Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ВРЕМЯ НАЗАД!
9 «А»: ОБЩАЯ ФОТОГРАФИЯ
E28 06 c 3
E28 06 c 4
E28 06 c 5
E28 06 c 6
E28 06 c 8
45 лет назад страна впервые узнала, как это неудобно, когда «ходишь, ходишь в школу, а потом – бац! – вторая смена». На экраны вышел замечательный четырехсерийный фильм «Большая перемена» о подающем надежды молодом историке Несторе Петровиче, который неожиданно стал преподавателем вечерней школы и руководителем 9 «а» класса. А ученики ему попались примечательные...

РЕШИТЕЛЬНЫЙ ФЕДОСКИН
Юрия Кузьменкова режиссер «Большой перемены» Алексей Коренев взял на роль старосты класса Ивана Федоскина без проб, ведь актер уже снимался у него в картине «Вас вызывает Таймыр». Правда, Кузьменков мечтал сыграть самого Нестора Петровича, а не его соперника за сердце прекрасной Полины. «Но Коренев без обиняков сказал: «Нет, Юра, эта роль – не твоя. Нестор у тебя получится сильным мужиком, а мне надо, чтобы это был слабый и хиленький «псих». Поэтому я даю тебе вторую роль – здорового и крепкого парня Ивана Федоскина», – вспоминал актер. – И как же он оказался прав!..» Образ рабочего удался Кузьменкову блестяще, что неудивительно, ведь после школы он окончил ПТУ и работал на заводе токарем. «Там я поступил в заводской самодеятельный театр и стал местной знаменитостью, – рассказывал актер. – После исполнения роли бандита обо мне написали в заводской многотиражке: «Если бы мы не знали Юрочку Кузьменкова как отличного парня, то подумали бы, что он отсидел в тюрьме лет семь». Этот отзыв меня окрылил. Прихватив газету с рецензией, я пошел поступать в студию при Театре имени Моссовета. Пришел сразу в приемную директора. Секретарь меня спросила: «Вы, наверное, хотите что-нибудь почитать?» А я говорю: «Да чего тут читать?! Вот газета, в которой обо мне уже всё написано». Дама, удивившись такому нахальству, директора всё же позвала. Тот поговорил со мной, убедился, что я не сумасшедший, и предложил подготовить программу и прийти на прослушивание. Что удивительно, поступил я легко». После выхода «Большой перемены» на экраны Юрий Кузьменков стал очень популярен. «Мне просто проходу не давали, – признавался он. – Однажды произошел курьезный случай. Иду по улице Горького. Вдруг из ресторана ВТО выбегает совершенно незнакомый человек и кидается ко мне с громким криком: «Товарищи, посмотрите, кто перед вами! Это же величайший артист современности, потрясающий Юрий Кузьменков». Я прямо растаял от таких слов. А мужик подбегает и тихо говорит: «Юр, дай трояк, а?» Опешил я. Что делать? Не дашь денег после таких комплиментов, этот «поклонник» какой-нибудь скандал учинит. Достал купюру из кошелька и отдал ему. Он довольный ушел, а я рассмеялся и подумал: «Вот куда актерская-то слава может завернуть!»

УПРЯМЫЙ ГАНЖА
Исполнитель роли хулиганистого Ганжи Александр Збруев и в жизни доставил режиссеру хлопот. По сценарию, мужчин должны были одеть в робу, ведь ученики 9 «а» – рабочие завода. Но Збруев надевать ее отказался категорически. Он настаивал на том, что Ганжа – парень с характером и должен выделяться даже своей манерой одеваться. Режиссер сначала негодовал: «Человек не может работать на заводе в замшевой куртке!» – а потом согласился: стильная курточка придала образу Ганжи особый шик. Актер не скрывает, что в непростые перестроечные годы этот образ не раз выручал его: «Когда в стране были проблемы с едой, я, заходя в магазин, с грустью смотрел на пустой прилавок, а продавщица вдруг говорила: «Ой! Ганжа к нам пришел!» Я спрашивал: «А что же у вас пусто?» Она отвечала: «Для тебя – что хочешь!» И доставала «что хочешь» из каких-то закромов».

