Link to index Архив публикаций
Link to index ПОРТРЕТ АУДИТОРИЯ РАСЦЕНКИ ПРИНЦИПЫ КЛИЕНТЫ КОНТАКТЫ АРХИВ ИГРЫ ПРОГРАММЫ
ТВ-ЮБИЛЕЙ
ОБЫКНОВЕННЫЕ ЧУДЕСА АЛЕКСАНДРА АБДУЛОВА
E21 08 c 3
E21 08 c 6
E21 08 c 8
E21 08 c 5
Александра Абдулова сделала знаменитой роль Медведя в сказке «Обыкновенное чудо». Говорят, в жизни актер не был похож на своего романтичного героя. Но чудес в его жизни тоже хватало! К 29 мая, когда исполняется 65 лет со дня рождения Александра Гаврииловича, мы решили вспомнить некоторые из них.

ЧУДЕСА СТОЙКОСТИ
Мама актера, Людмила Крайнова, вспоминала, что он рос ужасным непоседой: «Саша всегда был как вьюн. Ни секунды не мог усидеть на месте. Боже мой, сколько же «двоек» он получал! Сказать, что учился неважно, – ничего не сказать. Придет иной раз домой, я говорю: «Покажи дневник». Дальше начинается спектакль. Саша долго ищет в портфеле, наконец восклицает: «Мам, какой же я дурак, наверняка, в школе его оставил – в парте забыл! Завтра принесу». Я настаиваю: «Не надо ждать до завтра, сбегай сейчас». Уйдет – как будто и вправду в школу. Вскоре возвращается. И такой расстроенный, просто пожалеть хочется: «Мам, ну бывает же, не везет. Почему-то там всё закрыто. Уж я стучал, стучал…» Вздыхаю: «Ладно, но завтра непременно принеси!» На другой день заявляет: «Ты представляешь, а дневника-то и там нет. Наверное, кто-то из ребят подшутил, спрятал». Через несколько дней во время уборки обнаруживаю «пропажу» – шваброй из-под дивана зацепила. Открываю – сплошные «двойки». Однако при всей своей непоседливости однажды Абдулов проявил недюжинное терпение. «Я очень хотел дорогие ботинки... – как-то рассказал он. – И вот однажды отец мне сказал, что идем покупать мне туфли для выпускного бала. Мы пришли в магазин, и я помню, что выбирал не обувь, а цену. Мой взгляд остановился на ботинках фирмы «Цебо» с самой высокой ценой – 32 рубля. Увы, единственная имевшаяся в наличии пара оказалась на размер меньше, чем я носил. Но у меня не хватило сил признаться в этом отцу. Я сказал, что ботинки сидят замечательно, и мы их купили. В результате со скрюченными пальцами и закушенной губой я отправился на выпускной. Обратно шел босиком, потому что больше терпеть не мог. Но туфли за 32 рубля я все-таки получил!..»

ЧУДЕСА НАГЛОСТИ
Александр Абдулов рос в театральной семье – его отец был режиссером Ферганского театра. Так что вопроса о выборе профессии даже не стояло – с пяти лет мальчик играл на сцене. Но с поступлением в театральный вуз у Александра Гаврииловича дело поначалу не задалось. В Щепкинское училище его не приняли с формулировкой «Несоответствие внешних и внутренних данных». На следующий год абитуриент прошел во все театральные вузы, но его документы остались в «Щепке», и руководство вуза не хотело отпускать парня к конкурентам. С боем он всё же забрал документы, чтобы отнести их в МХАТ, но вслед услышал, что там учиться не будет точно. «Я-то считал, что уже практически принят. Но вдруг оказалось, что сочинения проверяет педагог... Щепкинского училища! – вспоминал он. – И после того, как я с экзамена вынес сочинение брату, преподавателю русского языка и литературы, и брат его вычитал, в моей работе нашли... 42 (!) ошибки. Видимо, у них были свои правила русского языка...» Практически без надежды Абдулов заглянул в ГИТИС. Секретарь ректора решила проверить его удачу и позвонила декану актерского факультета: возьмет трубку – у абитуриента есть шанс, нет – не судьба. «И декан отвечает: «Я сейчас приду», – вспоминал актер. – Пришла, послушала меня: «Как раз идет заседание ректората, и там сидит Иосиф Моисеевич Раевский, который набирает курс». Для меня «Раевский» – только имя, я его до тех пор и в глаза-то не видел. Вхожу. «Кто из вас, – говорю, – Раевский?!» (Такой наглости никто от меня, разумеется, не ожидал... Но это от зажима случилось.) – «Ну, я». – «Давайте я вам читать буду». Он послушал, потом вывел меня и сказал: «Ладно, чтобы ты не сделал опять 42 ошибки, сочинение сдавать не будешь». И взял меня в институт на свой курс...»

ЧУДЕСА ИЗВОРОТЛИВОСТИ
Однокурсники по институту вспоминают, что Абдулов не раз бывал на грани отчисления. Однажды, например, актер не посещал вуз целый месяц, прикрываясь поддельными справками о болезни, которые ему выдавала знакомая медсестра. И всё бы ничего, но однажды кто-то в деканате пригляделся к этим бланкам. На них стояла печать «Роддом № 10»... Скандал был страшный, и бумаги на отчисление нерадивого студента уже были напечатаны. Но, к счастью, ректор решил выяснить, зачем Абдулову понадобилось столько прогулов. Оказалось, что студент целыми днями пропадал на «Мосфильме», узнавал, какие фильмы там снимаются, и предлагал себя ассистентам режиссеров. Такая тяга к работе умилила ректора, и Александр Гавриилович остался в вузе. Кстати, ассистент режиссера, которая искала актеров для фильма «Про Витю, про Машу и морскую пехоту», увидела его именно в ГИТИСе. Так что вопреки своему рвению первую роль Абдулов получил, не выходя из стен родного вуза.

