Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
МАРИНА ЛАДЫНИНА: «ВЕЛИКОЙ СЕБЯ НЕ СЧИТАЮ, НО НЕПОВТОРИМОЙ – ЭТО ТОЧНО!»
E24 11 b 10
E24 11 b 6
E24 11 b 7
E24 11 b 8
Трактористка Марьяна, свинарка Глаша, председатель колхоза Галина Ермолаевна... Одной из любимейших актрис советской эпохи Марине Ладыниной 24 июня исполнилось бы 110 лет. Ее жизнь была долгой, но в кино Марина Алексеевна блистала только первую ее половину. Судьба легендарной актрисы в кадре и за кадром – в историях из жизни.

«ЛАДЫНИНА, ВЫГОНИМ!»
«Мне кажется, я родилась с желанием стать актрисой», – говорила Марина Ладынина. Она появилась на свет в 1908 году в глухой сибирской деревне Скотинино, позже семья переехала в город Ачинск Красноярского края. Ее отец был простым человеком с тремя классами церковно-приходской школы, но все вокруг называли его лордом за такт и манеры. Марина была старшей из четверых детей, поэтому активно участвовала в ведении хозяйства. Вспоминая съемки в картине «Свинарка и пастух», Ладынина смеялась: «Никто не верил, что я могу по-настоящему доить коров. А ведь это я умела с детства!» Со второго класса она выступала в школьных спектаклях в качестве суфлера. Увлекшись пьесой, Марина иногда проигрывала в своей будке все роли спектакля так, что ее голос заглушал актеров. За это ей попадало: «Ладынина, выгоним – очень слышно тебя!»

ОСОБО ОДАРЁННАЯ
В 1929 году комитет комсомола направил Марину Ладынину в Москву поступать на факультет общественных наук. Она поехала и поступила... в ГИТИС. Провинциалке не были знакомы лица артистов-экзаменаторов, которые тогда знала вся Москва, поэтому Ладынина не испугалась, плясала и читала стихи так же естественно, как в школьных спектаклях. Ее приняли сразу, даже освободили от экзаменов по остальным предметам, а в ведомости написали: «Особо одаренная». На киносъемках Ладынина впервые оказалась еще во время учебы: ее пригласили на эпизодическую роль в фильме «В город входить нельзя». В день премьеры Марина обнаружила у кинотеатра огромную афишу со своим изображением и несколько дней стояла у этой афиши в надежде, что прохожие ее узнают. Никто не узнал. Марина не особенно расстроилась: становиться киноактрисой она не планировала – ее мечты были связаны с театром. В 1933 году актрису приняли во МХАТ. Ее очень хвалил Горький, а Станиславский писал, что видит в Ладыниной будущее театра. Но параллельно с театральными ролями Ладынина продолжала сниматься в кино – это называлось «заработать денег». Кстати, именно тогда главная положительная героиня своего времени снялась в своей единственной отрицательной роли. В приключенческом фильме «Застава у Чертова брода» Ладынина сыграла учительницу, которая соблазняет начальника погранзаставы. Эту картину зритель так и не увидел – ее не выпустили на экраны по идеологическим соображениям.

«ЧТО ЗА БАБНИК?»
Статная и красивая Марина всегда нравилась мужчинам. Ее первым мужем стал однокурсник, актер Иван Любезнов. Брак оказался недолгим, но Любезнов остался партнером Ладыниной по фильмам и другом по жизни. Однажды в актрису влюбился итальянец. Понятно, что в те времена ничего хорошего из этого не вышло. На Лубянке Марине предложили уехать в Италию и быть шпионкой, но она отказалась. Тогда ее уволили из театра и перестали приглашать в кино... 14 апреля 1936 года Марина вышла из Дома кино вместе с подругой Лалой. К ним подошел высокий мужчина – знакомый Лалы Иван. Лала пригласила всех в гости. На автобусной остановке Иван замешкался, и двери автобуса закрылись перед ним. «Не судьба», – сказал он. Автобус проехал несколько метров, остановился, и двери снова открылись. Иван вбежал в автобус со словами: «Это судьба!» Весь вечер он не сводил с Марины глаз, а потом пошел ее провожать и сразу сказал, что любит и хочет жениться. Ладынина потом выспрашивала у подруги: «Что за бабник такой, что в первый же вечер делает девушке предложение?» «Бабником» оказался известный режиссер Иван Пырьев, который и вернул актрису в профессию.

