исполнитель роли Алеши Корсака Дмитрий Харатьян. Актерский опыт у молодого человека к тому времени был – фильм «Розыгрыш» с его участием гремел на всю страну. А вот с опытом верховой езды было сложнее. Дело в том, что Дмитрий очень боялся лошадей. И хоть в «Гардемаринах» без скачек было не обойтись, уменьшению страха эти съемки не способствовали... «Лошадь – это живое существо. Мало ли что ей в голову взбредет? Никогда нельзя быть уверенным, что ты справишься с этим огромным, многокилограммовым организмом, – говорит актер. – Однажды мы снимали проскоки, ипподром выделил нам спортивных лошадок. Включилась камера. Моя лошадь как рванет вперед! Она, видимо, решила, что к финишу должна прийти первой во что бы то ни стало. Всё закончилось тем, что она перепрыгнула через какое-то препятствие, я даже не успел обратить внимание, что это было. Я вылетел из седла, перелетел через ее голову, успел заметить ее возмущенный взгляд и упал. Лошадь не останавливаясь перепрыгнула через меня и поскакала дальше. Меня накрыло плащом, я, путаясь в шнурках, вскочил на ноги, сорвал с головы этот плащ и с воплем: «Сейчас, подождите, будем продолжать съемку! Всё переснимем!» – бросился догонять животное. Всё это снималось на пленку. Оператор, наверное, думал, что ему удалось запечатлеть последний подвиг Харатьяна...» Впрочем, впоследствии актер смог избавиться от своей фобии. Как-то раз, исполняя на концерте песни из «Гардемаринов», он даже выехал на коне на сцену.

«ДОРОГИ ЛЮБВИ У НАС НЕЛЕГКИ»
Одну из самых романтичных сцен фильма, свидание Софьи и Алеши в лесу, актеры вспоминают со смехом: процесс ее съемки оказался очень комичным. «Режиссер Светлана Дружинина и оператор Анатолий Мукасей придумали красивую романтическую сцену – снимали через веточки, листочки, – рассказывает исполнительница роли Софьи Ольга Машная. – Я бегу навстречу Алеше, бегу-бегу, березки-кустики – и из кадра невольно выбегаю. Дубль за дублем, пленка уходит. Тогда рабочим канатом меня привязали за ногу, камеру поставили в середину, а меня пустили, как пони, по кругу. И вот я с Алешей встретилась, обнимаю так, чтобы всего его ощутить, но не целую, а Харатьян удивляется: «Почему? Давай, как в Голливуде!» А мне хотелось не как в Голливуде, а такую настоящую русскую женщину сыграть, у которой любовь – это и нежность, и жалость, и страсть. Такой я видела свою Софью. Сняли любовь и как в Голливуде, и как по-русски. В картину вошел мой вариант».

«СПИРТ ПРИ ВАШЕМ ТЕЛОСЛОЖЕНИИ — ЯД!»
Актрису на роль Анастасии Ягужинской искали долго: нужна была редкая красавица с аристократическими манерами и тайной в глазах. Светлана Дружинина уже отчаялась, когда ее сын, в то время учившийся во ВГИКе, сказал, что у него есть на примете «шикарная мочалка» – так тогда называли привлекательных девушек. Для Татьяны Лютаевой эта роль стала первой в кино. «Я переживала чудовищно, – признается актриса. – Но Светлана Сергеевна обладает даром показывать, как надо. И я, в принципе, обезьянничала. Она показывала, как мне нужно сыграть сцену, я смотрела на нее и повторяла всё один к одному». Конечно, с молодой актрисой случались и курьезы. К примеру, погоню в поле из-за трудностей с погодой снимали частями. Солнце то выходило, то заходило, а пока оператор ловил нужное освещение, артисты заскучали. Под вечер кто-то принес коньяк, и все решили согреться, потому что ситуация выглядела безнадежной. Все были уверены, что сцена не состоится. И тут актеров вызвали в кадр – солнце появилось на целых 10 минут! По сценарию, де Брильи, бросив карету, должен был бежать за Корсаком в лес, а Ягужинская – молча страдать возле экипажа. Но после команды «Мотор!» Татьяна Лютаева вдруг бросилась за исполнителем роли де Брильи Михаилом Боярским с криком: «Сережа!» «Стоп! Какой Сережа? Ты что? Ты куда побежала? Ты просто стоишь и страдаешь у кареты. Мы снимаем твой крупный план!» – осадила ее Дружинина. Но... «Опять выбегает Дима, за ним Михаил Сергеевич, а я стою у кареты и кричу: «Сережа! Сережа!» – вспоминает Лютаева. – Светлана Сергеевна говорит очень зло: «Умер Сережа!» А я ей: «А, очень жалко». У всех после этого была просто истерика. А она на меня накричала, но потом тоже хохотала до слез. С тех пор я во время работы, скажем так, не греюсь». Впрочем, крупный план актрисы, которая переживала из-за режиссерской выволочки, оператор всё же заснял – и на экране страдания получились очень натуральными. А через некоторое время у Татьяны Лютаевой появился еще один весомый повод «не греться» – съемки она заканчивала беременной дочкой Агнией.

«РУБЛЕНЫЙ ДОМ, ИЗ КОТОРОГО ВАЛИТ ДЫМ!»
Михаил Боярский на момент съемок был настолько популярным, что это сказалось на герое. У Нины Соротокиной Серж де Брильи – человек унылый и малопривлекательный. А за Михаилом Сергеевичем табунами следовали поклонницы. Иногда это даже мешало съемочному процессу. Например, знаменитую сцену в бане снимали в обстановке большой секретности и всех зевак постарались разогнать. Но слух о том, что Боярский пробежится по лесу в чем мать родила, все-таки дошел до фанаток, и они спрятались за кустами. Так что актер, изображавший убегающего от банщика де Брильи, выбежал прямиком на них. Увидев затаившихся поклонниц, Боярский расхохотался и помчался обратно на съемочную площадку, но не учел, что там тоже находятся дамы – им пришлось спешно отворачиваться. Кстати, зрители после выхода фильма искренне недоумевали, почему Анастасия Ягужинская предпочла такому мужчине какого-то юнца Белова.
Между прочим, в конце августа Светлана Дружинина планирует наконец приступить к съемкам фильма «Гардемарины-4, или 1787», действие которого будет разворачиваться в период русско-турецкой войны.