ЧУДЕСА ХРАБРОСТИ
Трюки Александр Абдулов обычно выполнял сам, благо позволяла хорошая физическая подготовка. Он признавался: «Наверное, это было продиктовано желанием не вписываться в общий строй... Сказывалось и мое восточное воспитание: мне казалось оскорбительным не суметь сделать то, что может выполнить другой мужчина». Режиссер Владимир Фатьянов, который снял Абдулова в сериале «Маршрут», рассказывает: «Саша был отчаянный и рисковый. В одном из эпизодов сериала его персонаж прыгает с 12-метровой горы в водопад, спасая ребенка. Абдулов и слышать не хотел о дублере. При том что внизу глубина всего метра полтора, да и с такой высоты очень опасно нырять человеку, не имеющему навыков. Но он свое: «Зритель должен видеть, как я сам выполняю трюк!» Я пытался его отговорить: «Саш, ты обалдел? Еще голову себе разобьешь или ноги переломаешь! Да с такой высоты не каждый каскадер прыгнет!» В конце концов нашли компромисс. Каскадер прыгнул с вершины, а Абдулова мы на лестнице подняли на середину водопада, и он нырнул с высоты пять метров. К счастью, все обошлось, в чем сам Саша ни секунды не сомневался. Не раз я слышал от него: «У меня сильный ангел-хранитель, так что за меня не беспокойся!» А однажды Александр Гавриилович и вовсе получил приз как лучший каскадер. Эту награду ему дали за трюк в фильме «Убить дракона». «Меня поднимали краном за ноги на высоту сорок пять метров, – рассказывал актер. – На съемках присутствовал один немецкий продюсер. Марк Захаров спросил его, сколько бы тот заплатил за такой трюк немецкому актеру. Тот ответил без колебаний – тридцать тысяч марок. А я получал только суточные. Когда узнал об этом, долго не мог опомниться, всё воображал, что бы я купил на такие сумасшедшие деньги».

ЧУДЕСА ЛОВКОСТИ
Экстремальным для Александра Гаврииловича стал и первый режиссерский опыт – фильм «Бременские музыканты». На съемках было задействовано множество животных, включая... бегемотиху! Вот она-то и подарила Абдулову незабываемые впечатления. «Это было ужасно, – жаловался он. – Наша актриса Жужа из Бакинского зоопарка оказалась «женщиной» колоритной – две с половиной тонны весом. А бегемоты, несмотря на солидную комплекцию, очень быстро бегают. В кадре Жужа должна была промчаться мимо меня. Смотрю в монитор: она бежит прямо на меня, укрупняется, укрупняется... И тут я поднимаю голову и вижу, что бегемотиха уже в трех метрах! Я едва успел подхватить монитор вместе со столиком и отскочить в сторону. Через минуту Жужа пронеслась по тому месту, где я стоял...»

ЧУДЕСА ТАКТИЧНОСТИ
Александр Абдулов был одним из немногих, кого слушалась известная своим невыносимым характером Татьяна Пельтцер. Сам он это объяснял так: «Татьяна Ивановна совершенно не переносила, когда с ней носились. Вот только позволь себе «сюси-пуси» – и она тебя раздавит. Да и потом, возраст уже, она нездорова была и отчего-то начала бояться сцены. Заходила в «предбанник» и дальше не шла. Никто ее не мог заставить. Тогда разыскивали меня. На самом деле всё было предельно просто: она позволяла обращаться с собой только на равных. И я подходил к ней со словами: «Бабк, чё встала-то! Ну, давай-ка, пойдем!» – «А что такое?» – «Мне долго ждать? Сейчас выйдем, и ты сыграешь!» И она шла». Силы начинали оставлять пожилую актрису, ей всё труднее было играть. Однажды в театре даже подняли вопрос, не убрать ли Пельтцер из спектакля «Поминальная молитва» – она начала забывать текст своей роли. И тут Абдулов встал и сказал: «Не надо! Не убирайте Пельтцер из спектакля… Я буду говорить за нее текст». Александр Гавриилович в этом спектакле играл сына героини Пельтцер. И умудрялся давать своей партнерше подсказки так хитро, что зрители ничего не замечали.

ЧУДЕСА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
Дочь актера Женя родилась, когда ему было уже 53 года. Он души в ней не чаял, но, говорят, не слишком хотел, чтобы она стала актрисой. Но с такой наследственностью бороться трудно. Сейчас Жене 11 лет, и друзья семьи рассказывают, что девочка растет очень артистичной. Она уже снялась в своем первом фильме – «Любовь и сакс». Причем на роль ее пригласила лично режиссер Алла Сурикова. Алла Ильинична призналась: «Я очень долго искала юную актрису. Не могла найти девятилетнюю девочку, которая бы не утратила наивности, непосредственности и искренности. Увидела фото Женечки в журнале, связалась с ее мамой. На пробах поняла: это она. Талант у Жени – явно от папы, и характер есть. Не исключаю, что она станет режиссером». Первые режиссерские опыты у Жени тоже уже есть: она делает мультфильмы при помощи специальной программы на телефоне.