«АНТИПЫРЬИН»
Воссоединение Ладыниной и Пырьева было драматичным. Режиссер был женат на известной актрисе Аде Войцик, метался между женой и любимой. Ладынина скрыла от него беременность и дала сыну Андрею свою фамилию, а из роддома актрису встречал... первый муж Иван Любезнов. Но всё наладилось, Ладынина и Пырьев прожили вместе больше 20 лет. Режиссер дал актрисе главные роли в девяти своих фильмах и сделал из нее настоящую звезду. Их отношения никогда не были безоблачными. «Великий и ужасный» Пырьев отличался несдержанностью: мог в приступе ярости гоняться за пожарным, помешавшим съемке в павильоне, выбросить плохой сценарий на глазах у автора, накричать на актера. Раневская, снимавшаяся у Пырьева, как-то заметила: «Я и так пью много лекарств, а теперь мне нужно еще одно – «Антипырьин». Но жену Иван Александрович очень любил. «Она аристократка духа, и самое страшное – потерять ее уважение», – говорил режиссер. Когда в 1953 году он задумал снимать картину «Испытание верности», вышел приказ о том, что режиссерам запрещается снимать своих жен. Тогда Пырьев собрал все фотопробы претенденток на главную роль и отнес в Госкино: «И что, они выглядят лучше Ладыниной?!» Актрису тут же утвердили. По иронии судьбы, именно этот фильм оказался для актрисы последним. В то время Пырьев увлекся молодой актрисой Людмилой Марченко, и Ладынина не смогла ему это простить. Супруги разъехались, а через два года развелись. Кинокарьера Марины Алексеевны закончилась одновременно с браком. До сих пор точно неизвестно, что заставило актрису уйти из кинематографа... Но ее фильмы продолжали показывать, и Ладынина, не снимаясь, оставалась любимой актрисой советского кино. Сын Ладыниной и Пырьева Андрей стал кинорежиссером. А внук, которого назвали Иваном в честь знаменитого деда, – ученым-египтологом. Он преподает в МГУ и живет в знаменитом доме на Котельнической набережной, в квартире, которую ему завещала легендарная бабушка.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКТРИСА
Все работы Марины Алексеевны в кино имели грандиозный успех. Сама же Ладынина порой шутя называла себя «сельскохозяйственной актрисой» и признавалась, что всегда мечтала раскрыть свой драматический талант. Но все-таки ее любимым фильмом был «Свинарка и пастух». «Мне рассказывали, что Американская киноакадемия рассматривала вопрос о присуждении мне «Оскара» за этот фильм», – с гордостью говорила Марина Алексеевна. На съемках картины «Трактористы» Ладынина сама водила трактор и носилась по степи на мотоцикле. «Когда я узнала, что надо ездить на мотоцикле, я была счастлива! – признавалась она. – Сначала по роли мне не надо было им управлять, но у меня был мальчишеский характер. Пырьев знал мои страсти и закрыл мотоцикл в сарае на замок. Но однажды сарай не был закрыт... Мой партнер Колька Крючков сказал: «Маринка, не дрейфь!» – и научил меня падать, если вдруг я не смогу остановить мотоцикл. Ну, конечно, всё так и случилось. Но зато упала я, как надо!» За «Трактористов» Ладынина получила свою первую Государственную премию. Но самой популярной стала картина «Кубанские казаки». «Мы снимали в настоящей станице, и нас не охранял никакой ОМОН, так что если бы мы снимали неправду, жители станицы нас просто бы растерзали! – рассказывала Марина Алексеевна. – А они относились к нам прекрасно. И свою лучшую рецензию в жизни я получила от председателя того колхоза. Он прислал мне письмо: «Ты – наша. И конем ты управляешь, как заправский наездник. И смеешься, как наши жены. У тебя и юбка болтается по ботинкам так, как у наших баб». После выхода «Кубанских казаков» Ладыниной было присвоено звание народной артистки СССР.

«ТЕПЕРЬ ВСЕ УЗНАЮТ, СКОЛЬКО МНЕ ЛЕТ!»
К своему возрасту у Ладыниной было особое отношение. Актриса очень не хотела выходить на пенсию. «Пенсия у нее могла бы быть, как у замминистра, но она запрещала даже произносить слово «пенсионер», – рассказывал ее сын Андрей. Накануне 90-летия актрисы ей стали вручать всевозможные награды, в том числе премию «Ника». «Позвонил ей: «Мам, я слышал, тебе «Нику» собираются вручить», – вспоминал Андрей. – Она в ответ: «Да, сволочи, собираются». – «Но почему сволочи-то?» – «Так теперь все узнают, сколько мне лет!» Ладынину приглашали в кино и в 70, и в 80, и в 90 лет. Но ей очень не хотелось играть возрастные роли. Она ходила на пробы, но, просматривая их, всякий раз повторяла: «Это не я! Выгоните оператора!» А Николаю Губенко, который пригласил актрису в картину «И жизнь, и слезы, и любовь», заявила: «Чтобы я играла старуху?! Да никогда в жизни!»

ВЕЛИКАЯ И НЕПОВТОРИМАЯ
Степень популярности Марины Ладыниной была огромна. Она единственная из отечественных актрис была пять раз отмечена Государственной премией СССР. Актрису боготворили и засыпали тысячами писем. Порой на конвертах писали просто: «Москва. Ладыниной», или: «Мосфильм. Председателю колхоза «Заветы Ильича» Галине Пересветовой». «Галину Пересветову» звали замуж и просились на работу в ее колхоз. У нее не было недостатка в поклонниках, она в любом возрасте оставалась очень привлекательной женщиной. После развода с Пырьевым ей неоднократно делали предложения, но замуж Марина Алексеевна больше не вышла. Будучи уже в очень почтенном возрасте, она играла в Театре-студии киноактера, брала уроки вокала, путешествовала. Однажды актрису пригласили участвовать в концерте «Великие и неповторимые», и она сказала: «Великой себя не считаю, но неповторимой – это точно!»