Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ПЕРМСКИЙ ВЗГЛЯД
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
%d0%9c%d0%98%d0%9a%d0%9e%d0%92
%d0%9c%d0%98%d0%9a%d0%9e%d0%92 2
ПАВЕЛ МИКОВ: «ЛЮДИ ОБРАЩАЮТСЯ К ОМБУДСМАНУ, КАК ИМ КАЖЕТСЯ, В БЕЗВЫХОДНЫХ СИТУАЦИЯХ»

Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Павел Миков рассказал «Эфиру», с какими жалобами к нему обращаются пермяки и жители края, а также о том, почему люди должны сами уметь оказывать себе «первую юридическую помощь».

– Павел Владимирович, в последнее время Вы часто говорите о необходимости повышать правовую культуру и уровень правосознания пермяков. В этом ли кроется причина такого количества обращений в Ваш адрес – почти 3 тысячи за полгода?
– Да, количество обращений в адрес Уполномоченного не снижается – только за первое полугодие поступило 2794 обращения от почти 3700 человек (с учетом коллективных. – Прим. ред.). Это показывает не только почта, но и выездные приемы – люди идут, как они выражаются, как в «последнюю инстанцию». С одной стороны, это так и есть: миссия омбудсмана – быть посредником между обществом и властью, защищать людей от неправомерных действий или бездействия властей. Однако я считаю, что каждый человек – даже ребенок, не говоря уже о взрослом, – должен иметь представление об основных правах и механизмах их защиты. Дисциплина об основах прав человека должна быть включена в образовательный стандарт, чтобы выросло поколение грамотных людей, которые могут оказать самим себе «первую юридическую помощь». И тем не менее, как показывает практика, поддержка Уполномоченного даже при самостоятельной борьбе за справедливость не бывает лишней – об этом нам пишут благодарные пермяки, которым нам удалось помочь. Хотя есть случаи, когда приходится работать с одним обращением год и больше.

– Расскажите подробнее о таких случаях.
– Например, целый год мы помогали обрести паспорт девушке, которая 30 лет жила в Перми и все эти годы исправно платила налоги, была прописана, получила два диплома о высшем образовании, – и вдруг при оформлении документов ребенку ее признали не гражданкой России. Люди сталкиваются с несоответствием некоторых отдельных законов и регламентов – и ничего не могут с этим поделать. Мы анализируем все возможности, в том числе на уровне Федерации, опыт международный. Девушке в итоге удалось помочь, но стоит ли говорит о том, сколько времени и нервов было потрачено на то, чтобы доказать, как казалось, очевидные вещи?

– А сколько необходимо затратить энергии человеку, который, к примеру, живет в отдаленной территории, не имеет Интернета или малоподвижен…
– Разумеется, людям с ограниченными возможностями здоровья еще сложнее защищать свои законные интересы. Вот, к примеру, весной этого года одно-единственное обращение в мой адрес вскрыло проблему вполне системную и очень серьезную. Когда мы говорим о доступной среде для инвалидов, имеем в виду чаще всего доступность физическую: широкие двери в подъезд, пандусы и так далее. Но в данном обращении речь шла о доступности образовательной услуги, а точнее ее недоступности – как оказалось, в Перми нет автошколы или другого места, где можно обучиться водить машину с ручным управлением. Это же очень важно для людей, которые хотят повысить качество жизни! Чтобы пройти обучение, а оно длится около трех месяцев, инвалиду нужно поехать жить на это время в Кунгур или в Лысьву, так как это два единственных города, где можно научиться водить машину с ручным управлением. Я надеюсь, министерство образования обратит внимание на эту проблему.

– Павел Владимирович, в последнее время общество всколыхнула волна обсуждений пенсионной реформы… Как Вы видите эту ситуацию?
– Буду отталкиваться опять от цифр: только в мой адрес за это полугодие по сравнению с предыдущим периодом количество жалоб на сферу пенсионного обеспечения увеличилось в два раза. Это говорит о том, что уже сегодня в этой сфере не все процессы налажены идеально – люди жалуются на неначисление трудового стажа, индексацию пенсии и другие проблемы. А обсуждаемое повышение пенсионного возраста только усугубило страхи людей перед будущим. Что мы можем сделать в этой ситуации? Принимая необходимость обновления пенсионного законодательства в целом, я считаю важным подойти к вопросу постепенно и, что очень важно, качественно информировать обо всех шагах население. Со своей стороны, я и председатель Крайсовпрофа Сергей Булдашов написали совместное заявление о необходимости проанализировать риски этой реформы, которые видно невооруженным глазом.
Во-первых, очевидно обострится вопрос трудоустройства молодежи, когда граждане в пожилом возрасте не будут покидать рабочие места. Во-вторых, возрастает и без того острая проблема «социального сиротства» пожилых. Сегодня граждане, вышедшие на пенсию, ухаживают за своими престарелыми родителями. Если сегодняшние пенсионеры продолжат работу, их порой уже немощные родители останутся без ухода или окажутся на попечении у государства, что тоже неправильно.

– На каких проблемах еще Вы как Уполномоченный заостряете внимание властей и общества?
– Вы правильно спросили – внимание не только власти, но и общества. Ведь гражданская активность – это огромный ресурс. Я считаю, именно в государственно-общественном партнерстве создаются самые эффективные проекты. К примеру, несколько лет назад Президент России Владимир Путин утвердил государственную Концепцию увековечения памяти жертв политических репрессий. В нашем регионе с активным участием общественности эта тема остается актуальной в повестке дня. В апреле в Перми прошло выездное заседание федеральной рабочей группы с участием советника Президента России Михаила Федотова по реализации упомянутой выше государственной Концепции, на нем обсуждали развитие значимого культурного и исторического объекта на территории нашего края – музея бывшей ИТК-36 в Кучино. А в июне прошло общественное обсуждение проекта памятника Рудольфа Веденеева «Жертвоприношение», который тоже посвящен теме сохранения памяти жертв «большого террора».
Мной совместно с пермскими авторами подготовлен к изданию сборник очерков «Оставаться человеком в любых обстоятельствах». Скоро он выйдет в свет. Общественность активно участвует и в реализации других проектов, которые связаны с правам детей-инвалидов, экологической безопасностью, оценкой качества медицинских услуг.

– Павел Владимирович, что планируете на второе полугодие? Какие мероприятия будут организованы аппаратом Уполномоченного по правам человека в Пермском крае?
– Мероприятий, как всегда, очень много. В сентябре стартует конкурс научно-исследовательских работ студентов на тему «Права человека», в октябре пройдет серия мероприятий, посвященных 30-летию пермского «Мемориала» и Дню памяти жертв политических репрессий, в ноябре-декабре – наши традиционные встречи со студентами и школьниками, приуроченные ко Дню прав человека 10 декабря, и церемония награждения знаками Уполномоченного за вклад в защиту прав человека. Кроме того, правительством Пермского края планируется ряд форумов, где будут представлены площадки Уполномоченного: форум «Старшее поколение», форум «Доброволец России-2018», Общественный форум, Конгресс ученых-юристов, Семейный форум и другие.
Все мероприятия пройдут под эгидой 70-летия Всеобщей декларации прав человека и 25-летия Конституции Российской Федерации. И, разумеется, каждый день Уполномоченный по правам человека в Пермском крае продолжит служить своей миссии – быть на защите прав и законных интересов человека и гражданина.