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛЕДНЁВА И НАХОДЧИВЫЙ ЛЕДНЁВ
Роль Нелли Леднёвой, влюбившейся в Нестора Петровича, досталась Светлане Крючковой благодаря счастливому стечению обстоятельств. «Получилось так, что мой муж Юрий Векслер, отказавшийся от предложения сыграть Ганжу, попросил меня, студентку Школы-студии МХАТ, вернуть сценарий на «Мосфильм», – вспоминает актриса. – На студии в дверях я столкнулась с незнакомым человеком, который неожиданно спросил: «А что вы делаете вечером?» – «А в чем дело?» – «Приходите репетировать». Незнакомец оказался режиссером «Большой перемены» Алексеем Кореневым. На пробах он поставил мне задачу: «Вы – жена Ганжи. Збруев вас втаскивает в комнату, а вы изо всех сил сопротивляетесь». Збруев меня тащит, а я чувствую, что он побеждает. И от отчаяния я его… укусила за палец! Пошла кровь. Режиссер сказал: «Достаточно!» Я поняла, что это провал. Пошла домой и по дороге расплакалась от расстройства. Но дома раздался звонок: «Вы будете сниматься, но в другой роли». Так я и сыграла Леднёву». В фильме студентка продемонстрировала не только актерский талант, но и певческий, исполнив знаменитое ныне «Мы выбираем, нас выбирают...» Выход картины на экраны пришелся как раз на ту пору, когда Светлана окончила Школу-студию. В итоге актрису хотели принять на работу все театры столицы.
В повести Георгия Садовникова «Иду к людям», по мотивам которой снимали «Большую перемену», у Леднёвой был не отец, а мама. Но героя решили сделать мужчиной и пригласили на эту роль Евгения Леонова. Евгений Павлович сам предложил, чтобы его персонаж забрался в школу через окно – «молодость вспомнил». И сцена, где Леднёв пытается учить историю во сне, – тоже придумка актера.

СТРАСТНЫЙ ЛЯПИШЕВ
Виктор Проскурин, в то время студент Щукинского театрального училища, тоже попал на роль Генки Ляпишева случайно. «Я тогда снимался в телесериале «Назначение» вместе с Еленой Кореневой. Жанр был для советского телевидения еще неизведан, и неопытный режиссер потерпел фиаско, – рассказывал актер. – Мы, расстроенные, собрались у отца Елены – известного режиссера Алексея Коренева. Сидели на кухне, обсуждали, и тут Алексей Александрович неожиданно предложил мне: «Сниматься хочешь?» И я, не успев опомниться, получил в руки сценарий. Конечно, мне захотелось сыграть Ганжу, но Коренев ответил: «Молод еще. Давай лучше Генку Ляпишева». Вот так, неожиданно, без проб, я и попал в эту картину». Молодой актер невольно «отличился» на съемках сцены свидания с красавицей Люськой, которую сыграла Ирина Азер. «Помните сцену, когда Люська ждет Ляпишева на танцах, а его увел на лекцию Петрыкин-Быков? Появился кавалер поздно вечером и весь мокрый, потому что бежал по пояс в воде, – рассказывала актриса. – Витя Проскурин страшно замерз на съемке, и, чтобы согрелся, ему налили водки. По-моему, он первый раз в жизни ее тогда попробовал. Захмелел и пошел искупнуться. Все его ищут, а Вити нет… Возвращается раненый: напоролся в пруду на стекло и порезал ногу. Ногу забинтовали и опять начали снимать. «Витя, я тебя прошу, не надо меня целовать. Камеры стоят так, что ничего не видно. Просто обнимемся, – говорю я Проскурину. – А он возьми да и поцелуй меня с пьяных глаз по-настоящему. Кажется, именно этот дубль и вошел в картину».

ОСТРОУМНАЯ КОРОВЯНСКАЯ И НЕИЗВЕСТНЫЙ ТИМОХИН
На роль Люськи пробовалась и актриса Нина Маслова. «Я репетировала с Валерой Носиком, который сначала собирался играть Ляпишева, а потом стал Фукиным, – рассказывает актриса. – Но, посмотрев кинопробы, Коренев сказал: «Я хочу предложить тебе сыграть Коровянскую. Обещаю, вашу пару с Крамаровым не забудут». Кстати, могу похвастаться. Это я на съемках придумала наш диалог с Савелием: «А что это ты мне глазки строишь?» – «А чего тебе, кооператив строить?»
Персонаж Савелия Крамарова Тимохин должен был стать главным героем пятой, так и не снятой, серии картины. «В фильм не вошел один очень смешной эпизод, – рассказывал сценарист Георгий Садовников. – Картина заканчивается балом. Но он возник как-то искусственно. По сценарию, танцы должны были следовать после спектакля, который решила поставить жена Ганжи. И привлекла к репетициям Нестора Петровича. Играли «Евгения Онегина», а главную роль взял на себя Тимохин-Крамаров. Оказалось, что в местном драмтеатре у него работает тетка, которая может помочь с костюмами, но при условии: Татьяну должна играть его возлюбленная Коровянская. У Коровянской ничего не получалось, и за 15 минут до начала представления она сбежала. Жена Ганжи заменить ее не смогла – она сорвала голос на репетициях. Последней надеждой оказался Нестор Петрович, который единственный знал текст наизусть. Нестора загримировали, он стал похож на старую графиню из «Пиковой дамы» и в таком виде появился перед Крамаровым. А тот ничего не подозревал… В общем, должно было быть смешно… Но время и деньги, выделенные на съемки, закончились, поэтому мы не стали затевать 5-ю серию». А после того, как Крамаров эмигрировал в США, его фамилию и вовсе убрали из титров «Большой перемены». Но зрителям это не мешает по сей день любить и персонажа, и актера, и весь фильм!